Заяев: «Некоторые игроки Металлурга напоминают кабанчика»
Анатолий Заяев В текущем сезоне мы уже не первый раз обращаемся к титану тренерского цеха Украины Анатолию Заяеву – ныне спортивному директору запорожского «Металлурга». Что делать, провальное выступление этой команды порождает массу вопросов. И кто как не Заяев, знающий ситуацию изнутри, расскажет о причинах неудач «Металлурга».
– Анатолий Николаевич, два очка после 11-ти туров не нуждаются в комментариях. Можно ли назвать сезон потерянным? Или вы вспомните из своего богатого опыта подобные случаи, когда удавалось исправить ситуацию?
– Если брать мою тренерскую карьеру, то такого у меня никогда не было. А вот когда я работал начальником команды, то меня бросали на горячие участки, и я спасал положение. Причем было это не раз. Сразу вспоминается 1963 год. Кто-то может сказать, что это было давно и не воспримет мои слова всерьез. Но это могут сделать только те люди, которые сами, не сделав ничего, претендуют на что-то в футболе нашей страны. Так вот тогда, почти 50 лет назад, «Таврия» не могла выиграть ни у кого. И ситуация изменилась лишь с моим приходом.
Вспоминается еще сезон 1978 года, тогда я отработал в «Днепре», а когда в начале следующего чемпионата моя родная «Таврия» начала играть его из рук вон плохо – точь-в-точь, как сейчас «Металлург» – я призван был ее спасать. Выступали тогда симферопольцы в первой союзной лиге – тоже, скажу я вам, не сладкий пряник. Так вот мне удалось сохранить прописку для команды, а затем она уже через год смогла завоевать путевку в высшую лигу чемпионата СССР. Объяснять, что это за уровень, думаю, не нужно никому. Такого чемпионата никогда не было и не будет! Разве что Лига чемпионов, но это же международные соревнования.
– Давайте ближе к сезону нынешнему…
– Сначала «Металлург» возглавил Анатолий Бузник – интересный интеллигентный человек со своим видением футбола. У него, мне кажется, что-то могло бы получиться. Но вопрос, как я понимаю, стоял в комплектации. И здесь он совершил ошибку, отправившись в Хорватию. Зачем ехать за границу летом, если надо просматривать футболистов? Тем более что в Украине есть Крым с прекрасным климатом, с морем. Другое дело зима – тогда можно ехать хоть в Испанию, хоть в Анталию, хоть в Израиль – куда угодно. Я не хочу осуждать Анатолия Ивановича за то, что он ушел перед первым туром – это его дело, но я бы так не поступил.
– Бузник пробыл в Запорожье недолго, и его, пожалуй, уже забыли…
– Ему на смену прибыл молодой тренер, которого уже успела побить жизнь. Поначалу Сергей Ковалец мне понравился неординарным подходом к занятиям. Но вскоре я начал понимать, что тренировочный процесс ненасыщенный. Это уже потом Кварцяный посчитал, что на команду 73 килограмма лишнего веса. Он был не у всех – у Писоцкого, Соболя, еще пары человек проблем с этим не было. А у остальных были. Такого в команде Премьер-лиги быть просто не может! Я не знаю, почему Сергей Иванович и все остальные не обращали на это внимания. Футболисты тоже должны понимать, они профессионалы. Вспоминаю, как когда-то моя мама откармливала кабанчика, а потом мы ели кровянку и другие вкусности. Так вот некоторые игроки сейчас мне напоминают того кабанчика.
Помню в чемпионском составе «Таврии» у нас был Волков по кличке «автоген». Так у него при росте 187 сантиметров мы высчитали оптимальный вес 76, 5 килограмм. А у Гайдаша при том же росте – 79, 5. Дело ведь не только в росте, но и в грудной окружности. Нынешний тренер МФК «Николаев» Руслан Забранский, когда футболистом играл за николаевский СКА, имел 173 см и 77 кг. Мы понизили вес на 5 килограмм. Можете спросить у него. После этого играть было комфортно, просто, надежно.
– В чем причина этого несоответствия в «Металлурге»?
– Потому что тренировки при Ковальце длились всего по 50 минут. За все отвечал главный тренер, а всем остальным не было никакого дела. Это я в свое время, будучи начальником команды, сотрудничал и с тренерами, и врачами, и с остальными работниками коллектива. Если сесть подумать, то у Ковальца не получилось сохранить команду ни в ФК «Львов», ни в «Оболони», ни здесь. Наверное, просто пока тренер не готов работать на таком уровне. Он говорит, что ученик Мирона Маркевича. Но в «Металлисте», да и в других командах, где работал Маркевич, был результат. Сейчас у него бразильцы, аргентинцы высокого уровня – за них платят сумасшедшие деньги. В Запорожье, кроме Жуниора, таких нет. И вообще я считаю, что если ты решил стать тренером, будь им, а не надо ссылаться на Иванова, Сидорова или Маркевича. Это просто смешно. Дальше не буду рассказывать.
– И все же о шансах на спасение нынешнего «Металлурга»…
– Сейчас ведь за победу дают не два, а три очка. Пару выигрышей – и уже соперники рядом. А потом еще два удачных поединка – и ты в середине турнирной таблицы. Играть еще долго. Много будет зависеть от конкурентов. Конечно, потеряно ужасно много. Я не понимаю, почему «Металлург» не обыграл «Карпаты» или ту же «Говерлу». Непонятное судейство было в Луганске против «Зари», где мы ни в чем не уступали.
У нас есть хорошие местные молодые футболисты – Писоцкий, Рудыка, Опанасенко, Цуриков, Сидорчук, Соболь. Но кроме таланта у них должны еще гореть глаза. Я помню, как при моем тренерстве ребята между собой спорили, кто из них забьет в следующей игре. Женщины, работницы клуба, приходили на тренировки, потому что это было интересно. Когда только в стране появилась валюта, я менял по одному доллару и давал их тем, кто, например, забивал в падении головой. Призом могла служить даже шоколадка. Тогда команда жила футболом. И поэтому все мои команды занимали первые места – в «Таврии» мы были чемпионами Украины и победителями первой союзной лиги, и в Николаеве, где выиграли первую украинскую лигу, и в Житомире, Черкассах, где были лучшими во Второй лиге.
– Виталий Кварцяный начал с двух крупных поражений…
– У нас команда есть! Нам повезло, что здесь согласился работать Виталий Владимирович. Пришел рисковать своим именем, своей репутацией. Он начал подготовку команды с больших изменений. Иногда было по три тренировки в день. Единственное, за что я переживаю – Виталий Владимирович сильно эмоционально ко всему подходит. Может, стоит больше уделять внимания индивидуальным беседам, в которых учить, рассказывать, раскрепощать. А то вон Олег Блохин понервничал, и уже есть работа медицине.
– Как проходит ваша взаимная работа с главным тренером?
– Сразу скажу, я не тренирую. Моя должность – спортивный директор. Очень уважаю работу Кварцяного и являюсь его помощником, когда это надо. Стараюсь не пропускать ни одной тренировки. Решения по приобретению футболистов принимаем коллегиально. Того же Милана Пуровича мы просмотрели в Харькове во время товарищеской игры против «Металлиста». Он и забил дважды, все мячи выиграл. Мы даже побоялись, что он останется в Харькове. Но так бывает, что на опыте, на энтузиазме человек выстрелит на короткий отрезок, а потом сказывается, что он не тренировался несколько месяцев.
Вы знаете, я хочу завершить интервью пожеланием. Если бы вся страна наблюдала за тем, как я живу, было бы очень хорошо. Все бы увидели, как я по два часа в день делаю зарядку, а потом радуюсь жизни, неважно, что на улице – солнце или тучи. Нужно жить правильно, независимо, чем ты занимаешься – футболом или другим делом. Любить людей и жить для них.