За проезд передайте. Шесть автобусов XXI века
Обозреватель Eurosport.ru Федор Маслов рассказывает о случаях, когда общественный транспорт перегораживал дорогу, а объездные пути найти не удавалось.
Сборная Греции-2004
Водитель автобуса: Отто Рехагель
Команда-нонсенс на победном для нее чемпионате Европы-2004 потерпела лишь одно поражение – в последнем матче группового этапа Греция уступила сборной России. После той победы вся наша страна болела за команду Рехагеля – чтобы после финального матча гордо сказать: «Чемпионы? А единственное поражение они от кого потерпели? То-то же». Хитрый немецкий тренер играл двумя оборонительными эшелонами. Первый, глубокий, состоял из Сейтаридиса, Делласа, Капсиса и Фиссаса, а во второй линии живого щита носились Яннакопулос, Басинас, Загоракис и Кацуранис. Люди, фамилии которых до Евро звучали как нецензурные ругательства, лишь раз за чемпионат забили больше одного гола, но этого оказалось достаточно, чтобы стать лучшими на континенте – кинжальный удар Харистеаса в финале принес грекам статус национальных героисов, а мир впервые увидел, как плачет Криштиану Роналду.
«Рубин»-2008, 2009, 2010
Водитель автобуса: Курбан Бердыев
«Рубин» чемпионской эпохи – это апологет качественной и плодоносной оборонительной игры. Слова антифутбол и уныние встречались в каждой газетной заметке, а Курбан Бердыев носил звание палача зрелища. Не обращая внимания на подначки и уколы, «Рубин» стоял насмерть в штрафной и при первой же возможности уничтожал соперника расстрельными контратаками. В стартовом составе казанцев нередко выходило по шесть оборонительных футболистов – как в легендарном матче против «Барселоны», когда Ансальди, Навас, Салуквадзе, Шаронов и Калешин отвечали непосредственно за оборону, Семак на позиции опорника стелился в подкатах против Месси и Ибрагимовича, а Нобоа и Рязанцев большую часть матча провели на своей половине, напрягая Хави, Иньесту и Туре. С этой тактикой «Рубин» дважды стал чемпионом России и хорошенько пошумел в Европе, отобрав очки у каталонцев и сыграв вничью с «Интером» Моуринью. Затем Бердыеву надоели постоянные упреки болельщиков, журналистов и коллег – он отказался от оборонительного футбола и принялся строить в Казани свою «Барселону».
«Интер»-2010
Водитель автобуса: Жозе Моуринью
То были времена великой «Барселоны», закатывающей соперников в газоны строго по расписанию. Сбой случился в полуфинале Лиги чемпионов – Жозе Моуринью, еще во времена работы в «Челси» издевавшийся над тренерами, пользовавшимися услугами общественного транспорта в штрафной, теперь сам избрал тактику закрытой оборонительной игры. Победив в первом матче на «Сан-Сиро» 3:1, в ответной игре против «Барселоны» Моуринью сделал все, чтобы минимизировать риски. Оборонительной работой занимались все, включая Это’О и Снейдера, – только проводившему лучший сезон в карьере Диего Милито разрешено было дежурить в центре поля в ожидании мяча. Ограничив владение мячом 17 процентами времени, «Интер» впервые за 40 лет вышел в финал, выиграл Лигу (вдобавок к чемпионату и Кубку Италии), а Жозе Моуринью стал тренером года по версии ФИФА.
«Челси»-2012
Водитель автобуса: Роберто ди Маттео
Победа того «Челси» в финале Лиги чемпионов наряду со сборной Греции-2004 стала ярчайшим примером того, как автобусная тактика приводит к грандиозным победам. В розыгрыше Лиги чемпионов то был не просто автобус, а Автобус Автобусович – у своих ворот лондонцы стояли и в гостевом четвертьфинале с «Бенфикой», и в финале с «Баварией», но самым запоминающимся стал первый полуфинальный матч против «Барселоны». Каталонцы получили в пользование 85 процентов «Стэмфорд Бридж», били по штангам и перекладинам, но «Челси» стоял. Не пропустить от «Барсы» можно было только так, но даже при строгом следовании всех правил пользования общественным транспортом, итоговый результат зависел в первую очередь от команды Гвардиолы. У нее были Месси, Хави и Иньеста, а этим ребятам, как известно, на любые своды футбольных законов применительно к планете Земля плевать. Тогда повезло – «Барселона» покинула «Стэмфорд» без голов, а «Челси» в быстрой контратаке забил и поехал на «Камп Ноу» с минимальным преимуществом. Его оказалось достаточно, чтобы пройти в финал, а там, снова аккуратно припарковавшись, одолеть по пенальти «Баварию» и впервые в истории стать обладателем желанного трофея.
Сборная Коста-Рики-2014
Водитель автобуса: Хорхе Луис Пинто
Майкл Уманья, Рой Миллер, Хуниoр Диас, Кристиан Гамбоа, Хеанкарло Гонсалес, Оскар Дуарте –кто все эти люди? Между прочим, они – основные действующие лица сборной Коста-Рики. Главный тренер Хорхе Луис Пинто строит игру на фундаменте из пяти защитников и максимально простой стратегии выносов из серии «бей – беги» в надежде на цепкость нападающих Джоэля Кампбэлла и Альвaро Саборио. С помощью шлифованной отбойной тактики костариканцы обыграли четвертьфиналиста прошлого мундиаля Парагвай в мартовском товарищеском матче. На чемпионате мира-2014 им очень не повезло с группой – Англия, Уругвай и Италия наверняка будут втроем бороться за путевки в плей-офф. По персоналиям и уровню игры соперники несопоставимы, но отсрочить время казни и выжать максимум сил из именитых грандов костариканцам под силу.
«Челси»-2014
Водитель автобуса: Жозе Моуринью
«Как говорят у нас в Португалии, «Тоттенхэм» привез с собой автобус и поставил его перед воротами. На месте болельщика, выложившего кровные 50 фунтов, я был бы расстроен тем, что «шпоры» приехали сюда, чтобы отбиваться. Только одной команде была нужна победа, а вот другая мечтала лишь не пропустить. Это нечестно». В 2004 году Жозе Моуринью возмущался оборонительной тактикой Харри Реднаппа, принесшей «шпорам» нулевую ничью на «Стэмфорде». Спустя почти 10 лет португалец вновь главный тренер лондонцев – но на этот раз он не у руля, а за рулем. В первой игре на «Висенте Кальдерон» Моуринью отрядил в оборону шесть футболистов – Жозе, изначально презиравший популярный вид транспорта, медленно подъехал на нем к гостевой штрафной, заглушил двигатель и ушел на бровку, забрав с собой ключ зажигания. «Атлетико» оказался лишен главного козыря – скоростных контратак. Контролируя мяч 70% времени, мадридцы так и не сдвинули двухэтажное английское чудо с места, а болельщики прокляли Моуринью за убийство зрелища. В ответной встрече главный тренер «Челси» снова выпустил шестерых удальцов на защиту Шварцера, но Коул и Аспиликуэта на этот раз чаще ходили вперед. Матч на «Стэмфорд Бридж» не стал повторением уныния недельной давности – «синие» с первых минут начали надоедать Куртуа, а потом и вовсе забили. Может, и не стоило – в итоге мы узнали имя лучшего вратаря Европы (и это не Мaрк) и поняли, почему Симеоне в отличие от Жозе никогда не жалуется на отсутствие яиц.