Уго Льорис. Keeper-sweeper
Уго Льорис мог стать нападающим или теннисистом, но сейчас он защищает ворота "Тоттенхэма" и сборной Франции. Вратарь, кумиром которого были Петер Шмейхель и Эрик Кантона сочетает в себе храбрость, легкое безрассудство и любовь к рискованным выходам за границы штрафной площадки, потому что всегда хотел быть командиром своей штрафной.
Уго Льорис пропустил два последних матча "Тоттенхэма" – с "Шерифом" в рамках Лиги Европы и с "Ньюкаслом" в чемпионате, где солировал его коллега по амплуа бесподобный Тим Крул. Так "шпоры" отреагировали на критику, которой подвергся тренерский и медицинский штаб клуба вслед за тем, как в матче с "Эвертоном" французский голкипер "Тоттенхэма" потерял сознание после столкновения с Ромелу Лукаку, но продолжил игру, что можно расценить как беспечное и никому не нужное геройство.
Вот мнение профессора Иржи Дворака, представителя медицинского службы ФИФА: "Тот факт, что другой игрок нуждался в ледяном компрессе на колене, после столкновения с Льорисом, говорит о том, что удар был обширным. Если игрок потерял сознание, вероятность сотрясения мозга – 99%. Я знаю, что в Премьер-Лиге очень хорошие врачи, и я не могу себе представить, чтобы доктор в такой ситуации не дал рекомендацию о замене. У нас есть лозунг: если есть сомнения, лучше убрать игрока с поля".
В общем, геройство Льориса на самом деле не все оценили по достоинству, и здесь не понятно, чего было больше – храбрости или безрассудства, что на самом деле, если говорить об Уго, неудивительно. Его манера игры основана на постоянном риске – француз, наверное, один из самых рисковых голкиперов в современном европейском футболе, за что даже получил прозвище Keeper-Sweeper. Дело тут в умении и желании Льориса контролировать всю штрафную площадку и играть ногами за ее пределами.
Уго Льорис – уроженец Ниццы и воспитанник одноименного клуба, в котором он раскрыл свой талант под руководством Фредерика Антонетти. Уго и его младший брат Гаутье (17 лет, играет за резерв "Ниццы" на позиции центрального защитника) воспитывались в состоятельной семье: отец Льориса - банкир из Монте-Карло, а мама была юристом. Судя по рассказам Уго о своем детстве, именно мама была его самым близким человеком, но в 2008 году случилось несчастье – она умерла из-за раковой опухоли. "К сожалению, такие вещи случаются. Это часть испытаний, которые нам подбрасывает жизнь, и все это находится вне нашего контроля. Я думаю, мама гордится тем, что я смог достичь".
Именно мама привезла Уго из одной из своих деловых поездок шарф "Манчестер Юнайтед" – клуба, о котором грезил молодой вратарь, который в молодежной команде "Ниццы" первое время часто играл на позиции нападающего. "Я был или голкипером, или нападающим, потому что меня интересовали только две вещи – забивать голы или отбивать мячи, постоянно быть в эпицентре. Мой тренер решил, что мое место в воротах, так как у меня было "чувство мяча". Я начинал заниматься футболом в семь, до девяти лет играл и нападающего, и голкипера и только в 11, когда был зачислен в академию "Ниццы", сосредоточился на вратарском деле".
В общем, не удивительно, что Льорис так хорошо играет ногами, и совсем не удивительно, что он так храбр и немного безрассуден – его кумиром в МЮ был не кто иной как Эрик Кантона, а идеалом голкипера стал Петер Шмейхель. "Я изучал голкиперское мастерство на примере Шмейхеля, он был бесподобен. Он всегда пытался контролировать штрафную площадку, хорошо играл на выходах, не боялся играть один в один с нападающим. Он, а также Фабьен Бартез, Икер Касильяс, Джиджи Буффон – лучшие в своем деле".
Уго Льорис, как и еще один игрок французской сборной Йоан Гуркюфф, был недурственным теннисистом – он входил в число самых перспективных игроков Франции до 13 лет, пока не сосредоточился на футболе. Умение быстро передвигаться по штрафной площадке и "выходить к сетке" для того, чтобы помочь своим защитникам, наверное, оттуда – с теннисного корта.
Начал заниматься футболом Льорис в спортивном центре коммуны Симьез, что в пригороде Ниццы, где его заметил бывший голкипер "Ниццы" и сборной Франции Доминик Барателли и рекомендовал главному клубу города. Первое время Льорис играл за резервную команду в любительской лиге, пока Фредерик Антонетти не решил использовать его в розыгрыше Кубка Лиги сезона 2005/06, где Уго уже в первом своем матче против "Шатору" оформил "клин-шит". И намекнул ветерану клуба Дамьену Грегорини, любимцу фанов и такому же коренному жителю Ниццы, как и Льорис, что у него появился серьезный конкурент. В итоге с Льорисом в основе "Ницца" пробилась в финал Кубка Лиги, проигранный "Нанси", а Грегорини понял, что его время в любимом клубе прошло и ушел в... "Нанси".
В сезоне 2006/07 Льорис уже был основным голкипером "Ниццы" и сразу же отметился 13-ю сухими матчами, пропустив всего 36 голов в 37-ми играх. Только ветераны Купе, Каррассо и Раме пропустили меньше в том сезоне, а команда Льориса была всего лишь 16-й. В общем, молодой голкипер, который параллельно проходил все уровни молодежных сборных Франции, был замечен и попал в поле зрения скаутов французских топ-клубов, среди которых на тот момент выделялся "Лион".
В следующем своем сезоне в основе "Ниццы" Льорис стал самым надежным голкипером лиги, пропустив всего 24 гола в 30-ти матчах, выдав все те же 13 "клин-шитов", и стало окончательно ясно, что в "Ницце" он не задержится. На Льориса имел виды "Милан", хотевший заменить им Диду, "Тоттенхэм" и "Лион", искавший основного голкипера после ухода в "Атлетико" Грегори Купе. Изначально Льорис был склонен перейти в "Милан", с которым француз даже согласовал условия личного контракта, но в итоге трансфер был заблокирован, так как Кристиан Аббьяти отказался переходить в "Палермо", и Льорис решил принять предложение "Лиона". Обошелся он тогдашнему лидеру французского футбола в 8.5 миллионов евро и сразу же занял место в основе клуба с тогда еще европейскими амбициями.
Несмотря на то, что "Лион" в первом для Льориса сезоне в новом клубе впервые за семь лет потерял чемпионский титул, именно Уго был признан лучшим голкипером Франции. За время выступлений в "Лионе" Льорис лишь раз, в 2011 году, отдаст этот приз Стиву Манданда, выиграв его в итоге трижды, а тогда в чемпионате 2008/09 он пропустил всего 27 голов, выдал 16 сухих матчей и по коэффициенту надежности уступил только Седрику Каррассо.
В начале следующего сезона Уго не пропускал в четырех матчах из первых восьми, за что получил приз Игрока Месяца, не вручавшийся голкиперам с августа 2008 года, когда подобную награду получил Манданда, а также получил отменную прессу за матчи в Лиге Чемпионов против "Ливерпуля". Бывало, правда, всякое – в том же чемпионате Льорис на пару с Манданда стали участниками триллера между "Лионом" и "Марселем", который закончился со счетом 5:5. Тем не менее, Льорис в 2009 году был признан третьим после Анелька и Гуркюффа в опросе "Франс Футбол" на звание лучшего французского игрока года.
"Лион" потихоньку сходил с вершины французского футбола, которую он оккупировал в 2000-х, но в этом не было вины вратаря. Просто в клуб уже не вкладывались такие деньги, как раньше, а новички, которые приходили на смену проданным лидерам, не всегда могли заменить ушедших равноценно, как бывало в победоносном "Лионе" ранее, и было понятно, что рано или поздно уйдет и сам Льорис.
Тем более, что мечта поиграть в Англии, пусть и не в любимом "Манчестер Юнайтед", где уже был свой молодой и талантливый Де Хеа, никуда не делась. А отношение к Льорису в самом клубе менялось – в своем худшем сезоне за всю карьеру, чемпионате 2010/11, он пропустил 40 мячей, а под конец сезона получил порцию уничижительной критики за матч со своим бывшим клубом "Ниццей", где "Лион" потерял победу 2:0 в компенсированное время. То, что Льорис перед этим отразил пенальти, а один из голов "Ниццы" пропустил после еще одного одиннадцатиметрового, забыли, как и то, что в следующем матче он выдал "клин-шит" с "Лансом" – "Лион" снова не стал чемпионом, а Льорис почувствовал, что пришло время уходить, когда этого не случилось и в чемпионате 2011/12.
Куда податься французскому голкиперу, если он хочет играть в Премьер-Лиге? Конечно же, к Арсену Венгеру, который в то время мониторил вратарский рынок, устав от постоянных ляпов своих слегка неуравновешенных польских голкиперов Щесны и Фабиански. Казалось бы, Льорис будет идеальным вариантом для "канониров", но на горизонте внезапно возник "Тоттенхэм", желавший купить Уго еще из "Ниццы", и "Арсенал", как это с ним часто бывало ранее, отступил в сторону, не пожелав участвовать в аукционе. Пожалели ли об этом "канониры"? Кто знает – сейчас у них вроде бы разыгрался Щесны, и жалеть вроде бы не о чем. Но вот так ли был нужен Льорис "шпорам" – это был совсем не праздный вопрос, ответ на который мы получили лишь недавно, когда Уго стал безоговорочно основным голкипером "Тоттенхэма", идеально вписавшись в схему игры с "высокой обороной", которую изначально видел ориентиром для себя Андре Виллаш-Боаш.
Большой проблемой для Льориса стало то, что когда он пришел в "Тоттенхэм", ветеран Брэд Фридель не захотел отдавать ему место в рамке ворот без боя и начал играть так, что у Виллаш-Боаша, как бы он ни хотел, не было морального права усадить американца на скамейку. Льорис играл в Лиге Европы, но в чемпионате первым номером был Фридель, чья серия из 310-ти сыгранных кряду в рамках Премьер-Лиги матчей прервалась только после совместной атаки на тренера "шпор" агента Льориса и главного тренера сборной Франции Дидье Дешама, которые раздали немало интервью о том, как они беспокоятся о месте Льориса в основе.
Эта страница карьеры Уго в "Тоттенхэме" откровенно не очень благородна и честна, так как в условиях конкуренции с более опытным, но все еще мастеровитым коллегой у него был ряд преимуществ, которыми и воспользовался Льорис – его высокая трансферная стоимость не позволяла Виллаш-Боашу долго держать француза на скамейке, а когда агент и сам Уго заговорили о том, что "мы сюда пришли не для того, чтобы сидеть на скамейке", португалец, складывалось такое впечатление, интуитивно ждал промаха Фриделя и после первой же его результативной ошибки с легким сердцем сделал вратарскую рокировку.
Правда состоит в том, что у Виллаш-Боаша не было претензий к Фриделю как к голкиперу надежному и готовому отыграть на высоком уровне еще не один сезон. Но он не подходил под манеру игры с высокой линией обороны, так как в силу возраста и своего стиля игры крайне редко покидает штрафную площадь, да и вратарскую тоже. Фридель играл на опыте, на интуиции и вратарских инстинктах, но Андре был нужен подвижный голкипер-чистильщик, а Льорис был в этом деле, наверное, лучшим в Европе. Именно потому, считаю, "Тоттенхэм" так рьяно возжелал Льориса, когда узнал, что того окучивает "Арсенал", и именно потому у Фриделя не было шансов, даже если бы он выдал на старте сезона 2012/13 хоть десяток "клин-шитов".
Это понимает и сам Брэд, который не держит зла на француза, сработавшись с ним в паре, как это всегда делал, будучи ветераном Премьер-Лиги: "Уго умеет молниеносно принимать решения. Его отбор мяча у Тео Уолкотта в дерби северного Лондона и сейв, который он сделал в матче с "Кардиффом" – это те моменты, где кто-то другой пошел бы на красную карточку, это игра на грани риска. Льорис как никто другой умеет выходить с честью из таких ситуаций, и я рад, что могу работать с таким разносторонним и талантливым вратарем. В первых 10-ти матчах сезона мы пропустили два гола – что тут еще сказать, Уго очень хорош".
Манера игры Льориса действительно такова, что он хочет постоянно быть "Командиром штрафной площадки", помогать защитникам, играть ногами за пределами штрафной, и это у него получается. Риск привезти на свои ворота пенальти, получить удаление или такую травму, как в матче с "Эвертоном", всегда велик, но Льорис на самом деле крайне редко ошибается в таких ситуациях и знает что делает, когда идет на осознанный риск. При этом, многое зависит от хода игры, читать и чувствовать которую Уго умеет как никто другой. В матче против "Челси", к примеру, он сделал 11 касаний мяча за пределами штрафной, а вот против "Арсенала", где у "шпор" не было преимущества во владении мячом, он выходил за пределы своих владений лишь дважды, помня также о скоростных качествах полузащитников "канониров".
А как же с кроссами и игрой на выходе, которая, к примеру, едва не стала камнем преткновения для Давида Де Хеа, когда тот никак не мог адаптироваться к английскому футболу? "Да, английский футбол отличается от континентального более высокой интенсивностью игры, в первую очередь – здесь все надо делать быстрее. Есть много единоборств на поле, больше пространства, и в любой момент может случиться, что угодно. Но, в принципе, футбольные стили здесь уже давно смешались, и здесь, на самом деле, есть разные команды. К примеру, тот же "Суонси" играет в испанском стиле, и в матче с ними не стоит ожидать большого количества кроссов. Но все же, да – мне пришлось столкнуться с тем, что на выходах нужно играть чаще, постоянно ждать угрозы с воздуха, быть готовым выйти на перехват и сыграть "один в один" - в этом плане, в плане боевого духа и большого количества единоборств, английский футбол номер один в мире".
"Я не люблю ждать, когда игра придет ко мне, потому я всегда первым иду на мяч, стараюсь контролировать то, что происходит в моей штрафной. Я люблю играть в поле, и считаю, что вратарь должен обладать некоторыми характеристиками, свойственными полевым игрокам – отдать пас, сделать подкат, уметь контролировать мяч ногами. Этим я оказываю помощь своим защитникам – они могут играть выше и создавать давление на соперника".
"Я инстинктивный игрок. Я не изучаю статистику, я не разбираю свои матчи, свои ошибки, так как уже в конце поединка я знаю о том, что я делал все, что мне нужно. Я знаю, что мне нужно исправить в будущем, что сделал хорошо, а что плохо. Мне не нужно смотреть видео, чтобы понять это. Если я не уверен в чем-то, я конечно же, поговорю с тренером вратарей, так как его работа – улучшать мою игру. Но у меня на самом деле уже немалый опыт, хоть мне и всего лишь 26 лет. У меня есть амбиции - побеждать в Премьер-Лиге, побеждать в сборной и очень важно, чтобы я оставался самим собой и помогал прогрессировать команде".
Вот какой он – голкипер сборной Франции и капитан этой команды. Уго стал основным кипером французов еще в 2009 году, блеснув в приснопамятных стыковых матчах с ирландцами, где его игру назвали феноменальной, а сам Уго получил прозвище "Сейнт-Льорис", став называться в числе лучших вратарей мира. Таковым он действительно и есть – вратарь практически без слабых мест, храбрый, талантливый, с хорошей реакцией и умением отражать пенальти, выуживать мяч в ногах быстрых форвардов. А то, что он немного "risky" и "crazy"... Любой вратарь – немного сумасшедший.
Сергей Бабарика, специально для FAPL.ru