Трансфер Виллиана в «Анжи» выделяется на фоне других, но неожиданностью не стал. Фото: РИА Новости/Алексей Беликов
- Трансфер, который этой зимой удивил вас больше всего.
– Переход Виллиана в «Анжи» отличается от остальных, но я не удивлен тем, что он случился. «Анжи» – клуб с очень большими амбициями, и своими последними результатами они показывают, что выбрали правильный путь для их реализации. Я бы обратил внимание скорее на то, что «Шахтер» и «Анжи» играют немного в разный футбол. Поэтому очень важно, чтобы Виллиан поскорее адаптировался. Думаю, опыт Хиддинка должен здесь помочь.
- Есть мнение, что бразилец довольно быстро заскучает, и в итоге будет продан в Англию за гораздо меньшие деньги.
– А может и не заскучает. Знаете, мой футболист Ласина Траоре в «Анжи» пока не скучает – ему, наоборот, очень весело. Другое дело, что лично я вообще очень осторожно отношусь к, скажем так, латиносам. Очень осторожно. Любой бразилец может заскучать где угодно – не только в России, но и в Европе. Бразильский рынок очень специфичный, там многое построено на кидалове. Они продают футболиста в какой-нибудь клуб, он делает вид, что скучает – и уже бесплатно возвращается обратно. Но я думаю, что Виллиан – футболист другого плана, и с ним такого произойти не должно. Хотя с его соотечественниками это случается сплошь и рядом – взять того же Вагнера Лава.
- Так он два раза возвращался в ЦСКА.
– Типичная история: футболист становится постарше и понимает, что является марионеткой в руках бразильских клубов и агентов, хотя может спокойно играть на высоком уровне. Вагнер Лав в ЦСКА будет стабильно получать хорошую зарплату, играть в еврокубках, жить в хорошем городе. Поэтому и вернулся. Точно так же в свое время Илсиньо вернулся в «Шахтер». Бразильцы тоже стали понимать, что не все клубы мира их хотят, что футболистов в Бразилии гораздо больше, чем кажется, что их уровень уже не столь недосягаем, что многие клубы испытывают финансовые сложности. И все. Теперь и бразильцы стали цепляться за рабочие места, а в России сегодня солидно и стабильно.
- «Анжи» провернул еще одну резонансную сделку, получив за миллион евро Андрея Ещенко.
– Недаром, когда у Спаллетти спросили, кто номер один в «Анжи», он ответил – Сулейман Керимов. В свое время я общался со Спаллетти по поводу перехода Траоре. Но пока он начал докладывать наверх, пока советы директоров, решения, утверждения, туда-сюда – Керимов за час закрыл вопрос. Это характеризует уровень, на котором привык вести работу «Анжи». Все остальное – проблемы других клубов, в частности, «Локомотива».
Сулейман Керимов с коллегами и партнерами радуется победе «Анжи». Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
- Какой клуб сработал этой зимой лучше всех?
– Не скажу, что кто-то очень серьезно усилился. Если только «Анжи» за счет Виллиана и Ещенко и ЦСКА за счет Вагнера Лава. Мне сложно оценивать, потому что я не знаю всех подробностей по таким клубам, как «Крылья Советов» и «Волга». Знаю, что Газзаев набрал футболистов, чтобы «Алания» не вылетела.
- Что больше всего осложняет работу российских клубов на трансферном рынке, не считая лимита на легионеров?
– Коррумпированность селекционных систем клубов постсоветского пространства. Я же знаю, как работают селекционеры. Вот он приезжает, ему дают 100 тысяч на карман, он говорит: «Да, неплохой футболист». Дают 200 тысяч – уже гораздо лучше. 500 тысяч – шикарный футболист. Из-за этого время от времени закрывают глаза на настоящие жемчужины, а через пару лет хватаются за голову. Так было и с Яя Туре, на которого в донецком «Металлурге» никто не обращал внимания, а потом он уехал в «Барселону». Лично я всегда считал самым важным умение найти футболиста, которого никто не знает, и раскрыть его.
- Назовите ваши самые удачные находки за последнее время.
– Я привел в «Кубань» Араса Озбилиса – он один из лучших игроков в российском чемпионате. Ласина Траоре – также один из лучших. «Кубань» сейчас подписала Деле Аделейе – и я вам уже сейчас могу сказать, что это будет, возможно, лучший центральный защитник в российском чемпионате. Он был признан лучшим центральным защитником молодежного чемпионата мира 2005 года, играл в финале там и на Олимпийских играх в Пекине – оба раза против Аргентины с Месси. Сейчас ему 24, он в самом соку.
- Чего же вы его тогда не предложили «Анжи»?
– «Анжи» берет футболистов, которые себя уже зарекомендовали, а я привожу футболистов, которых еще никто не знает. Вот он поиграет в «Кубани», и все клубы будут хотеть видеть его у себя. Он будет лучше, чем Самба.
- Осенью писали, что Аделейе сбежал из «Таврии». Что там приключилось?
– Он не сбежал из команды. Все было четко по закону – мои футболисты всегда действуют честно. В свое время я работал в «Таврии» в качестве вице-президента и пригласил в клуб молодых талантливых ребят. В какой-то момент в руководстве началось перетягивание одеяла, пошли решения, с которыми я был не согласен. Я сказал, что в этом шапито участвовать не буду, и в июне ушел. А они решили поиздеваться над футболистами, которые были в «Таврии» от меня. Это коснулось и Аделейе, и Афолаби, которого они вообще вздумали дисквалифицировать. Тут я уже включился и показал, кто есть кто. «Таврии» в итоге запретили на протяжении года регистрировать новых футболистов. Позже всех тех, кто был против меня, убрали из клуба, но решение ФИФА уже не отменить.
Дмитрий Селюк уверяет, что Деле Аделейе станет лучшим центрдефом чемпионата России. Фото: fckuban.ru
- Афолаби – второй Траоре?
– Он не совсем такой, но на уровне. Афолаби более техничный, мобильный, может выполнять больше работы, но с ним нужно поработать над тактикой. Вообще я приводил его в клуб под Петреску, и Дану он нравился. Посмотрю, как он будет развиваться в «Кубани». Там как-то странно все – тренеры меняются, не успеваешь глазом моргнуть.
- Не только тренеры.
– Честно говоря, для меня все это более чем удивительно. Я считаю, что внутри клуба есть один человек, из-за которого и возникают все проблемы. Это спортивный директор Доронченко. Собственник клуба дает ему слишком много прав и свободы – и это погубит «Кубань». Таково мое мнение.
- Пробовали намекнуть на это акционеру клуба Олегу Мкртчану? Вы же вместе работали в Донецке.
– Понимаете, я не могу влиять на происходящее. Он собственник, это его деньги, он их тратит так, как считает нужным. Но я вам скажу, что футболиста Каборе я мог бы привезти в «Кубань» на полмиллиона дешевле. А его все равно пригласили через Доронченко – на полмиллиона дороже. Для меня это странно.
- А не странно отдавать в такой клуб своих игроков?
– Для молодых важнее всего играть, чтобы проявить себя и вырасти до приглашения в большой клуб. В «Кубани» такая возможность есть. Скоро уже Яя Туре перейдет на тренерскую деятельность – нужно, чтобы к тому времени появилась звезда ему на смену.
- Думаете, Яя Туре будет интересно тренировать?
– Он будет супертренером.
- Почему?
– Он очень специфичный человек, и поэтому добился всех своих успехов. Футбол – это его жизнь. Он усердно тренируется, затем приезжает домой – делает специальные процедуры, чтобы восстановиться, вовремя ложится спать. В свободное время он смотрит футбол, разбирает игру, анализирует, делает какие-то выводы для себя. Кроме того, он поиграл во многих чемпионатах со многими тренерами – у него большой объем знаний. Для тренера очень важно уметь сосредоточить команду вокруг себя, быть где-то психотерапевтом, уметь мотивировать – все это Яя умеет и делает уже сейчас.
Яя Туре уже накопил опыт, достаточный для тренерской работы. Фото: REUTERS/David Moi
- Через сколько лет он возьмет свой первый трофей как тренер?
– Думаю, объективно он станет тренером лет через восемь. Просто он ведет настолько правильный образ жизни, что лет шесть-семь еще будет играть на высоком уровне. Тьфу-тьфу-тьфу, физически он как конь. Сейчас его главный вызов – достойно выступить в Лиге чемпионов с «Манчестер Сити». Просто всего остального он уже добился.
- Вы дружите с семьей Гвардиолы. Обсуждали как-то решение Пепа поработать с «Баварией», были ли у него другие варианты?
– А что тут обсуждать? Это самый лучший вариант, который только можно представить. Репутационные риски минимальны. Куда еще можно было пойти? «Реал» – сразу нет. «МЮ» – Алекс Фергюсон на месте. «Челси» что-то зачастил со сменой тренеров. «Арсенал» не подходит, потому что они больше занимаются экономией и куплей-продажей, чем борьбой за трофеи. С точки зрения здравого смысла «Бавария» – идеальный вариант. Я бы хотел, чтобы Яя Туре тренировал «Баварию». Ну а все разговоры о том, что Пеп струсил и испугался конкуренции... Во-первых, это не так. А во-вторых, не все же люди любят риск. Хотя я, например, считаю, что прийти в клуб, который занимает шестое место, и стать с ним первым – вот это кайф! Такая история была и с Яя Туре, когда мы переходили в «Манчестер Сити», и теперь после двух сезонов он говорит мне: «Бабушка, ты был прав». Он меня так называет.
- В свое время вы чуть не договорились о переходе в «Барселону» Андрея Аршавина. Нужен ли он сегодня хоть кому-нибудь?
– А его и нужно было отпускать в «Барселону», когда я прислал в «Зенит» предложение на 15 миллионов. Тогда сейчас вы не задавали бы такой вопрос. Если брать Россию, то кроме «Зенита» он вряд ли куда-то пойдет – он питерец до корней своих волос, и деньги других клубов его вряд ли прельстят. Смысла ехать в Испанию уже нет – там все клубы в предбанкротном состоянии, никто не сможет платить ему зарплату. Топовые английские клубы его тоже не возьмут, а с учетом того, что из Лондона уезжать он не захочет, следующим клубом Аршавина станет «Фулхэм» или что-нибудь в этом роде. Но я не являюсь его агентом и даже не был им, когда он уезжал из России. Тогда его интересы представлял Павел Андреев, но потом, видимо, Аршавин сошел с ума, взял к себе Лахтера, и тот все похоронил.
- Как вам последняя сделка Лахтера – трудоустройство Ивана Соловьева в «Зенит»?
– Для меня вообще большое откровение, что люди все еще верят Лахтеру. Аршавин, Алиев, другие футболисты – никто не сказал про него ничего хорошего. Но что еще интереснее – человек обманывает клубы, а они продолжают с ним работать. Такое ощущение, что им нравится. Видимо, кто-то получает откат.
- Кто следующим из российских игроков уедет в Европу?
– Думаю, только если кто-то из молодых. Во-первых, россияне не зарекомендовали себя в той же Англии. Во-вторых, для такого решения нужно иметь правильный менталитет и не смотреть на зарплату. Но сейчас чаще хотят пять миллионов и ничего не делать, ходить на дискотеки.
Андрей Аршавин может рассчитывать на что-то вроде «Фулхэма». Фото: Fotobank/Getty Images/Christof Koepsel/Bongarts
- Денису Черышеву стоит менять клуб?
– Ему лучше пойти в какой-нибудь средний клуб за игровой практикой. Он должен играть, играть, играть, а не выходить на пять минут. Я это же говорил отцу Ромелу Лукаку, который представлял его интересы при переходе в «Челси». Он просидел год на скамейке, сбавил обороты – а начал играть в «Вест Бромвиче», и снова звезда. С такими вещами я сталкиваюсь и в «Барселоне». Говоришь молодому игроку – иди, поиграй в другом клубе. Ой, нет, лучше сидеть в «Барселоне».
- Кто так говорит?
– Называть фамилии ребят будет неправильно. Просто такое есть.
- Осенью вы помогали Семину получить неустойку у киевского «Динамо». Насколько сложно было уговорить Суркиса расстаться с двумя миллионами долларов?
– Про сумму давайте все же не будем, это конфиденциальная информация. А так – было несложно. Я с Суркисом в хороших отношениях, мы по-товарищески все обсудили и решили этот вопрос.
- Может ли ваш клиент после этого оказаться в Киеве?
– Может быть, и нет.
- Самая необычная просьба, с которой к вам обращался кто-либо из ваших клиентов?
– К сожалению, меня мало что может удивить. В этом плане больше удивляют не клиенты, а, скажем так, некоторые футбольные функционеры. Иногда начинаешь обсуждать что-то, и создается ощущение, что тебя окружает море дебилов. Элементарные вещи, которые понятны третьекласснику, иногда приходится объяснять часами.
- Как вам, кстати, идея Объединенного чемпионата?
– Объединения однозначно не произойдет – по многим юридическим моментам. Платини и другие чиновники в конце концов не самоубийцы. Недавно они отказали «Эвиану», который просил разрешения проводить домашние матчи в Женеве – это всего в 35 километрах, там новая хорошая арена. Это противоречит регламенту. Но даже если такая мелочь вызывает противоречие, о каком объединении двух больших чемпионатов может идти речь? Да сразу придут клубы G-14 и скажут: нам не нужна ваша Лига чемпионов, будем проводить свой турнир, и все миллиарды от него заберем себе. Это все разрушит.