Ниже приведены ответы Фоменко на вопросы журналистов.
- Наша задача в отборочном цикле? Вы слышали и читали в СМИ, какая стоит и стояла задача. Ее никто не снимал. Задача та же. Очень сложно исправить нынешнюю турнирную ситуацию. Но задача стоит и ее надо решать. Как говорят, шансы есть даже тогда, когда их нет.
Сейчас самое главное – матч в Варшаве. Если не дай Бог неудача, то шансов еще меньше остается… А вообще, когда занимаешься таким делом, как футбол, то прежде всего спрашиваешь себя и подопечных: какой смысл выходить на поле, если не ставить максимальную задачу? Во всех играх будем ставить максимальные задачи!
В матчах с Молдовой и Черногорией почему не добились результата? Мы постараемся разобраться с тем, что происходило и исправить ошибки.
Останусь ли я главой комитета сборных? Это зависит от руководителей. Мое личное время – все можно совмещать. Привыкнуть к тренерской должности я не успел, так как общались еще не со всеми ребятами и не на все те темы, которые нас интересуют. А главная ли это должность в украинском футболе – не так важно. В любой работе есть свои нюансы. Конечно, когда больше общаешься, когда контакт пойдет – лучше отвечу на вопрос. Когда начнется непосредственная работа с футболистами.
Мой контракт? Подписал 9 января. А сумму не имею права называть.
То что мы увидели на сборах, мы получили информацию. А как ею пользоваться - время покажет. Мы прекрасно понимали что игроки загружены серьезно, так как сейчас приоритет – закладка фундамента. А отношение игроков и их функциональные возможности плюс то, как они исполняют обязанности на поле, нас устраивают.
Будем следить за ними и дальше на сборах, потом будем следить за играми команд, которые делегируют игроков. Еврокубки начнутся, и мы еще будем смотреть, и будем принимать решения, когда начнетсяподготовительныйпериод к отборочным матчам.
По городам домашних матчей - могут ответить люди, которые занимаются организацией поединков. Может, они уже расписаны. Надо спросить Владимира Лашкула. Если же они не определены, то мы постараемся внести свою лепту в распределение. Будут выбираться города, которые помогут, станут 12-м игроком.
Думаю, если возникнет такая надобность, то мы добавимтоварищеские матчи, чтобы заполнить окна ФИФА. Если нет – то нет, поскольку лишние вызовы в сборную не приветствуются хозяевами клубов.
Мои ассистенты? Онищенко – мы его прекрасно знаем все. Тренер вратарей Сивуха. Вы также знаете Заварова. Меньше знаете Душкова, но я с ним много лет работал - и помощником и селекционером был. Прежде всего, когда подыскиваешь помощников, обращаешь внимание на профессионализм и ответственность. Потом идет комфортность работы с ними. Они профессионалы, что доказывали своей работой.
Сбор информации? У нас есть в ФФУ и Виктор Догадайло, которыйдавнозанимается сбором информации. И Владимир Лазаренко. И все тренеры будут участвовать в этом процессе.
С Блохиным у нас было о чем поговорить. Мы не посторонние люди друг другу. В свое время отдали много киевскому «Динамо». И раньше встречались и разговаривали. В этот раз - по игрокам национальной сборной.
Олейник входил и входит в обойму. То, что удалось увидеть на просмотре в Испании, он устраивает штаб национальной сборной.
Погорелый? Все зависит от него. Да была с ним неприятная история, но уже прошла. Он сам понял, что был неправ. Его вызвали в сборную, а он потерял свой шанс. Теперь надо своими качествами и отношением доказывать, что он достоин повторного вызова. Тогда, как только – так и сразу. Он же этого заслуживал.
Однако у нас есть и другие люди, которые могут отвечать на провокации, так что надо говорить со всеми ребятами, которые могут позволять себе такие вещи.
Всего кандидатов было человек 50. И этот список тоже не окончательный, могут появляться еще кандидаты. Назаренко? Все от него зависит. Мы на игру не можем 40 человек вызвать. Мы только начинаем, пока познакомимся с теми, кто вызван. Если они нас устроят – будут играть, если будут сильнее – вызовем других. Если Назаренко будет соответствовать – вызовем и его.
Повторюсь, в наш расширенный список входит много игроков, в том числе и те, которые не играли раньше в сборной. Из молодежи, например. Как она будет проявлять себя? Как ребята будут играть на клубном уровне – часто или редко? Мы будем смотреть, общаться с тренерами клубов. Они очень часто дают нам информацию о новых кандидатах, так как у них больше информации. Они ежедневно работают.
Луис Адриано? Лучше на этот вопрос ответил бы Мирон Маркевич. У него больше опыта работы с игроками, имеющими другой менталитет. Если стоит задача, то надо опираться на тех игроков, которые уже способны изменить ситуацию, а не на тех, кто может или не может принять гражданство. У нас времени на это нет.
Капитана будем выбирать вместе. Может, пойдем навстречу игрокам – чтобы они сами выбрали. Но, все зависит от микроклимата. В общем, кто выберет – игроки или мы – покажет время.
Если не будет своей базы у ФФУ, будем использовать те, которые раньше использовались.
В нашей работе много и положительных, и отрицательных эмоций. Говорить о том, что будет завтра или послезавтра, я не привык.
Мы не можем играть по одной какой-то схеме. Под каждого соперника может подбираться своя. В три защитника? Вряд ли – место, которое занимает сборная, не позволяет заниматься экспериментами. А за два дня перед товарищескими играми тоже мало поэкспериментируешь. Это в клубе можно позволить себе. Хотя на футбольном поле команды выходят по одной расстановке, а во время игры 4-5 схем возникает.
Я уже не в том возрасте, когда можно позволять себе менять взгляды на футбол каждый день. Они собраны жизненным опытом, профессиональным опытом. Футбол не стоит на месте, но и не так, как раньше – прошел чемпионат мира и Европы, и сразу какие-то изменения произошли в тактике, направленности. Сейчас они двигаются, но не много. Много нельзя прибавить в скоростях и т.д. Но если будут проблемы, то сразу обратимся к вам, журналистам, так как вы много пишете и рассуждаете.
Естественно, мы проигрываем командам, где тренеры давно работают, где все поставлено, притерто. А нам предстоит в общении с ребятами выбрать путь, убедить их, чтобы они, выходя на поле, оставляли там максимум.
Сейчас нет авантюрного футбола, может быть во второй или первой лиге. И то вряд ли. Футбол сейчас очень организованный, никто не может позволить себе слабостей. Исходя из этого и мы также не будем играть в авантюрный футбол. Мы будем играть в тот футбол, который можем освоить.
Для примера дам такую информацию. Сборная Польши представлена вратарями из «Арсенала», ПСВ, «Саутгемптон», защитники – «Боруссия» Дортмунд, «Торино», «Байер», «Терек»; полузащита и атака– «Боруссия», «Леванте», «Хоффенхайм», «Фиорентина», «Бордо», «Ганновер». А сборная Украины – Тимощук. И все. Так что в авантюрный футбол с игроками из нашей лиги играть нельзя.
Принципы жизненные и профессиональные не очень меняются у сложившихся людей и команд.
Было бы некорректно заставлять людей делать то, что они не делают в клубах. Футбол – командная игра, и кто-то может выпадать, потому что ты сказал игроку действовать по-другому. Пресса много писала о моих принципах, они не сильно поменялись, остались прежними где-то на 90%.
Любой нормальный человек нормально относится к прессе. Другое дело - что можно читать, а что нужно. Есть люди, которых не очень хочется читать.