Паляница: «Такого сплоченного коллектива, какой был во Львове, больше не встречал»

Александр Паляница

Что объединяет Тимерлана Гусейнова, Андрея Шевченко, Сергея Реброва и нашего сегодняшнего героя? Александр Паляница, а речь именно о нем, стал четвертым после них футболистом, преодолевшим заветный рубеж в сто забитых мячей в соревнованиях на всеукраинском уровне. И если Александр о чем-то и жалеет, то лишь о том, что так и не удалось отличиться в составе национальной сборной…

- Начинал я в житомирской спартаковской спортшколе у Анатолия Вознюка, — вспоминает Александр ПАЛЯНИЦА. — Вскореперешел в Днепропетровский спортинтернат в группу Бориса Вишнева. Уже тога играл в нападении, потому что быстро бегал, был координирован, удачно действовал на добивании. Так что с амплуа определился сразу.

— Кто-то из футболистов, ставших впоследствии известными, учился вместе с вами в спортинтернате?

— Моими сокурсниками были Сергей Коновалов и Евгений Похлебаев. С ними вместе я и попал в свою первую команду мастеров — днепропетровский «Днепр».

— Как вы считаете, вам удалось полностью реализовать свои возможности в футболе?

— Если говорить о клубной карьере, то скажу прямо: мечта сыграть за киевское «Динамо» не сбылась. А в остальном — грех жаловаться. Я всегда выступал за амбициозные команды, которые были на виду, с которыми считались. К счастью, серьезные повреждения обходили стороной, поэтому практически всегда играл в основном составе, много забивал. Что касается выступлений за сборную, то в моем активе лишь два поединка — с хорватами и болгарами. Еще трижды находился на скамейке запасных, однако уж слишком острой тогда была конкуренция среди форвардов. Скажу прямо: поскольку в матчах за главную команду страны отличиться не удалось, значит, не воспользовался предоставленным шансом.

— Какой период в своей карьере вы считаете наиболее удачным?

— Выступление за «Карпаты», когда мы завоевывали бронзовые медали, играли в финале Кубка Украины. Если откровенно, то такого сплоченного коллектива, какой был во Львове, больше не встречал. Мы тогда ждали каждого матча, словнопраздника, а мощнейшая поддержка многочисленных болельщиков гнала нас к воротам соперников. И не имело большого значения, против кого играть — против киевского «Динамо» или донецкого «Шахтера».

— Тем более что великолепный тандем форвардов «зелено-белых» Александр Паляница и Иван Гецко поражал своей нацеленностью на ворота конкурентов…

— Действительно, с Ваней мы тогда отлично взаимодействовали друг с другом, каждый четко выполнял свою роль. Во время тренировок много внимания уделяли завершению атак после скидок мяча Гецко, мастерски игравшего головой, и эти наши домашние заготовки часто ставили визави в трудное положение. Кстати, мы с Гецко результативно играли не только в «Карпатах», но и в «Кривбассе»…

— Когда несколько дней назад я беседовал с Гецко и зашел разговор о вас, то Иван сказал, что Паляница никогда не пил, не курил и вообще всегда был образцовым парнем…

— Просто меня воспитали так, что если ты занимаешься чем-то серьезным, то никаких вольностей позволить себе не имеешь права. Тем более, когда часто оказываешься в центре внимания. Хотя я никогда не считал себя публичным человеком…

— Вам приходилось выступать под руководством многих именитых тренеров. Кто из них сыграл самую заметную роль в вашем становлении как футболиста?

— Выделять кого-то одного было бы неправильно. Каждый из моих наставников вложил в меня частицу души. Занятия Вячеслава Грозного в «Днепре» запомнились тем, что упор делался не на «физику», а на выработку культуры паса, розыгрыш коротких и средних «стенок». Мирон Маркевич в «Карпатах», Михаил Фоменко в «Металлисте» были сильными мотиваторами. В том же «Днепре» мне посчастливилось поработать под руководством немецкого специалиста Бернда Штанге, коньком которого являлись индивидуальные беседы с игроками. Также у Штанге царил просто идеальный порядок на тренировках. Дисциплинировало даже то, что мы впервые обязаны были заниматься в одинаковой форме…

— А это правда, что именно по протекции Штанге вы оказались в австрийском клубе ЛАСК из Линца?

— Было дело. Сначала группа игроков «Днепра» во главе с Штанге должна была передислоцироваться в киевский «ЦСКА-Борисфен», однако когда этот проект сорвался, то немец пообещал, что поможет нам трудоустроиться в зарубежных клубах. И сдержал слово: Виктор Скрипник и Андрей Полунин уехали в Германию, Сергей Ковалец — в Голландию, а ваш покорный слуга — в Австрию.

— И как вам эта альпийская страна?

— В нее невозможно не влюбиться. Австрия запомнилась мне навсегда еще и потому, что здесь родилась моя младшая дочь. Удачно сложилась в Линце и карьера.

Клуб обеспечил коттеджем, автомобилем. Я быстро нашел общий язык и с главным тренером Фриделем Раушом. Помогало и то, что шефство надо мной сразу взял Александр Метлицкий — известный воспитанник белорусского футбола, на протяжении многих лет выступавший за австрийские команды. Он не только часто рассказывал о стиле их игры, но и помог с изучением немецкого языка. Я быстро завоевал место в стартовом составе, стал одним из самых результативных футболистов. Кстати, забивал и в розыгрыше Кубка Австрии и, что любопытно, отметился хет-триком в поединке с «Форвертсом» — бывшей командой Олега Блохина. Тогда об этом написали все ведущие австрийские издания.

— Если у вас в Линце все складывалось так удачно, почему вы задержались там лишь на сезон?

— От меня, к сожалению, мало что зависело. Дело в том, что тогда правами на Александра Паляницу владела корпорация «Интергаз», и когда срок аренды истек, за меня вроде бы запросили слишком большую сумму.

Австрийцы от подписания контракта отказались. Конечно, обидно было, однако важно, что я обогатился ценным опытом, который затем помог мне проявить себя в тех же «Карпатах».

— О своем любимом партнере — Иване Гецко — вы уже говорили. А против каких команд вам комфортнее всего было играть? И, наоборот, назовите неудобных защитников.

— Часто и как-то легко забивал в ворота «Таврии». А что касается неудобных визави, то очень редко удавалось перехитрить стоппера киевского «Динамо» Александра Головко.

— Какие голы в вашем исполнении до сих пор стоят перед глазами?

— Наиболее дорог мне мяч, забитый в 2000 году в розыгрыше Кубка УЕФА в ворота «Пармы», которые защищал в то время знаменитый Джанлуиджи Буффон. Тогда я выступал за «Кривбасс», и в гостях мы дали бой пармезанцам, уступив с достойным счетом — 2:3. В ответном поединке итальянцы, к сожалению, учли все свои ошибки и уверенно победили, забив три сухих мяча. А на всеукраинской арене отмечу сотворенное маленькое чудо в 1995 году в матче с «Таврией». Я играл за «Днепр», и когда наш голкипер Николай Медин выбил мяч от своих ворот, я подхватил его в средней зоне, на скорости обыграл четырех соперников, вошел в штрафную и заставил капитулировать кипера крымчан Максима Левицкого.

— Вы были суеверным футболистом?

— Как и любой другой игрок. По крайней мере, на газон всегда ступал с левой ноги. В приметы верил, но без фанатизма.


— Вашей последней командой мастеров был перволиговый «Спартак» из Сум…


— Вариант с этим клубом возник неожиданно. Я восстанавливался после повреждения и дал согласие на переход, поскольку предполагал, что поиграю за «Спартак» полгода, верну боевую форму и окажусь в одном из элитных коллективов. В Сумах мной были довольны, но когда финишировал первый круг, клубные боссы вдруг заявили, что сезон я обязан доиграть до конца. Поскольку мы договаривались лишь с расчетом на несколько месяцев, а к обману я не привык, то решил, что будет лучше вообще повесить бутсы на гвоздь…

— После завершения карьеры игрока вы собирались остаться в футболе?

— Поначалу просто хотел от него отдохнуть. И когда мне предложили стать вторым тренером одной из команд мастеров, отказался. Впрочем, я, конечно же, стараюсь быть в курсе футбольных дел, не пропускаю телетрансляций поединков различных чемпионатов. Прежде всего, внимательно слежу за действиями нападающих. В чемпионате Украины мне больше всего нравится, как играют Александр Гладкий и Луис Адриано. Более того, убежден, что если экс-форвард «Карпат» подкорректирует прицел, то ему цены не будет. Ведь в каждом поединке у Гладкого есть с полдюжины голевых моментов.

— Александр, а чем вы занимаетесь сейчас?

— Появилось новое увлечение — ресторанный бизнес. Начинал в Ровно, а нынче владею кафе в Житомире.

— Посетители этого кафе знают, что оно принадлежит известному в прошлом футболисту?

— Нет. Я ведь уже говорил, что не считаю себя публичным человеком. В моем заведении футбол является темой номер один лишь раз в два года: в 2012 году устраивали для посетителей просмотр матчей финальной части украинскопольского Евро. Теперь повторяем этот опыт во время бразильского мундиаля.

— Кто-то из ваших бывших одноклубников захаживает к вам?

— Несколько раз был Сергей Ковалец. Принимал также Владимира Шарана, Сергея Мизина. О чем беседовали? О футболе! Ведь это сейчас я в ресторанном бизнесе, а завтра, не исключен вариант, вернусь в футбол. Если, конечно, поступит интересное предложение…


По материалам газеты "Команда"

 

Інші публікації

У тренді

footballnews

При правомірному використанні матеріалів з даного ресурсу гіперпосилання на FootballNews.com.ua обов'язкове.

© Футбол в Україні та світі, новини футболу на — footballnews.com.ua. All Rights Reserved.