Лоло: «Понял, что Украина — не моя страна»
Игор Лоло Крайний защитник "Ростова" Игор Лоло рассказал о своей насыщенной карьере, подвел промежуточные итоги чемпионата и признался, что только после игры в Каспийске можно будет дать оценку всему сезону.
Нам предстоит исторический матч
- Как оцените свою игру и выступление клуба в нынешнем сезоне?
- «Ростов»— хорошая команда с отличными игроками. Мы иногда побеждаем, иногда проигрываем, но главное, клуб идет в верхней части турнирной таблицы. У нас есть шансы финишировать седьмыми— это нормальный результат. Что касается меня, то в начале чемпионата играл в стартовом составе. После удаления в матче с «Локомотивом» место в основе потерял. Я проанализировал свои ошибки, постарался их исправить. В последнее время главный тренер снова начал давать мне игровую практику. Чувствую себя частью коллектива, который ведет борьбу за место в еврокубках и за Кубок России. Проводим неплохой сезон, каким он в итоге получится – отличным или просто хорошим – зависит от результата матча в Каспийске.
- Ваше мнение о сопернике по финалу— «Краснодаре».
- Сильный клуб, который проводит прекрасный сезон. Краснодарцы показывает классную игру и обладают сильным менталитетом. Впрочем, «Ростов» не слабее соперника. Уверен, предстоит интересный финал. Перед этим матчем нам важно не перегореть.
- В случае победы «Ростов» получит право выступать в Лиге Европы. Команда морально готова к этому?
- Конечно. Футболисты, у которых есть амбиции, всегда стремятся играть в еврокубках. Мы пробились в финал. Знаю, что «Ростов» пока не завоевывал трофеев. Эта победа может стать исторической и дать клубу толчок для выхода на новый уровень. Лига Европы— фантастический шанс проявить себя. Отличный турнир, в котором все игроки нашей команды могут заявить о себе в полный голос.
- Ваш контракт с клубом рассчитан еще на один год. Задумывались, что будет потом?
- Готов продолжать играть в «Ростове». Руководство клуба предпринимает шаги, чтобы команда с каждым сезоном становилась все сильнее, и я хочу быть ее частью. Нынешний год получился хорошим, почему бы в следующем чемпионате не попробовать попасть в пятерку лучших, как сейчас пытается это сделать «Краснодар». Верю, что нашей команде это тоже по силам.
- Могли бы вы сравнить между «Ростов» и ваш прежний клуб «Кубань»?
- В «Кубани» провел два года и прожил там немало хороших моментов. У команды был сильный дух, который помогал одерживать яркие победы. «Ростов» сейчас тоже набирает силу. Что касается жизни в этих городах, то она примерно одинакова. Особой разницы не вижу.
В России нравится ЦСКА
- Вы играете в России уже три года. Согласны, что африканцы с трудом адаптируются в нашем чемпионате?
- Да, в первое время и мне пришлось нелегко. Больше всего не хватало общения с семьей, которая осталась в Париже. Иногда мои родные приезжают в гости, но ребенок уже ходит в школу, поэтому приняли решение не вырывать его из языковой среды. В «Кубани» играли двое моих соотечественников – Марко Не и Ласина Траоре. Благодаря им смог быстрее адаптироваться в вашей стране.
- Почему вы решили переехать в Россию?
- От «Кубани» поступило выгодное предложение. Прежде чем принять его советовался с женой, решили, что так будет лучше. Российское первенство очень хорошего уровня, по классу вполне сопоставимо с французским.
- Какие клубы в нашем чемпионате вам нравятся?
- ЦСКА. Армейцы каждый сезон находятся на стабильно высоком уровне и доказывают свою силу. У них нет в составе ярких звезд, но команда знает, как добиваться результата, имеет запас прочности. Видно, что в клубе работают профессионалы, поэтому москвичи регулярно борются за титул и выступают в Лиге чемпионов. Раньше с интересом следил за «Анжи». Это был замечательный проект, жаль, что он прекратил свое существование в прежнем виде.
- Вы могли бы сравнить российское первенство с европейскими?
- Сравнивать трудно, потому что они заметно различаются по стилю. Во Франции много тактики, в Испании и Англии— очень высокие скорости. В России хороший чемпионат, не случайно сюда приезжает много классных футболистов. Клубы стремятся создать из них по-настоящему сильные команды. Ваше первенство имеет хороший потенциал для дальнейшего роста.
В Бельгии был по-настоящему счастлив
- В ходе своей карьеры вы играли за девять клубов из пяти стран.
- Первым европейским клубом стал «Беверен»— это было прекрасное время. Мы неплохо выступали в чемпионате, вышли в финал Кубка Бельгии, где уступили чемпиону страны «Брюгге». В команде было много ивуарийцев— Артюр Бока, Марко Не, Арсен Не, Эммануэль Эбуэ, Яя Туре. Мы все вместе перешли в «Беверен» из «АСЕК Мимозас». О том сезоне храню самые теплые воспоминания.
- Почему же спустя год вы решили сменить бельгийский клуб на донецкий «Металлург»?
- Сейчас бы так не поступил, но тогда был молод и подкупил выгодный контракт. В Украине мне пришлось трудно. Возникли проблемы с тренером, который не слишком хорошо относился к темнокожим футболистам. Нелегко жить в другой стране без родных, без знания языка, да еще когда сталкиваешься с проявлениями расизма. Помогало то, что в «Металлург» мы перешли вместе с Арсеном Не и Яя Туре. На следующий год вернулся в Бельгию. Провел два сезона в «Жерминаль Беерсхот», а потом еще год в «Генке». Мы не добивались высоких результатов, но в бельгийских клубах регулярно играл и был по-настоящему счастлив.
- А затем снова поехали на Украину, на этот раз в «Днепр».
- Днепропетровцы очень хотели меня приобрести, когда выступал за «Генк». Сомневался, вспоминая неудачный опыт в «Металлурге», но по совету агента все-таки поехал туда. Провел там пять месяцев, но больше оставаться не захотел: окончательно понял, что Украина— не моя страна. Еще до перехода в «Днепр» вел переговоры с «Монако», однако тогда договориться не удалось. Когда же монегаски все-таки предложили контракт, с удовольствием перебрался во французский чемпионат.
- «Монако» хорошо известный по европейским меркам клуб, однако в те годы он переживал далеко не лучшие времена.
- Это правда, но о первых двух сезонах ничего плохого сказать не могу. В целом играли неплохо, в сезоне 2009-10 вышли в финал Кубка Франции, где в дополнительное время уступили ПСЖ. А вот третий сезон получился странным. Главный тренер Ги Лякомб поссорился с ведущими игроками— Нене, Обамеянгом, Пюигренье и другими. Возникшее напряжение коснулось почти всех футболистов и негативно сказалось на игре команды. Мы играли, но выкладываться на сто процентов уже не могли. В итоге закончили чемпионат в зоне вылета. В конце сезона мой контракт закончился и я перешел в «Кубань».
- Вы некомфортно чувствовали себя в Украине. А в России?
- В России ощущаю себя как во Франции. Конечно, жизнь здесь немного другая, но разница не столь значительна. В ваше стране чувствую себя нормально. Здесь могу свободно гулять по улицам, пойти в любое место куда захочу. Некоторая разница в менталитете россиян и европейцев присутствует, но она не глобальная. Это мнение разделяют и мои близкие.
Путевку в большой футбол дал Жан-Марк Гийю
- Как долго планируете еще играть?
- До 35-36 лет точно. После этого, возможно, стану агентом. Это интересная работа, в Африке довольно много молодых талантливых игроков, которым нужна поддержка. Уже сейчас вместе со своими друзьями Коло Туре и Аруна Динданом мы руководим работой футбольной академии в Мали. Почему в Мали? Так было удобнее нашему тренеру и другу Жан-Марку Гийю.
- Жан-Марк Гийю? Расскажите о нем подробнее.
- В 90-х годах он на протяжении восьми лет тренировал самый титулованный клуб Кот-д’Ивуара «АСЕК Мимозас», в конце 90-х работал главным тренером нашей национальной сборной, а потом трудился в «Беверене», куда сосватал много ивуарийских игроков. Он помог не только мне, но и многим другим моим соотечественникам стать профессионалами. Фактически именно он дал нам путевку в большой футбол.
- А когда вы поняли, что футбол это ваша жизнь?
- В 1992-м году Кот-д’Ивуар стал обладателем Кубка Африки. В финале наша сборная победила по пенальти Гану 11:10. Мы смотрели эту игру всей семьей, не отрывая глаз. Тогда решил, что тоже хочу стать футболистом. В принципе гонял мяч со сверстниками с самого юного возраста, недалеко от дома находился небольшой стадион, на котором могли играть все желающие. Сначала выступал за любительскую команду из своего родного города Адзопе. В 1995 году услышал, что проводится набор 13-14 летних ребят в футбольную академию, готовившую игроков для «АСЕК Мимозас». Как и сотни других ребят, пришел на просмотр, однако его не прошел.
Продолжал играть в различных уличных турнирах и однажды подвернулся счастливый случай. В небольшом городе Аджаме проходило довольно крупное соревнование, за которым наблюдал Жан-Марк Гийю. Он увидел матч команды, в которой я был капитаном, против соперника, в составе которого играли Аруна Коне, Аруна Диндан и Коло Туре. Это была отличная игра, после нее Жан-Марк стал расспрашивать про меня нашего тренера. Выяснилось, что я тот самый парень, который раньше не прошел просмотр в академию (смеется). Он сказал, чтобы завтра приходил на тренировку. Так я попал в АСЕК «Мимозас».
- Слышал, что в юношеском возрасте у вас была тяжелая травма колена, после которой пришлось долгое время восстанавливаться.
- Учеба в академии длилась четыре года. Когда игрокам исполнялось 17-18 лет, мы подписывали контракт с АСЕК «Мимозас». Я тоже подписал контракт и вскоре после этого получил травму. Играть не мог два года, колено очень сильно болело. На третий год все-таки восстановился, а следующий сезон провел уже целиком. В составе клуба стал чемпионом Кот-д’Ивуара, после чего отправился в «Беверен». Эта травма доставила много проблем, но закалила характер. На тот момент свою жизнь без футбола уже не представлял, мысли были только о нем. Это помогло мне преодолеть трудности и вернуться.
Сохраняю надежду вернуться в сборную
- Сборная Кот-д’Ивуара давно входит в число сильнейших на своем континенте. Почему же она никак не может стать чемпионом Африки?
- У нас очень много отличных футболистов, более того в каждом городе нашей страны есть талантливые игроки. Во всех соревнованиях ставим перед собой только самые высокие задачи. Мы были фаворитами нескольких последних Кубков Африки, дважды выходили в финал, но все время проигрывали. Почему? Мы все время задаем себе этот вопрос, и ответа пока не находим. На предварительных стадиях мы побеждаем всех соперников, но как только дело доходит до решающих матчей...
- Предполагаю, что самым сильным ударом для вас стало поражение от Замбии в финале Кубка Африки в 2012 году?
- Когда увидел их первую игру на том турнире, сразу понял, что это хорошая команда. Замбийцы встречались с Сенегалом и закономерно победили 2:1. Сказал партнерам, что эта сборная способна преподнести сюрприз. Мало кто ждал увидеть ее в полуфинале, многие были удивлены, но не я. Когда же Замбия пробилась в финал, все в нашей команде были очень рады. Никто не сомневался, что Кот-д’Ивуар обязан побеждать этого соперника, просто потому что мы сильнее. Однако Бог оказался не на нашей стороне. Игра дошла до серии пенальти, в которой удача улыбнулась сопернику.
- Вы еще надеетесь вернуться в национальную сборную?
- Конечно. В этом сезоне не так много играл, но верю, что в дальнейшем буду чаще выходить на поле в составе «Ростова» и опять попаду в поле зрения тренеров. Конкуренция в сборной большая, но сохраняю надежду вернуться.
- Кто ваши главные конкуренты?
- Серж Орье из «Тулузы», Сол Бомба из «Трабзонспора», Эммануэль Эбуэ из «Галатасарая», Коло Туре из «Ливерпуля». Кстати, в сборной обычно выхожу на месте правого защитника.
- Почему в клубе вы являетесь левым защитником, а в сборной правым?
- Так решает тренер. В «Кубани» играл и слева, и справа. В «Ростове» пока только слева, хотя больше нравится действовать именно на правом фланге. Никаких проблем в этом не вижу. В России научился хорошо играть на обеих позициях.
- Как оцените шансы Кот-д’Ивуара на чемпионате мира в Бразилии?
- Главная наша задача— выйти из группы. Конечно, Колумбия, Греция и Япония выглядят не столь грозными, как Бразилия и Португалия в 2010-м, однако это сильные сборные. Вообще слабых команд на чемпионате мира не бывает. Каждый игрок, попавший на этот турнир, мечтает себя проявить. Яростная борьба идет в каждой игре. Надеюсь, нам удастся пробиться во второй этап и тогда уже можно будет подумать о том, чтобы повторить успех Ганы и выйти в четвертьфинал.
- Кто ваши лучшие друзья в сборной?
- Коло Туре, Зокора и Эбуэ. Общаемся довольно часто.
- Вас часто спрашивают, почему вы играете в России?
- (Смеется). Однажды во время отпуска в Абиджане мы с Ласиной Траоре и Сейду Думбия играли в мини-футбол. К нам подошел парень лет 15 и стал подробно расспрашивать о России. Он интересовался, как можно выступать в стране, где очень холодно и почти никто не говорит ни по-французски, ни по-английски. Мы посмеялись и ответили, что Россия— хорошая страна. Да, мы не говорим по-русски, но по-английски общаемся со многими. Он не унимался: «Но там же очень холодно!» Объяснили парню, что холодно не круглый год, а только зимой, когда в футбол уже не играют. В общем, посмеялись тогда от души.
- У вас есть мечта?
- Есть и она очень конкретна. Вместе с «Ростовом» хочу выиграть Кубок России. Того же самого хотят болельщики и руководство клуба. Уже играл в финалах Кубка Бельгии и Франции, но трофей выиграть не смог. Сейчас есть отличный шанс исправить этот недочет!