Вердикт ФИФА. 5 выводов по львовскому скандалу
ФИФА сурова, но она – закон. Теперь сборная Украины пять лет не сыграет там, где за нее болеют лучше всех. А боссы ФФУ в очередной раз показали свою некомпетентность.
Итак, Дисциплинарный комитет ФИФА таки наказал сборную Украины по полной за поведение ее болельщиков во время матча против Сан-Марино, который состоялся во Львове 6 сентября.
Как гласит официальное решение, ближайший отборочный поединок против Польши – в Харькове 11 октября – пройдет при пустых трибунах. Более того, «Арена Львов» дисквалифицирована на матчи с участием сборных до 2018 года включительно, то есть до завершения отборочного цикла ЧМ-2018.
Помимо всего прочего, ФИФА предупредила, что в случае повторения инцидентов, имевших место во Львове, нашу национальную команду могут лишить очков или дисквалифицировать из международных соревнований.
Вот так – ни много, ни мало. Ничего не скажешь, наказание действительно суровое. И чтобы подобного не повторилось – а то и чего похуже не случилось – всем надо сделать выводы. Я для себя сделал целых пять, коими делюсь прямо сейчас.
СПОРИТЬ БЕСПОЛЕЗНО, НАДО БЫСТРО УМНЕТЬ
Мне бы очень не хотелось, чтобы дальнейшая дискуссия свелась к двум посылам (хотя, видимо, так и будет). Первый – галичане подставили сборную, поставили под удар ее перспективы и оставили нас (это в Харькове прозвучит) без долгожданного матча. И второй – да кто такие эти ФИФА и ФАРЕ, чтобы запрещать нам «огни» с «дымами», да еще и указывать, какие портреты, плакаты и лозунги должны быть на трибунах; мы сами определимся с нашими героями…
Разговор вокруг этого – путь в никуда, точнее возвращение к тому, где мы уже были. Во-первых, тридцать тысяч львовян, собравшихся на стадионе, ни в чем не виноваты. Они болели за нашу сборную так же, как всегда – то есть лучше всех в этой стране (я знаю, что говорю). Винить их всех в том, что наблюдатели ФАРЕ усмотрели в действиях группы болельщиков, несправедливо.
Во-вторых, с другой стороны, переть на ФИФА с претензиями по поводу предубежденности, некомпетентности и «однобоких оценок украинской истории» так же бессмысленно, как и обращаться во всемирную лигу сексуальных реформ.
Тот, кто меня знает лично, не даст соврать: я разделяю очень многое, что недруги моей страны приписывают националистам. Для меня Бандера и Шухевич тоже герои, иначе не висели бы в моем шкафу футболки с их портретами или надписями «Воля або смерть». Но если меня спросят, что важнее – увидеть растяг с Бандерой на трибуне или сборную на чемпионате мира, то я все же выберу второе.
Раз ФИФА и УЕФА считают (и не безосновательно), что политике не место на стадионе, так тому и быть. А если кто не согласен и считает это неверным, то это его проблемы (правда, теперь они стали и нашими). Об «обезьяньих звуках», бросках бананами и прочих прелестях расизма и ксенофобии я даже не говорю, ввиду самоочевидности.
Я допускаю, что отчет ФАРЕ действительно мог быть не вполне объективным. И это настолько резонансный случай, что ФФУ в рамках грамотно составленной апелляции должна затребовать с этой организации доказательств своей вины. Но при этом мы должны больше думать не над тем, как заклеймить ФИФА, просто-напросто действовавшую по собственному уставу, который одобрили все национальные ассоциации мира. А над тем, как избежать следующих инцидентов.
Говорю «мы», так как перехожу к следующему пункту.
НОРМАЛЬНЫЕ ФАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТИВНЕЕ
Все зло в мире творится с молчаливого согласия равнодушных. Иногда так называемым обычным болельщикам, не причисляющим себя к «ультрас» и «фирмам», стоит почувствовать ответственность за то, что происходит на стадионе или в секторе. Не подхватывать идиотское «судья – пи…рас», не ухмыляться, наблюдая за ухающими по-обезьяньи соседями, не отворачивать глаза от других отвратительных вещей, постоянно творящихся на футболе.
Каждый должен понять: вот эти люди – в основной массе молодые и еще не слишком сообразительные – могут отобрать у него возможность увидеть сборную (еврокубки, чемпионат). Порой, как видим, лет на пять. А ведь иногда достаточно вежливой, но настойчивой коллективной просьбы по адресу разошедшейся молодежи: дескать, ребятки, попуститесь маленько, дайте футбол посмотреть...
Естественно, я не призываю пускать в ход кулаки или брать на себя прочие функции органов правопорядка, но не быть равнодушным и малодушным – это как уважать самих себя.
К слову, в этой связи я бы предложил на поединках сборных никаких «фанатских секторов» не организовывать. Конечно, суппорт может пострадать, но зато будет легче, так сказать, стихийно проконтролировать хулиганов, разбитых на мелкие группки и рассредоточенных по всей чаше.
ФФУ ОПЯТЬ ПРОВАЛИЛАСЬ
Не буду повторять то, что было многократно сказано – большая часть вины ложится на ФФУ, которая нормально не работает ни с болельщиками, ни с клубами, ни с аренами. Все, на что способна федерация – собирать штрафы, наполняя бюджет.
Скажите, например, какой сигнал получили «ультрас», когда за приснопамятный инцидент в Севастополе на матче с «Днепром» КДК ФФУ ограничился штрафом, пускай и максимальным? Ну как можно было не дисквалифицировать стадион после такого? Но нет – для Дома футбола сейчас важнее касса. К тому же обижать клуб компаньона владельца «Шахтера»нехорошо…
Но речь не о «Севастополе». Если говорить о ФФУ, то что же она делает, чтобы предотвращать подобные эксцессы? Какую разъяснительную работу ведет? И с кем?Например, как часто на больших и красивых табло наших стадионов демонстрируются ролики, рассказывающие о том, что грозит арене и команде за те или иные проступки (это не для «ультрас», которые и так все знают, а для «кузьмичей», пребывающих в блаженном неведении)?
Возможно, эти вопросы кому-то кажутся наивными, а претензии – надуманными. Но как бывшему члену Комитета ФФУ по вопросам стадионов и безопасности соревнований мне нынешняя работа в этом направлении видится близкой к нулевой.
Но вернемся ко львовскому вопросу... Увы, ФФУ не только не сумела предотвратить его, но и полностью провалилась при защите интересов нашей сборной.
Сейчас, конечно, нам будут рассказывать, что федерация сделала все возможное и спасла команду от худшего – снятия очков. Дескать, матч без зрителей – это еще приемлемое наказание, которого избежать было невозможно. Но на самом деле снимать очки никто и не собирался. Бывали в мировом футболе и более вопиющие события, в том числе и на матчах сборной, но никто и никогда не прибегал к такой мере – ни ФИФА, ни УЕФА.
А вот добиться более мягкого наказания было реально. Но надо понимать следующее: авторитет нынешнего руководства ФФУ не слишком высок. И это многое объясняет…
Более того, репутация ее главного законника, первого вице-президента Сергея Стороженко, отвечавшего за это дело, в международных структурах, судя по всему, давно под сомнением.Я например, помню шок Евы Паскье, курирующей в ФИФА восточноевропейские вопросы, когда в декабре 2010-го прекрасно владеющая русским швейцарка наблюдала за вакханалией, устроенной г-ном Стороженко на Конгрессе ФФУ.
Потом в официальном отчете наблюдателей ФИФА и УЕФА, по моей информации, были отмечены грубые нарушения со стороны «шантажистов» – и роль в этом процессе их предводителя. И не случайно уже в 2011-м первый вице-президент ФФУ остался за бортом всех комитетов и комиссий УЕФА, в состав которых он прежде долгие годы входил, так сказать, по умолчанию.
Вряд ли жалуют Сергея Михайловича и в других кабинетах ФИФА. Не удивлюсь, если у ее генерального секретаря Жерома Вальке, которого Стороженко забрасывал письмами с требованием санкционировать внеочередной конгресс ФФУ и отставку Григория Суркиса, до сих пор эта фамилия вызывает нервный тик.
Тогда лишь после многочисленных консультаций и активной переписки на высших уровнях ФИФА, УЕФА и ФФУ, вылившихся в официальное письмо Вальке и перспективу собрания Чрезвычайного комитета ФИФА удалось утихомирить Стороженко и компанию. Да уж, в то время его«деятельность» доставила немало головной боли в Цюрихе и Ньоне.
ГОСУДАРСТВУ ПОРА ВСТУПАТЬ В ДЕЛО
Расизм и ксенофобия на бытовом уровне становится все большей проблемой в Украине (как и во всем мире). Футбол – это зеркало общественных процессов, и было бы наивно считать, что его минут подобные проблемы. Поэтому бороться необходимо на государственном уровне – посредством законодательства, пропаганды и прочих доступных инструментов. Впрочем, это тема для отдельной статьи…
«АРЕНЕ ЛЬВОВ» ТЕПЕРЬ КАПУТ?
Хотелось бы ошибиться, но данный инцидент может нанести решающий удар по перспективам одного из принимающих стадионов ЕВРО-2012. Больше года власти – и не только футбольные – ломают голову, как загрузить его, учитывая нежелание «Карпат» переезжать сюда с «Украины».
Матчи национальной и молодежной сборной, организация международных турниров – это были неплохие варианты для простаивающего объекта. Однако сейчас предлагать «Арену Львов» как место проведения любых игр под эгидой ФИФА и УЕФА вряд ли станут. Печально, но один из лучших стадионов страны отныне занесен в неофициальный «черный список».