У вас есть собака? Не важно, просто представьте. Никакой пользы от нее, разумеется, нет. Но пока вы ее кормите, она будет радостно встречать вас с работы – все довольны, всем кажется, что это настоящая взаимная любовь. И вдруг вы оказались на мели, даже собаку содержать тяжело. Ваши действия? Конечно, вы попробуете ее продать. Но заламывать цену не станете, даже отдадите даром, а в крайнем случае еще и доплатите новому хозяину. Потому что главное в такой ситуации – не получить копеечную прибыль, а избавиться от неподъемных расходов в ближайшем будущем. Ну и собаку спасти охота, вы же не живодер.
Некрасиво сравнивать футболистов с собакой. Но в «Карпатах» с вами наверняка поспорили бы. Здесь все решается и происходит особенно, по-своему – с излишними эмоциями, непонятно откуда взявшимися амбициями и особо выраженной провинциальной принципиальностью.
Решение отправить в дубль отказавшихся от снижения зарплаты – это безоговорочная победа больной фантазии над здравым смыслом
Когда на трансфер выставляется вся команда, без разбору, и делает это не тренер, а руководство, речь идет не о чистке слабого состава и попытке собрать более сильный. Это даже не шантаж, чтобы заставить игроков согласиться на понижение зарплаты. Если бы «Карпаты» действительно хотели сэкономить, отпустили бы Худобяка в «Черноморец» за $100 тысяч, не задумываясь. И бесплатно отпустили бы. И многих. В своем время, отдавая Морьентеса в аренду «Монако», «Реал» согласился платить половину его гигантской зарплаты – лишь бы не платить вторую половину. Почувствуете разницу между экономией и колхозом.
Трудно понять, чего на самом деле хотели добиться «Карпаты». Похоже, участие в Лиге Европы вскружило голову руководству гораздо больше, чем футболистам. Потому что решение отправить в дубль отказавшихся от снижения зарплаты, если оно подтвердится – это безоговорочная победа больной фантазии над здравым смыслом. Кто-то явно не хотел признаваться себе и окружающим в ухудшении материального положения, и решил переложить ответственность на других. Но феерически облажался. Проиграли все. Клуб не заработал на возможных трансферах и продолжает платить игрокам якобы непомерную зарплату, основа команды потеряла лидеров, которые в дубле обесценятся еще больше, а согласившимся на уменьшение явно не добавится мотивации. Но самое печальное – репутация клуба испорчена окончательно, теперь сюда не сунется ни один востребованный футболист.
Черт побери, вы не можете спорить с рынком, устанавливая свои правила. Не можете урезать зарплату футболистам, сравнивая ее с доходами врачей. Не можете требовать, чтобы они играли на голом энтузиазме, за Львов и Бандеру. Не можете оценивать их по количеству зубов или размеру яиц. Рабство отменили полтора столетия назад. Сколько еще игроков должны подать в суд, сколько антирекордов надо установить и в какую лигу вылететь, чтобы наконец дошло? Качество игры футболистов зависит от их способностей, умения тренера и желания чего-то добиться в жизни. Точка. Зарплата – лишь необходимое условие, как ровное поле, и способ удержать особо ценных игроков. Когда ее уменьшают, адекватный футболист обязан сопротивляться. Потому что это просто незаконно. Потому что завтра владельцу захочется платить еще меньше, а послезавтра придется играть за еду и чистить унитазы на базе. Потому что клуб, в котором и так небольшие зарплаты урезают вдвое, не собирается ничего выигрывать, и смысла в нем оставаться нет.
Сколько еще игроков должны подать в суд, сколько антирекордов надо установить и в какую лигу вылететь, чтобы наконец дошло?
По большому счету, эта история не удивляет. Было бы даже странно, если бы в «Карпатах» не произошло ничего скандального. Поражает другое – поведение нового тренера. Александр Севидов производит впечатление неглупого человека, который умеет и хочет работать. Казалось бы, он ушел от одного одиозного босса не для того, чтобы терпеть другого. Была призрачная, даже наивная надежда – Севидов попробует успокоить разбушевавшиеся «Карпаты», выступит миротворцем, убедив одних включить мозги, а других – засучить рукава. Как минимум, не даст довести ситуацию до маразма, со временем сам определив, какие футболисты ему не нужны. Но всего лишь двух дней оказалось достаточно, чтобы убедиться – Севидов не захотел или не смог диктовать свои условия. Потому что в здравом уме ни один тренер середняка чемпионата Украины не откажется от Худобяка, Голодюка и других вчерашних или сегодняшних игроков сборных, не увидев их толком в деле. Очевидно, у Александра Владимировича был небольшой выбор будущего места работы, и он им очень дорожит. Но если уж он покорно уступает, значит, этот клуб не спасет никто.