Павлов: «Сборная Украины — осадок на всю жизнь»
Николай Павлов Главный тренер мариупольского «Ильичевца» Николай Павлов без колебаний принял предложение дать интервью «Футбольному клубу». Николай Петрович открыт для разговора на любую тему, но мы договорились, что не будем комментировать недавнее заявление президента «Ворсклы» Константина Жеваго.
В Мариуполе уже настоящее лето, термометры показывают за 30 градусов. Но в кабинете главного тренера уютно и комфортно.
«В ПОЛТАВЕ РУКОВОДИТЕЛИ КЛУБА БЫЛИ МОЛОЖЕ МЕНЯ, А В МАРИУПОЛЕ – НЕТ»
– Николай Петрович, что изменилось за время вашего отсутствия? В чем отличие Полтавы и «Ворсклы» от Мариуполя и «Ильичевца»?
– Мне не понравилось только одно: с тех пор, как семь с половиной лет назад я отсюда уезжал, вот в этом кабинете ровным счетом ничего не изменилось. Я сказал, что, наверное, зря вернулся, после чего за неделю здесь все поменяли, и теперь меня все устраивает. (Улыбается).
Я знал, что здесь одна из лучших футбольных инфраструктур в стране, особенно в том, что касается детского и юношеского футбола. Когда работа в этом направлении только начиналась, я говорил Владимиру Семеновичу Бойко: «Своих игроков у нас не будет, пока мы не создадим необходимые условия для того, чтобы они появились. Будут условия – будут доморощенные футболисты». Думаю, что в следующем году, при составлении списков собственных воспитанников, у нас не будет никаких проблем. Вот в этом главное отличие!
И еще одна любопытная деталь. В Полтаве я работал с руководителями, которые были моложе меня, а здесь – наоборот. (Прим. автора – Владимир Бойко старше Павлова на 16 лет). С руководителями «Ворсклы», в силу их занятости, приходилось общаться не так уж часто. Здесь, правда, раньше было также, но теперь все по-другому. Владимир Семенович регулярно приезжает на базу, присутствует на тренировках. Исключение только тогда, когда идут пленарные заседания в Раде. Понимаете, когда встречаешься с президентом клуба почти каждый день, то все проблемные вопросы решаются намного быстрее, и это огромный плюс.
А с Константином Ивановичем Жеваго мы встречались где-то раз в полгода, когда решались глобальные вопросы, касающиеся трансферов, селекции и так далее. Как говорится, почувствуйте разницу!
– А сам город, каким вам показался после возвращения?
– Мне здесь все нравится. Мариуполь всегда отличался чистотой и порядком. Раньше этим занимались городские металлургические гиганты, а сейчас даже не знаю, кто руководит этим процессом.
– Могли ли вы себе представить, что произойдет вот так: запрет на присутствие на скамейке и «заочная дискуссия» с руководством «Ворсклы»?
– Может повторюсь, но я ни разу в своей тренерской практике не расторгал контракты. Для меня главное было слово. Так было везде: в Днепропетровске, Киеве, Симферополе, Никополе… Я никогда не писал заявление об уходе. А тут вроде попрощались, пожали друг другу руки и на тебе! Естественно, ничего такого я представить не мог.
«ЕСЛИ ТЫ НЕ ПОДСКАЗЫВАЕШЬ СУДЬЯМ, ТОГДА ПОДСКАЗЫВАЮТ СОПЕРНИКИ»
– Скажите, почему перед игрой с «Ворсклой» вы поменяли местами скамейки? На фарт? До этого ваши помощники и ваши предшественники располагались налево от выхода.
– Я обратил внимание, что многие команды, в том числе и «Шахтер» располагаются справа от центра поля, чтобы ассистент с флажком был у них перед глазами. Ведь так есть возможность ему подсказать! (Улыбается). В противном же случае ему подсказывают соперники. Все просто – судьи сейчас молодые, и авторитет опытных людей на них влияет. Такая вот психология, а в футболе мелочей не бывает.
– Кстати о судьях. Стали ли лучше судить? Как вам нововведение с пятью арбитрами?
– Судейство, на мой взгляд, кардинально изменилось. Предвзятых ошибок, по крайней мере по отношению к моей команде, не было. Я это говорю сейчас, и я говорил то же самое, работая в Полтаве. Было время, когда команды среднего класса просто «нагибали», а тренерам затыкали рот, отчего страдали многие наставники, в том числе и я. Теперь же на работу судей постоянно жалуются лидеры – вот такие перемены.
Пять арбитров? На мой взгляд, это лишнее. Главный судья принимает решение, а потом по подсказке дополнительного его отменяет. Раньше он нес ответственность сам, а теперь может ее переложить на вот этого самого дополнительного. Лучше от этого нововведения не стало, ведь даже в полуфинале Лиге чемпионов «Бавария» – «Барселона» было огромное количество ошибочных решений.
– В ведущих командах Украины все большую роль играют легионеры. А как вы относитесь к ним?
– Совершенно нормально. Легионеры нужны, и особенно такие, как Фернандиньо, который является настоящим профессионалом. У меня был забавный случай, связанный с ним. Его удалили с поля, а он сказал после этого, что его удалил не судья, а тренер Павлов. Я вот еще обратил внимание, какие шипы у него на бутсах – совсем не в бразильском стиле, длинные и металлические.
ПРИМЕР ДЛЯ ВСЕХ – ГРЕЧИШКИН
– Чемпионат близится к завершению. Довольны ли вы выступлением в нем своей команды или ждали большего?
– Знаете, в прессе, подводя итоги очередного тура, постоянно ставят две таблицы. Текущую и «прошлосезонную», после такого же числа сыгранных матчей. Так вот сейчас у нас на четырнадцать очков больше. Из всех команд у «Ильичевца» наибольший прогресс в плане набора очков. Вот и весь ответ!
– Тем не менее от ваших молодых подопечных – таких, как Бутко, Виценец, Ордец, Таргамадзе, Окриашвили ждут большего. Каковы их перспективы? В какой мере они себя раскрыли?
– В этом плане есть хороший пример: Дима Гречишкин. Я помню, работая еще в Полтаве, на сборах в Турции поехал посмотреть матч молодежных сборных Украины и Турции. Мое внимание было сосредоточено на Роме Безусе, но вот и Гречишкин тогда мне запомнился. Подумал тогда, что игрок интересный, но почему-то не играет в своем клубе…
Когда же я вернулся в «Ильичевец», я принял решение оставить его и еще Максима Ковалева у нас в команде. С Димой состоялся серьезный откровенный разговор, и я сказал ему, что у него есть шанс играть в основном составе. После этого, сыграв всего пару матчей за «молодежку», он вышел в основе и больше свое место там никому не уступил, использовав свой шанс на все сто.
Кстати, он и по игровым качествам, и по человеческим мне был очень симпатичен, ведь Дима парень порядочный. Он физически крепкий, смелый игрок и по показателям тестов всегда у нас был в лидерах. То, что он уже довольно часто играет в основе «Шахтера», меня очень радует. У него хорошее футбольное будущее.
Те же ребята, которых вы перечислили, тоже имеют перспективы добиться высоких результатов в футболе. Многое будет зависеть от их характера.
– Насколько часто вы посещаете матчи дубля и других команд резерва?
– Стараюсь не пропускать, мне это очень интересно.
– У вас на игры «молодежки» ходит много болельщиков.
– Это прекрасно, ведь ребята чувствуют интерес и поддержку. Игра при зрителях важна для молодых игроков. Помните, сколько в советское время ходило людей на матчи дублеров? Официальная игра на клубной базе – это совсем другое.
СПЕЦИФИКА МАРИУПОЛЯ – «ДОНЕЦКАЯ ПРОПИСКА» ИГРОКОВ
– Не секрет, что не все футболисты «Ильичевца» живут в Мариуполе. Это проблема?
– Это мариупольская специфика. Многие футболисты «Ильичевца» живут со своими семьями в Донецке и сюда приезжают только на работу. Многие из них, если не дорабатывают на тренировках, остаются на базе и ночуют здесь. Некоторые злоупотребляют «донецкой пропиской» и, как правило, из-за этого не попадают в основной состав.
Проблема эта давняя, и еще в мой первый период работы здесь я говорил Владимиру Семеновичу, что нужно, чтобы все футболисты жили в Мариуполе. Потом здесь был такой период, когда тренеры были из Донецка, и они тоже после тренировок и игр сразу уезжали домой. Наверное, эту проблему невозможно решить.
Вы заметили, что у нас часто меняются капитаны? Так вот, как только футболист съезжает из Мариуполя, он лишается повязки. Впрочем, есть футболисты, которые живут в областном центре, и с ними нет никаких проблем, ведь они везде успевают, и играют в основе. На следующий сезон, кстати, капитана будет выбирать команда, и я уверен, что выбор будет сделан достойный.
– Царская тропа остается в вашем арсенале в подготовительный период следующего сезона? Ведь футболисты ее не очень любят.
– Если бы я на себе не испытал и не ощутил реальную пользу от нее, то никогда бы не использовал ее в работе. Даже мои помощники Сергей Дирявка, игравший у меня еще в начале 1990-х в «Днепре», и Дмитрий Есин бегают по этой тропе. Уверен, что и молодежь понимает пользу этого теста.
– Раз уж вспомнили о «Днепре», симпатии к нему остались? Часто ли вспоминаете те годы?
– Вы знаете, далеко не всем футболистам доводилось добиваться успеха в качестве тренера. Я же был чемпионом в составе «Днепра» как футболист, а как тренер привел команду к серебряным медалям. Сколько лет прошло, а повторить тот успех никто не может! Симпатии к «Днепру», конечно, у меня остались, ведь в Днепропетровске осталось много друзей. С мэром города Иваном Ивановичем Куличенко я, например, дружу уже восемнадцать лет. Познакомились тогда, когда он еще не был мэром, сейчас дружим семьями, встречаемся полным составом: с детьми и внуками. Только в Днепропетровске у меня есть такие друзья!
СБОРНАЯ УКРАИНЫ – ОСАДОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ
– Когда со сборной происходят катаклизмы, в числе претендентов часто называют вашу фамилию. Как вы к этому относитесь? Есть ли желание когда-нибудь возглавить национальную команду?
– Я уже когда-то говорил, что был самым молодым претендентом на пост главного тренера сборной. Мне было 38 лет. Но тогда было все очень сложно. Форму выдавали и после игры забирали, в сборную летали за счет клубов… И видимо тогда у меня сложилось такое устойчивое мнение – сборная никому не нужна. Сейчас, конечно, все по-другому, но осадок у меня остался на всю жизнь. И поэтому говорил, говорю и буду говорить, что желание работать со сборной у меня не появится, хотя я за нее всегда болею и переживаю.
– А как относитесь к оценкам экспертов в СМИ? Их у нас сейчас много. Вам их мнение интересно?
– Многое я читаю и смотрю сам, что-то мне готовит пресс-служба. Мнение того или иного специалиста – это его мнение. Я говорю ребятам, которые тоже многое слышат и читают, что они должны оценивать свою работу по нашим данным. Ведь мы считаем все, включая двусторонки на тренировочных занятиях, и никто не получит отрицательную оценку, если он ее не заслужил.
У меня есть методика, которую я применяю уже больше десяти лет, и у нас самые объективные данные по любому футболисту. А эксперты чаще всего оценки дают, ориентируясь лишь на свои впечатления и ощущения. Впрочем, без дискуссий футбол трудно представить. Это важная составляющая, и чем больше говорят и пишут о футболе, тем лучше!
– Кстати ваша дочь Яна – довольно известный журналист? Вы следите за ее карьерой, даете какие-то советы?
– Естественно, я очень переживал и переживаю за нее. Сейчас Яна взрослый человек, и на нее больше влияет ее муж. Мне импонирует ее подход к той или иной теме. Человеческие ценности для нее главное, и это мне нравится. К сожалению, мы видимся не очень часто, так что времени для разговоров о ее работе у нас просто нет.
– Как поживает внук Гриша? Довелось уже с ним пообщаться? Мечтает ли дедушка Коля о его футбольной карьере?
– Как только я узнал, что его и дочь можно забрать из роддома, тут же самолетом вылетел в Киев. Провел с ними сутки и назад. Такая вот жизнь! После игры в Киеве с «Динамо» задержусь в родном городе, и пообщаюсь Гришей подольше. Посмотрю, как он подрос. Ну и конечно, схожу на могилы родителей…
Что касается будущего моих внуков? Их, кстати, у меня двое. Старшего зовут Ваня. Если они не станут футболистами, грустить не буду. Главное, чтобы они были здоровыми, слушали родителей. А дальше жизнь покажет.
– Вы знакомы со многими знаменитыми советскими хоккеистами. Смотрели ли новый фильм про Харламова? И нет ли желания посетить хоккей в Донецке?
– К сожалению, фильм пока не удалось посмотреть. В свое время Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов были для меня кумирами, примерами для подражания. Я считал и считаю их великими людьми. А когда с Володей Петровым учился в ВШТ, считал себя счастливейшим человеком на земле. Потом он меня познакомил с не менее великими Александрами: Мальцевым и Якушевым. У хоккея я, кстати, взял очень многое. Лекции знаменитого Анатолия Тарасова до сих пор помню. Так что я люблю хоккей и обязательно съезжу в Донецк, когда будет такая возможность. Главное, чтобы футбольные и хоккейные расписания не совпадали.
– О вашем увлечении голубями знают все. А что вы читаете?
– В последнее время главное чтение – специальная литература о футболе. На что-либо другое практически нет времени. Есть, правда, у меня одна карманная книжка, которую я часто перелистываю. Ее подарили мои друзья, которых уже нет в живых. В ней полно афоризмов, которые помогают мне, и которые я успешно использую в беседах с футболистами.
Вячеслав ШАРАФУДИНОВ