Леоненко: «Я устал волноваться из-за каких-то баранов-футболистов»
Человек-рейтинг! Где бы ни появлялся Леоненко, каждое его слово хватают буквально на лету, тиражируют многотысячными копиями в масс-медиа. Откровенный и жесткий - от его критики достается всем, независимо от того, звезда ты "Динамо", "Шахтера", или же их президент.
"Главное - аргументировать свою критику. Все просто!", - улыбается трижды лучший футболист Украины 1990-х.
В беседе с Леоненко "Футбол 24" ставил своей целью вспомнить времена легендарных "дублей" Леона в ворота "Барсы" и "Спартака", однако и без современных реалий не обошлось.
"Момент могу разобрать "до костей"
- Виктор Евгеньевич, коллеги меня предупредили, что вы в последнее время стараетесь избегать журналистов. Почему? Вас достали или, быть может, вы элементарно устали?
- Да, я слишком устаю после интервью. Говорить одно и то же, а затем еще и волноваться из-за каких-то баранов-футболистов, которые по сути ничего из себя не представляют. Это не говоря уже об экспертах, тренерах и президентах. На мой взгляд, много президентов не понимают, что делая столько для футболистов, они их действительно ломают и портят. Вот поэтому и не даю сейчас интервью. Ко всему, я еще и книгу сейчас пишу. Точнее, ее пишет мой знакомый, но все же на это нужно много времени. После эфиров заметил, что меня словно палками побили - энергетика-то теряется. Я же не одно интервью даю, а пять в день, иногда даже больше. Плюс - журналисты многое выхватывают из контекста...
Кое-кто считает, что я считаю деньги. Я деньги не считаю, просто я вот как думаю: тот, кто получает наибольшие суммы, должен и "выгребать" больше всех. А у нас как... Денег заработал, помучился, команду помучил. Я не знаю, чем тут хвастаться - второе место в чемпионате Украины. Да даже первое для меня не показатель. Если хочешь чего-то добиться - делай это в еврокубках. Я вот не знаю, почему сейчас Блохина гоняют. Хочу сказать тем болванам, которые пишут комменты в интернете, что в сборной значительно труднее работать, чем в клубе, ведь националка собирается лишь на несколько дней. Того, чего добился Блохин, в ближайшие пять лет ни один тренер не добьется. Я его не защищаю, просто привык говорить то, что думаю.
- Вы всегда рубите правду-матушку. Подавали на вас в суд оскорбленные игроки, тренеры?
- За что? Я всех приглашаю в студию, но ведь не идут, потому что будет еще хуже. На меня обижаются, потому что сказать нечего. Тот же Игорь Михайлович Суркис. Он был в нашей студии и ничего не говорил, наоборот, улыбнулся "Вите можно". Я же не просто "леплю", а комментирую после игры то, что произошло. Не кто где пьет или какую разбил машину. Понимаешь, я ведь конкретно. Тимощук обижается, но уже коты знают, что он будет отдавать на метр, на два назад. Детские ошибки. Ты профессиональный футболист, ты тренируешься ежедневно. У меня такое впечатление, что он и половины тактически не понимает.
А по поводу суда... Да могут подавать, я спокоен, ведь ни на кого не наговариваю. И на кофейной гуще гадать не люблю. Поэтому впоследствии такому человеку разве что еще хуже будет, когда я возьмусь делать подборку фактов. Вот Семин обыграл Кривой Рог что-то 2:1 и говорит: "Да, они готовились и нас сегодня перебегали". А я часто с Максимовым общаюсь и он мне рассказал, что перед "Динамо" они пять дней вообще ничего не делали. Как Семин на меня в суд подаст, если у меня есть конкретный пример? Момент могу разобрать "до костей".
- От кого вам передался такой характер?
- У меня и мать, и отец такие - я этим горжусь. Для меня неприемлемо, чтобы мне на телеканале кто-то говорил: "Витя, говори то и то". За это я уважаю Коломойского и всю группу... Ну, не всю - есть там отдельные личности, к счастью, их немного. Не буду говорить, кто именно, пусть сами решают. В основном, там много нелепостей, хотя и полезное можно для себя почерпнуть. У меня вообще такое впечатление, что понимание футбола немногим дается. Есть хорошие футболисты, но в тактике они ничего не понимают.
- Вы родились в Тюмени. У жителей сибирского края, наверное, нет другого пути, чем добывать нефть-газ тяжелым трудом. И все же - футбол...
- Хоккей еще был, а теперь биатлон появился. Я такой один оттуда вырвался. Это еще раз доказывает, что нужно упорно работать над собой, чтобы быть не хуже в техническом плане, чем бразильцы или аргентинцы. Конечно, сейчас другие времена, и футболистов нужно как-то стимулировать к этому. Штрафы уже ничего не решают, ведь если получаешь миллион - сто тысяч для тебя ничего не значат. Я могу взять любого футболиста из нашей обычной лиги. Обычной, потому что Премьер-лигой этот сезон, особенно второй круг, и не назовешь. Во-первых, никто никого по сути не купил. Во-вторых, не подготовили те команды, которые играют в еврокубках. А почему? Потому что собрались не 2 января, а 15-16. Я бы за столько дней отдыха набрал 20-30 килограмм!
"Много тупости было в "Динамо"
- С чего началась ваша любовь к киевскому "Динамо"? Ведь когда вас, молодого и зеленого, приглашали в Москву, вы мечтали об украинском суперклубе.
- С раннего детства я считал, что Блохин, Бессонов, Демьяненко - лучшие футболисты. Еще Трошкина помню, смеялся над его смешной фамилией, а в итоге мы познакомились и до сих пор общаемся. Вариантов не было никаких.
- Чтобы не играть за московское "Динамо", вы симулировали радикулит. Расскажите об этом подробнее...
- О, эта история будет в моей книге. Я служил в армии и меня просто-напросто перевели в Москву. Еще даже покойный Пуго принимал в этом участие. Ну а Валерия Георгиевича уже тогда знали везде, поэтому не удивительно, что он сейчас главный в проекте чемпионата СНГ. Дали мне минут 40, чтобы попрощаться с женой и ребенком, и я из больницы - прямо в Москву. Тамошнее "Динамо" как раз отправлялось на Кипр, чтобы сыграть несколько спаррингов. Раньше играли матчи, чтобы заработать, а сейчас люди платят игрокам огромные деньги только за тренировку. Поэтому футболистов интересуют iPad-ы, бутсы блестящие, а удобные они или нет - это никого не волнует. И речь не только о молодежи в 17-19 лет, а даже детей 11-13-летних.
- А проблем с импульсивным Газзаевым не возникало? Говорят, двум одинаковым характерам трудно ужиться...
- Мы прекрасно ладили! Начнем с того, что я забивал, вот и все (смеется). Забивал и делал то, что он велел. Например, Георгиевич подсказал перед игрой делать 10-15 рывков для разминки. Начинался матч и у меня уже было чувство, будто я уже двадцать минут в игре. Конечно, я мог бубнить, но все же выполнял приказы Газзаева. Аналогично я бормотал и в киевском "Динамо". Мне многое здесь не нравилось, например, заезды на базу за три дня до матча. Много тупости было в "Динамо". Я не говорю, что это слабые или глупые тренеры - не мое это дело. Но ты просыпался в восемь утра, и тренировочный процесс начинался! Иностранцы сейчас уже бы с ума сошли. Читал Ибрагимовича, который говорит, что в 30 лет уже устал. Я представляю, что бы он сказал, если бы прошел сборы в киевском "Динамо"! Закончил бы в 22 (Смеется).
А Газзаев почему считается хорошим тренером? Не потому, что выиграл Кубок УЕФА. Он раскрыл очень много никому не известных футболистов, больше всех других тренеров. Василий Березуцкий - Газзаев взял одного, а другой вошел в "багаж". Жиркова где-то в Тамбове откопал. А я? Человеку хватило одной или двух игр, чтобы убедиться в моей пригодности. Ты ведь еще учти, что в московском "Динамо" тогда приличный состав был, а я вписался сразу - не грел лавку в запасе.
- У вас вообще карьера стремительно стартовала!
- Столь же быстро и закончилась (Смеется).
- Интересный еще и такой момент: легко ли вам далась смена гражданства, ведь в те времена футболисты обычно ехали противоположным маршрутом?
- Без всяких проблем! Эту всю хрень - разделение на "москалей" и "хохлов" - придумали политики. Я уже не раз говорил, что больше всего своих призов я получил во Львове, хотя в те времена победить здесь было чрезвычайно трудно. Сейчас не заискиваю (никогда этого не делаю), но, например, "Таврии" забил более десяти голов - и когда за "Геолог" играл, за олимпийскую сборную Союза, за киевское "Динамо", и даже когда в ЦСКА перешел - все равно им положил. По поводу смены гражданства - то легко! Даже не задумывался, когда это делал, ведь для меня не имеет значения, кто я. Мои родители родились, вроде бы, в России - Брянск, но по сути это еще и Беларусь и Украина. Мама у меня много белорусских слов употребляет.
"Меня хотел "Наполи"
- Период с 1992 по 1994 года был лучшим в вашей карьере...
- Да, потом серьезные травмы пошли, Валерий Васильевич (Лобановский - Авт.) возглавил команду - и все. Если бы мне тогда сказали, как сейчас Милевскому, "ты свободен, мы тебя продаем", я бы их обцеловал от счастья. Артем оказался в той же ситуации, что и я. Но у Артема есть контракт и есть агент, а у меня не было ни контракта, ни агента. Я понимаю, что у Игоря Михайловича и Григория Михайловича (Суркисов - Авт.) тогда замечательная команда была - Белькевич, Хацкевич, Калитвинцев, Ребров, Шева - они получали, по сути, хрень по сравнению с тем, что сейчас. Вот что Игорь Михайлович может мне сказать, когда у него Артем получает сам знаешь сколько? Все знают, сколько получает, хотя сидит в "Динамо-2".
И вот я - ничего собой не представляю в плане контракта, а агента нельзя, потому что еще полгода сразу же добавлялось к соглашению. (Вздыхает) Волнуюсь из-за того, что мало сделал для людей. Потерял также в материальном плане, но в моральном стою выше президентов, Лобановского. Получилось так, как я думал, а не они. Григорий Михайлович прекрасно знал, что я буду забивать в любой другой команде, а затем его будут травить за то, что отпустил меня.
- Еще бы хотелось поговорить о том пике вашей карьеры...
- А что говорить? Я ведь не меняюсь - что тогда, что сейчас. У меня нет короны. В интервью практически не отказываю. Всем раздаю автографы, в частности недавно, когда мы проехались по Западной Украине. Если кто-то думает, что это очень легко - то флаг ему в руки. Пока команды ветеранов играли между собой, я стоял за воротами и расписывался, фотографировался...
- Супер! Но я не закончил вопрос. Не было ли после "дублей" в ворота "Барсы" и "Спартака" интереса к персоне Леоненко со стороны европейских клубов?
- А ты как думаешь? (Смеется.) Предложений было очень много, кроме того, еще много-чего просто не говорили. Я могу страны назвать: Испания, Италия, даже Бельгия. Да что там - Блохин даже приезжал, хотел меня забрать в Грецию. Но ему сумму назвали - он улетел с пустыми руками. Потом пришел Лобановский и ему сказали, мол, здесь на поле "главный тренер". Он считал, что тренер должен быть в раздевалке, хотя практика показывает, что и на поле нужен. И из Франции на меня клубы претендовали, и "Наполи" хотел...
У меня была мечта: купить "Феррари" и играть в "Монако", нравится мне это королевство. А "Феррари" собирался покупать не здесь, хотя тогда еще можно было ездить по нашим дорогам. Сейчас она нахрен не нужна! В мои времена пробок не было, да и трассы были более качественные - можно было погонять. Почему мне смешно с Артема и "Мазерати", "Бентли", "Феррари" - по нашим ямам можно разве что на танке ездить, да и то рискуешь получить сотрясение мозга.
- В 1997 году на вас претендовал "Кайзерслаутерн". Почему не состоялся переход?
- На счет цены не сумели договориться. В итоге немцы купили Марианна Христова за 300 тысяч. С "Вольфсбургом" не срослось, потому что они хотели брать меня в аренду. Об Украине еще никто в те времена ничего не знал. Тимощук пытается что-то там рассказать мне, сколько я игр сыграл за сборную и что я выиграл. Но он забывает, что сборная Украины в те времена нахрен никому не была нужна. Ни рейтинга, ни денег. Искренне признаюсь, что однажды пришлось симулировать травму перед последней игрой, ведь через день-два предстояло ехать во Львов, чтобы оттуда на автобусе следовать со сборной в Словакию или еще куда-то. Несладко было.
Это сейчас все условия создаются для звезд, не звезд - а результаты все хуже. Нормой, например, стало то, что форвард может бить только правой ногой, а иногда даже и ей не может, как мы знаем. Для меня это просто дико! В свое время мы бегали кроссы по центру Киева - стартовали от стадиона "Динамо" и - вдоль Днепра. Ты можешь себе представить, чтобы сейчас футболисты "Динамо" такое делали? (Смеется). А мы тогда "Барсу" регулярно обыгрывали! Я могу сейчас эти имена перечислить - страшно становится. И все же "Динамо" победило 3:1, играя в численном меньшинстве. Я не горжусь этим, просто приятно вспомнить. Тем не менее, после победы в раздевалке все "выгребали" от Фоменко.
- Возможно, таким образом он пытался уберечь команду от звездной болезни?
- Опять же таки можно все проанализировать. Если бы была звездная болезнь, я бы не достиг ничего. Все пишут, что Леоненко ссорился с тренерами. Еще раз повторю: я не ссорился с ними, я просто бубнил, и все же оставался лучшим в стране. Имел бы звездную болезнь, сразу бы закончил с футболом, правильно?
- Голом в чьи ворота гордитесь больше всего?
- Самое интересное, что "Карпатам" в Кубке Украины-1993. В интернете даже можно найти видео этого гола. А еще один шедевр положил, когда "Динамо" играло с "Динамо-2" в том же турнире. Мы уступали 0:2, поэтому в перерыве зашел Григорий Михайлович и все "выгребали". В итоге мы переломили ход игры и победили 5:2, а я забил с центра поля в самую "девятку". Ситуация была уникальной: за "Динамо" играли футболисты "Динамо-2", среди них и я, а за "Динамо-2", соответственно, ребята из "Динамо-3".
- Вас называют футболистом, который не раскрыл полностью свой потенциал. Согласны?
- Не согласен. Это разве что по времени короткий промежуток был. Почему не "раскрылся"? Далеко не каждый достигнет того, что я, даже если сменит несколько клубов. И не медали или кубки являются показателем. Самое важное, что ты умеешь в техническом плане, думает человек на поле, или нет. Признание от болельщиков, тренеров и футболистов - вот что главное. Ранее звание лучшего футболиста Украины давали более справедливо и честно. Сейчас назви обладателя этого титула - некоторые даже не поверят (Смеется). Кстати, даже в "Динамо" был такой игрок, не буду называть фамилии. Его еще долго партнеры травили, мол, как ты мог стать лучшим?
"Среди звезд есть "тряпки", подкаблучники"
- Кто предложил вам засветиться на телеэкране?
- Позвонила Оксана с ICTV и предложила попробовать. Я взял на размышления три дня и все-таки решил дать согласие. Первые эфиры были пробными - Фоззи, Васильков и я - мы где-то месяц готовились. С Николаем было очень трудно, ведь кроме того, что он разговаривает на украинском, делает это еще быстрее Цыганика. Пришлось полагаться на логику, я не уверен, что сами украинцы понимают язык Цыганыка и Василькова. "Почему ты молчишь?" - спрашивают. "Я привык отвечать на вопросы, а не просто "балаболить", - отвечаю. А ведь это же чемпионат мира-2010, футболистов, игравших за африканские страны, не знаешь вообще! Матчи заканчивались практически в полночь, мы выходили в эфир и, как странно, нас смотрела огромная аудитория. Сейчас похожая ситуация на "2+2", и это при том, что покрытие этого канала не самое лучшее.
- Говорят, что вы раздали все свои медали. Кому? Зачем?
- Да, да, да! Кто их собирает, тому и отдал. Сейчас мне напечатали плакаты, я на них ставлю автографы, потому что обычно просят расписаться на сигаретах, на руках, на футболках. А так - получил плакат и - спокойствие.
- С женой Еленой познакомились на футболе?
- Да какой футбол? К счастью, она всего несколько раз сходила на матчи. Поэтому не сидит и не мудрит, типа "вы еще пожалеете", как некоторые в комментариях о своих мужьях. Мужчины, ты сам знаешь, бывают "тряпками", подкаблучниками. Даже тренеры и эксперты некоторые не разбираются в футболе, что уж говорить о женах или подругах.
- Вы тоже не в восторге от похода на стадион - это общеизвестно. Когда в последний раз смотрели матч "вживую"?
- Не хожу, и не потому, что я такой особенный. Как-то меня затащили на матч "Арсенала" с "Шахтером" на Банникова, это недалеко от моего дома. И что думаешь? Будто специально позади сидел какой-то "чайник", который не только демонстрировал свое "знание" футбола, но и тренерам давал "указания". Конечно, сидеть в такой компании неприятно. А вот дома, перед телеэкраном, можно сосредоточиться и анализировать, а затем переключить на какой-то другой матч. А еще эти дудки - хочется их собрать и запихнуть в одно место. Некоторые не футбол ходят посмотреть, а поорать, потолкаться.
Не люблю также комментарии некоторых тренеров и президентов. Эта "дипломатия" нахрен никому не нужна! Я не говорю, что нужно кого-то оскорблять. Но говорить "мы старались", "не удалось" - это никому не интересно. У тренеров столько отговорок, столько вариантов всяких! Можно же объяснить: "я не угадал с составом", и все. Но и журналисты "хороши"! Как можно спрашивать: "Почему тот или другой не забил?" Откуда тренер знает?
- Ваша дочь прекрасно разговаривает на украинском. А сами можете что-то "сказануть"?
- Нет, иногда разве что проскочит то или другое словечко. Просто я не хочу быть еще одним Азаровым. Считаю, что нужно разговаривать на родном языке, а искажать другой - неприемлемо, некрасиво. К тому же, пока еще мысленно переведешь! Ты говоришь на украинском, я - на русском. Какие проблемы? (Смеется.)
- Несколько лет тому назад вы рассказывали, что в 90-х украинский чемпионат был интереснее, чем в 2000-х. С тех пор не изменили своего мнения?
- Да, и не потому, что я тогда играл. Во-первых, не было такого отрыва в чемпионской гонке. Во-вторых, в списке бомбардиров всегда были украинцы. Сейчас ты найдешь там хоть одного украинца? Безус разве, да и то он - не форвард. Селезнев? А сколько он забил - пять? Я уже его однажды на место поставил. Как можно дважды стать лучшим бомбардиром и быть никому не нужным? Если ты бомбардир, то почему не попадаешь в сборную даже при тех обстоятельствах, что там нет нападающих. Вот делай вывод, что это за форвард. Я его поддерживал, когда он играл в "Арсенале". А тут, видишь ли, контракт подписал, "Мазерати" купил и автоматически подумал, что он - звезда. Нужно быть нормальным человеком.
Беседовал Олег Бабий