Football.ua пообщался с вратарем, некогда входившим в лигочемпионовскую заявку БАТЭ.
В четвертьфинальном матче Мемориала Макарова вышгородский Диназ обыграл КДЮСШ-15, а 23-летний голкипер команды Ярослава Москаленко, Василия Наливайко и Олега Спичека совершил «шатаут», отстояв игру на ноль. После успешного поединка мы пообщались с вратарем Диназа Дмитрием Ивановым, тем более, что тем разговора накопилось немало: парень, напомним, в свое время в неполных 16 лет уже попадал в заявки на матчи второй лиги, а пару лет назад был на контракте в БАТЭ, входя в состав белорусского гранда в еврокубковых сезонах.
– Дима, можно поздравить тебя с выходом в полуфинал турнира имени Олега Макарова. Не жаль, что попали на Динамо-2, а не какого-то менее сильного соперника?
– Выбирает сетка турнира, а не футболисты. А играть с такими соперниками интересно.
– Сейчас ты выступаешь в областных турнирах за Диназ. Как играется в этом коллективе?
– Довольно комфортно. Со всеми нахожу общий язык. Раньше знал разве что Вадика Костяного, с которым вместе играли еще в Нафкоме.
– Вернемся, как говорится, к истокам. Где начинал играть?
– В Киеве, начинал в детско-юношеском клубе Сталь на Теремках в 9 лет. Перешли мы потом под руководство Геннадия Владимировича Жданова, он создал хороший коллектив, и вместе мы играли еще лет 5 на город, а потом всей командой оказались в Броварах – в футбольном отделении спортивного интерната. С Нафкомом я подписал контракт еще в 15 лет, они тогда в первой лиге играли. Так я там с ними работал до 19 лет, пока не перешел в БАТЭ.
– Нафком известен тем, что там было много известных вратарей – от Руслана Новикова до Димы Козаченко…
– Вот, начиная с Димы, я со всеми работал. Я приходил на 1-2 тренировки в неделю, меня подтягивали к Новикову и Козаченко. Затем пришли Дима Беспятчук и Вова Гребенюк, с ними поработал. Ну, а потом так получилось, что сам я начал играть – тогда у нас уже были Стас Втюрин, Миша Рейниш, Ваня Карабин. То есть, все ребята играющие, многие на интересном уровне побывали. Конкуренция у нас в Броварах всегда была хорошая.
– Год, в который ты заявил о себе в Нафкоме, был кризисным – не было денег, не понятно было, что будет дальше… Как в таких условиях удавалось играть, да еще и неплохо?
– В 17-19 лет – это любовь к футболу. Деньги были для меня не на первом плане, тем более для молодой команды второй лиги – у нас были самые обычные зарплаты. Я не жаловался. Был хороший тренировочный процесс, была игровая практика. Все, что надо для молодого футболиста, чтобы расти, у меня было.
– В БАТЭ ты попал 19-летним. Как сменил вторую лигу на легионерский хлеб?
– Можно сказать, два года я отыграл в основе во второй лиге, появились агенты, которые заинтересовались мной и пообещали трудоустроить. Через некоторое время появился вариант с БАТЭ, я поехал на просмотр, понравился тренерам, и мне там понравилось. Вот и остался.
– Какое к тебе было отношение там как к украинскому легионеру?
– Команда тогда была очень хорошая, коллектив сплоченный, БАТЭ ведь славится таким семейным отношением. В быту проблем никогда никаких не было – не вопрос, украинец ты или еще кто-то. Лимита не было тоже. А что в игровом плане не все получалось – чуть другие требования, но это уже другое дело, это рабочее, чисто профессиональное.
– В ту пору твоими конкурентами были два вратаря белорусских сборных – Веремко из национальной и Гутор из молодежной. Как работалось с этими ребятами?
– Да, я работал с Сережей – он потом поиграл в Севастополе, а сейчас в Самаре, и с Сашей. Что можно сказать? Два хороших вратаря, было интересно с ними, было чего поучиться в нормальной рабочей обстановке.
– Днями в Беларуси разрешилось дело Гутора, которое сотрясло тамошнюю футбольную общественность. Думалось тогда, что у него будет такой разрыв с БАТЭ?
– Нет, конечно. Саше очень сильно доверяли, на тот момент он был правопреемником Веремко, на него очень рассчитывали, основную ставку делали. Ему оказывало большое доверие руководство, главный тренер. Когда я уходил из БАТЭ, он проводил очень сильный сезон, получил титул лучшего игрока Беларуси, играл в олимпийской сборной. Все складывалось нормально, почему так… Не могу объяснить.
– Тот же Веремко в свое время играл в составе перволигового харьковского Арсенала, если честно, ничем особым на фоне других вратарей пердива не отличался. В чем секрет вратарской школы БАТЭ, сумевшей раскрыть его и вывести в лучшие вратари своей страны? Как устроен в БАТЭ тренировочный процесс для вратарей?
– Когда я был там, у них работал один тренер вратарей – Федорович. Я не сказал бы, что сильно отличается их школа вратарей от нашей. Может, если разбирать, у нас больше акцент на физику, нагрузку, много работают с техникой, то там все попроще – больших нагрузок нету, но очень много внимания уделяют игре ногами. Это связано с тем, что команда в основном держит мяч, поэтому большие требования к вратарям, чтобы они работали ногами наравне с полевыми игроками. Тренировки интересные, но специфические, я, если честно, долго привыкал после украинского чемпионата.
– БАТЭ – «всебелорусская команда», приблизительный аналог того, чем Динамо было для Украины в советское время и первые постсоветские годы. Они собирают лучших игроков, создаются все условия. Как получилось создать такой самобытный проект?
– Большая заслуга в этом Анатолия Анатольевича Капского – это, наверное, один из лучших руководителей, с которыми мне приходилось работать. Он горой стоит за футболистов, всей душой за команду, никогда не даст ее в обиду. И, конечно, очень хороший тренерский штаб во главе с Виктором Гончаренко, у которого европейское видение футбола. Словом, все лучшее, что есть в футбольной Беларуси – не только игроки, но и менеджмент, другие специалисты – собирается в этом клубе под руководством Капского.
– Сейчас белорусская лига все еще не настолько легионеризована, как, например, наша. Ты застал в БАТЭ легионеров из дальнего зарубежья? Или все эти Кежманы были после тебя?
– Кежмана не было, но было пару человек. Брессан был, да и того натурализовали. Был еще Марко Симич.
– Говорят, что чемпионат Беларуси сейчас как украинская или российская первая лига. Согласен?
– В целом – да, у нас команды уровня Севастополя, Александрии или алчевской Стали, думаю, конкурировали бы в Беларуси за третье-четвертое место в их «вышке». Есть у них несколько команд: БАТЭ – стабильно, минское Динамо – финансовые условия хорошие, но они собирают футболистов чисто индивидуально, пока не получается у них построить хорошую команду. Еще Шахтер солигорский и – временами – Гомель. А остальные все – я не сказал бы, что клубы высокого уровня. Не в обиду, такое мое мнение.
– БАТЭ играло в еврокубках в Минске. Как обстоят дела с борисовским стадионом? Какая вообще инфраструктура у клуба? Манеж есть?
– Манежа нету, когда я был – была загородная команда с полтора полями: одно – хорошее, стандартное, на котором можно работать, другое – поменьше. Вообще, на базе созданы все условия, чтобы работать – тренажерный зал, бассейн. Не Конча-Заспа, конечно, но хватало.
– Жили в Борисове?
– Первое время – да, затем – в Минске. Там, в основном, все живут в Минске, автобус возит на тренировки. Стадион в Борисове маленький – тысяч на 5. Собирается полный, но строят новый. Квалификацию раньше играли в Борисове, а группа – на Динамо. Это один стадион в Беларуси, который полной мерой соответствует нормам УЕФА.
– Два года ты был в БАТЭ под основой, почему так и не смог дебютировать в команде? Какие были варианты продолжения карьеры тогда, когда расставался с борисовцами?
– Я уже хотел домой, потому что получилось так: легионер - не легионер, чуть-чуть соскучился по родине, а когда из-за тяжелой травмы на полгода выбыл, лечился и решил вернуться.
– Клуб помог с этим делом? Или восстанавливался в Украине?
– У меня закончился контракт, со мной рассчитались, уехал и забыл. Восстанавливался дома, за свой счет.
– После восстановления ты появился во второлиговом Прикарпатье – собранной на скорую руку команде, которая, увы, распалась через полгода…
– Оттуда позвонили, чисто так: хочешь – не хочешь поиграть? Решил еще попробовать себя на профессионалах, довольно-таки неплохо получилось, хотя и собрали команду из ребят, которые не попали ни в какие другие клубы, но хороший тренер попался – Ковалюк, довольно известный, поигравший. Мы не придумывали велосипед, а просто исходили из возможностей, отыграли от оборонки 8 туров и довольно убедительно.
– Бытует мнение, что вторая лига сейчас, дескать, такая, что не очень отличается от чемпионата области. Как на самом деле?
– Нет, не соглашусь. Вторая лига – это все-таки профессиональный футбол и есть очень сильные команды, с которыми себя интересно проверить. Хотя у нас в Киевской области есть очень приличные коллективы – наш Диназ, тот же Колос, Буча, есть поигравшие ребята, но я, в общем, отдаю себе отчет, что во всех областях, все остальное – это несравнимо с профессиональными турнирами. Я еще хотел бы попробовать себя в большом футболе, пока конкретики нету – но я открыт для предложений.
– Вашему поколению немного не повезло – сейчас осталась только одна профессиональная команда в области, а раньше были Бровары, Борисполь, Бородянка, две команды Белой Церкви – всех не вспомнишь. Как вырываться теперь в профессионалы?
– Хороший футболист без команды не останется, если он на уровне – его и во дворе найдут, а у нас, как видишь, областные команды на таких турнирах и с Динамо играют.
– Из-за того, что в Украине в последних лет 10-15 существенно уменьшилось количество профессиональных клубов, многие наши футболисты едут в ближнее зарубежье…
– Видел я команды Молдовы, Казахстана. В свое время был на просмотре в Шерифе, тренером тогда Кучук был. Ничего удивительного – хорошая команда. Видел и остальные команды. Считаю, из нашей Киевской области пацаны могут ехать и играть там без вопросов.
– Что они и делают. На данный момент, какие цели ставишь перед собой?
– Вот с Диназом хочу хорошо выступить. Хочу вернуться на профессиональный уровень. А вот когда это получится – и буду ставить себе новые задачи.
Артур Валерко, Football.ua.
Справка обозревателя Football.ua.
Дмитрий Иванов родился 30 сентября 1989 года в Киеве. Вратарь. Рост – 190 см, вес – 84 кг. Воспитанник ДЮСШ Сталь (Киев). В ДЮФЛ играл за броварской Нафком (11 матчей в 2006 году). Первый тренер – Г.В.Жданов. В 2006 году вызывался в юношескую сборную Украины. На профессиональном уровне дебютировал в Нафкоме (в 2006-2009 годах сыграл 55 матчей, пропустил 74 гола в чемпионате Украины, 3 матча, 8 пропущенных мячей в кубке). В 2009-2010 годах был на контракте в белорусском БАТЭ (18 матчей, 18 пропущенных мячей в турнире дублеров). Весной 2012 года играл за второлиговое Прикарпатье (8 матчей, 11 пропущенных мячей в чемпионате). Также играл на аматорском уровне – в 2009 году за гореничский Ирпень (1 матч, 0 пропущенных мячей в чемпионате ААФУ), с 2012 года – в вышгородском Диназе.