Очередным героем нашей рубрики Prospect стал центральный полузащитник «Ренна» и сборной Франции, отказавшийся от многомиллионных предложений зарубежных суперклубов ради стабильной игровой практики, и от бурной ночной жизни ради тихого семейного счастья.
«Значение темнокожих опорных полузащитников в современном футболе» — симпозиум с такой вывеской наверняка бы вызвал интерес не только на африканском континенте, но и во вполне просвещенной Европе. Особенно, разумеется, во Франции, давнем импортере рабочей силы некоренной внешности: среднюю линию в свое время бетонировали Патрик Виейра и Клод Макелеле, а после отхода зубров на заслуженный отдых там обнаружились Ласс и Алу Диарра или Абу Диаби. В 2009-м Лига 1 познакомилась с Янном Мвила — новым лицом скромного «Ренна», новым центрхавом «трехцветных» и новым объектом восхищения серьезных ценителей и вожделения зажиточных покупателей.
Родом Янн не из Бретани, где базируется «Ренн», а из еще более северных краев — из Пикардии. Именно там высадился в начале 80-х конголезец Жак-Элвис Мвила — и до получения профессий полицейского, а потом металлурга, побывал футболистом. Впрочем, не так чтобы слишком успешно — да и жить приходилось небогато. «Это были далеко не радужные времена, — вспоминает Янн свое детство. — Помню, как однажды мы с моими кузенами вынуждены были делить один багет на шестерых. Мама нигде не работала, воспитывала нас всех, а папа трудился в муниципальной полиции. Поверьте, с деньгами тогда было очень туго». Тринадцать лет отбегал отец будущей звезды за команды «Амьена» разной степени заштатности; там же начал старший сын Жака-Элвиса, Йоан Мвила. Как и брат, Йоан вышел стойким гренадером и так же предпочитает обитать в центре поля, однако славу себе пока что сыскал куда более скромную. Главное его достижение — совершенно неожиданный прорыв с «Дижоном» в высший дивизион в 2010-м и гандикап в три очка от зоны вылета в этом сезоне.
Самый именитый из всех Мвила тоже не избежал «Амьена», но футбольное образование начал получать в совсем уж скромном «Сен-Сент-Фуссане» — именно туда его, шестилетнего, привел за руку отец. «У Янна развитие шло быстрее, чем у Йоана, — вспоминает Жак-Элвис Мвилла. — Для своего возраста Янн уже был очень умен и обладал хорошим видением поля. Одной из самых больших надежды французского футбола он был признан очень быстро». В июле 99-го Мвила наконец зафрахтовал «Амьен», но там не все шло идеально — и после некоторых прений с руководством пикардийцев в 14 Янн укатил в «Мант», клуб из пригорода Парижа (в столице жили бабушка и дедушка нашего героя). Парижская жизнь на пользу подростку никак не пошла: в то время, по словам самого Мвила, он допускал, что мечта о карьере профессионального футболиста не владеет им так, как раньше. Возродили желание вырасти в большого игрока скауты «Ренна»: в «Манте», клубе из пригорода Парижа, он пробыл совсем недолго и уже в сентябре 2004-го отправился в клуб, которому верен до сих пор.
С реннскими сверстниками Мвила спелся отлично: с Дамьеном Ле Таллеком, Йоаном Ласиманом, Абдулом Камара и Ясином Браими он организовал впечатляющий и многообещающий квартет. Светлое будущее прочили всем им, однако что-то определенное вам скажет только имя Ле Таллека-младшего, не заигравшего в дортмундской «Боруссии» (его брат Антони известен тем, что 7 лет принадлежал «Ливерпулю»); теперь же блистает в полную силу лишь Мвила. Из свидетельств его успеха в юношеском «Ренне» нам доступны хроники финала Кубка Гамбарделла, одного из выигранных теми парнями турниров. Тогда в Париже был низвергнут «Бордо», счет в том матче хлестким дальним ударом открыл Мвила.
В 2007-м Янн заключил первый в своей жизни профессиональный контракт, но сезон провел в четвертом французском дивизионе с дублем «Ренна». Считается, что перевод в первую команду был отсрочен из-за травмы, но скорее дело тут в сварливости Ги Лякомба, тренера первой команды красно-черных. Он рассудил, что включить заявку 18-летнего юнца, а потом еще ждать, пока тот выздоровеет, будет непозволительной роскошью. Мвила пропустил предсезонку и в итоге был заявлен за филиал «Ренна» в любительской лиге. В регулярном чемпионате команда Янна пришла первой (в полуфинале плей-офф сильнее оказался «Лион»), сам хавбек отыграл два десятка матчей — после такого просчета упираться бы не стал и Лякомб, но его к сезону 2009/2010 в команде уже не было.
Первые шаги в большом «Ренне» предваряли для Мвила события гораздо более важные. В тот самый неудачный год, между первым контрактом и первым сезоном в профессиональном футболе, Янн Мвила стал отцом. В 18 лет, когда даже футболисты зачастую гудят в кабаках, Мвила как можно скорее едет домой (Янн выбрал место потише и подальше от центра города) заботиться о сыне Каллиле. «Я понимаю, что для такого возраста это случай редкий, — признается Мвила. — Но отцовство сделало меня зрелым человеком». Два года назад у семейства Мвила появился второй ребенок. Вряд ли такую степенную жизнь любящего отца можно обусловить одними семейными традициями (кроме брата Йоана у Янна есть еще две младшие сестры) — есть основания полагать, что именно с таким пониманием вещей и расстановкой приоритетов Мвила и подходит к жизни.
В своем первом сезоне Янн отыграл 37 игр из 38. В поединке с «Валансьенном» он выдал лучший процент точных передач: из 112 пасов только дюжина не нашла своего адресата. За весь чемпионат Янн отдал 82% точных передач (в одном из матчей за сборную Франции этот показатель у него достиг 92, 5%), в среднем 61, 2 пасов за игру доходили до цели — ближайший одноклубник по этому показателю отставал на 17 пунктов. Мвила умеет быть незаметным и при этом быть везде, с минимум не то что желтых карточек (их за сезон набралось две) — с минимумом фолов выигрывает индивидуальные единоборства и в то же время вслепую чувствует партнеров, отрабатывает в обороне и готов дать старт атаке. В решающей ее стадии, надо признать, Янну отводится роль не решающая (голов и голевых передач у него раз-два и обчелся), но в созидании Мвила принимает важнейшее участие — пляшут партнеры зачастую именно от него. «У Янна есть огромный потенциал, я уверен, что у него есть все шансы стать еще лучше, — рассказывает о сыне Жак-Элвис Мвила. — У него все в порядке с пасом и ударом, у него богатый технический арсенал, но, как мне кажется, ему немного не хватает скорости».
В номинации «Лучший молодой игрок» по итогам сезона Мвила уступил только Мамаду Сахо (с защитником ПСЖ, кстати, он в прекрасных отношениях — не так давно, например, они вместе ездили отдыхать), но место в символической сборной у него было уже не отнять — лучше него в центре полузащиты просто никто не играл. В «Ренне» же так впечатляюще на этой позиции — ну или почти на этой — никто не играл со времен Йоана Гуркюффа; финишировали красно-черные шестыми (лучшее их достижение — 4-е место) и попали в Лигу Европы. Там им выпала самая сильная группа из всех (с «Селтиком», «Удинезе» и «Атлетико»), которую «Ренн» провалил. Зато скромные французские парни забили 13 мячей за два квалификационных раунда и особенно запомнились домашним разгромом «Црвены Звезды». По счастливой случайности, именно там состоялся единственный пока гол Мвила на европейской арене.
Трепетно складываются отношения Янна Мвила со сборной Франции. Переиграв за четыре года за четыре юношеские команды трехцветных (в U-19 ему довелось носить капитанскую повязку — в «Ренне», кстати, подобное с ним случилось в последнем сентябре), молодой талант привлек внимание Раймона Доменека и был включен им в расширенный список кандидатов на поездку в ЮАР. «Я услышал его имя в этом списке по телевидению, когда пришел с работы, — делится Жак-Элвис Мвила. — Нет, от радости я не прыгал: он заслужил этот вызов своими успехами по ходу сезона. Я, конечно, поздравил Янна по телефону, но также посоветовал ему быть на этот счет спокойным, ведь в центре полузащиты было столько известных футболистов». В окончательный шорт-лист Мвила не попал, и уж теперь об этом жалеть не приходится: то, что творилось с командой Доменека летом 2010-го, могло испортить жизнь любому, кто не верит в астрологию.
Как и в случае с Фредериком Антонетти, тренером «Ренна», Янн не был обделен доверием нового наставника сборной Лорана Блана. Дебют Мвила пришелся на памятный товарищеский матч со сборной Норвегии. Янн стал единственным, кто выходил в стартовом составе в трех первых официальных матчах сборной Франции под руководством Блана. Важно при этом, что Лоран не просто подчеркивал важность Мвила для своей сборной, но и настаивал на том, чтобы летом прошлого года Янн не принимал предложений больших клубов и не покидал французское первенство — это скажется на шансах полузащитника поехать на Евро-2012.
Предложений по Мвила в «Ренн» давно уже приходит не просто много – их совершенно немыслимое количество и постоянно. Считается, что слова Блана, приведенные выше, имели отношение к интересу «Арсенала»: от Арсена Венгера слышали цифру не то в 15, не то в 20 миллионов евро. В любом случае, похоже, что канониры — одни из немногих, кто был по-настоящему готов приобрести Мвила минувшим летом. Еще в конце 2009-го—начале 2010-го в прессе сообщалось о том, что от его услуг не откажутся «Реал» и «Ливерпуль», летом грядущим в борьбу с «красными» за контракт Янна, видимо, вступят «Челси» и «Тоттенхэм», ну а в минувшем январе 11-миллионное предложение приписывалось «Интеру». О том, что за Мвила пристально следят из «Манчестер Сити», уже сообщал Патрик Виейра, в список заинтересованных лиц из английской премьер-лиги СМИ заодно добавили «Манчестер Юнайтед», ожидаемым выглядят и слухи о том, что к Мвила присматривается «Барселона».
Вряд ли Мвила тяготит контракт с «Ренном» до 2015 года: его мужество и решительность в последнее летнее трансферное окно выглядят настоящим подвигом. Тем не менее, на прошлой неделе Фредерик Антонетти сказал буквально следующее: «Янн Мвила не будет игроком «Ренна» в следующем сезоне». Вряд ли такое заявление допускает многообразие трактовок.