Директор по организации DFL: «Каждый клуб немецкой лиги обязан иметь академию»
Хольгер Иеронимус отвечает за организацию соревнований в первой и второй Бундеслигах с 2005 года. Ранее он занимал должности директора по маректингу, вице-президента и спортивного директора в футбольном клубе «Гамбург». В интервью «Футбол как дело» он рассказал об основных задачах и сложностях своей работы.
Фото: abendblatt.de
– Господин Иеронимус, в чем заключаются ваши функции как «директора по организации игр» ДФЛ?
– Собственно в вопросе уже содержится ответ: мы занимаемся организацией проведения соревнований в первом и втором дивизионах нашего чемпионата. К сфере деятельности моего отдела относятся составление расписания игр и ряд функций по лицензированию, это основные наши задачи.
– Как разделяются функции между Бундеслигой и ДФБ, например кто отвечает за безопасность?
– Если смотреть на футбольную индустрию Германии в целом, организацией отвечающей за безопасность является ДФБ, но тем не менее мы сами также следим за своими соревнованиями, и у нас есть двое сотрудников, занимающихся вопросами безопасности клубов: например, в отношении их инфраструктуры. Но главную часть работы в этой сфере берет на себя ДФБ, и все подробности этого отражены в соглашении, заключенном между ДФБ и ДФЛ.
– Кто отвечает за стадионы, какая из этих организаций в итоге лицензирует их?
– Последнее слово за ДФБ, но мы, как правило, выполняем все необходимые проверки. Кроме того два человека в ДФЛ, как я говорил, занимаются стадионами в рамках проверки клубной инфраструктуры. То есть мы можем давать им положительную оценку, а в случае возникновения проблем, можем сами указывать клубам на недостатки.
– Можно ли сказать, что требования, предъявляемые ДФБ к стадионам в Германии, более строгие, чем требования УЕФА?
– Честно говоря, подробно на этот вопрос я ответить не смогу. Мы, конечно, ориентировались на устав УЕФА, но у нас есть и специфические требования, немного отличные от него, связанные с особенностями обеспечения безопасности в Германии. Мы должны понимать, что рекомендации УЕФА относятся ко всей Европе, но если сравнить футбольную инфраструктуру, стадионы, в Германии и, например, в России или Турции, – то вы найдете серьезные различия в отношении вместимости и инфраструктуры.
– Как осуществляется управление Лигой? Кто ваш начальник?
– ДФЛ существует в рамках ДФБ, это ассоциация профессиональных клубов под эгидой футбольного союза. Директоров ДФЛ нанимает ее наблюдательный совет.
– Сколько примерно человек работает в ДФЛ? Вы делите здание с ДФБ, или у вас есть мобственный офис?
– Раньше обе организации находились рядом, но уже три года как офисы разделены. У ДФЛ примерно 50 сотрудников во Франкфурте, но вообще к работе привлекается гораздо больше людей, например, работающих в наших дочерних компаниях, которые могут заниматься, скажем, телетрансляциями.
– Много ли денег тратится на административные нужды?
– Это определенный процент доходов клубов от продажи телеправ и других маркетинговых доходов.
– Часто ли представители клубов встречаются с вами, например, чтобы рассказать о своих пожеланиях на сезон?
– Несколько раз в год мы обязаны проводить так называемые генеральные собрания с представителями клубов. Кроме того существуют встречи разных комитетов со спортивными директорами и другими сотрудниками по различным вопросам, туда же приглашаются соответствующие эксперты для обсуждения вопросов, которые важны для клубов.
– На таких встречах может обсуждаться график чемпионата? Может быть так, что при составлении расписания клубы, играющие в международных турнирах, попросят соответствующим образом подстроить график под них?
– Да, такие вопросы обсуждаются с клубами, и за последнее время я не припомню случая, когда мы отказывали клубам по такому поводу как составление графика игр. Можно сказать, что пожелания клубов – основной приоритет для меня и моих коллег.
– Подобные встречи проводятся с представителями обеих Бундеслиг или раздельно?
– Это зависит от сути вопроса. Если это что-то связанное с вопросом, релевантным для всех спортивных директоров, то мы приглашаем представителей всех 36 клубов. Если же вопрос касается СМИ, то для этого у нас есть особая рабочая группа, которая и проводит обсуждение.
– Бывают ли конфликты между клубами? В Италии например небольшие клубы уверены, что все делается во имя грандов, а последние считают, что мелкие клубы тормозят развитие лиги.
– Да, не думаю, что это нечто неординарное, и у нас порой случались подобные проблемы в прошлом – как правило, когда речь заходила о деньгах и распределении финансов между клубами. Но я должен сказать, что здесь очень важна солидарность, и на самом деле разрыв между крупными и мелкими клубами у нас не так велик.
– Если взглянуть на вопрос шире: не является ли на ваш взгляд развитие такой солидарности одной из задач лиг?
– Да, одним из наших приоритетов мы считаем синтез различных идей и объединение клубов за одним столом переговоров. Это лучшая возможность для обсуждения всех проблем и в прошлом нам всегда удавалось успешно учитывать интересы клубов различного размера.
– Есть ли какие-то требования к клубам относительно академий?
– Это учтено в нашей системе лицензирования: каждый профессиональный клуб обязан содержать свою академию. Об этом все клубы договорились совместно, и это была их инициатива, которую ДФБ встретил более чем радушно, ведь сам союз заинтересован в обучении молодых игроков.
– Посещают ли представители ДФЛ такие академии? Достаточно ли просто иметь академию или к ним также предъявляются какие-то требования?
– Да, существует очень подробное описание того, что должна включать в себя инфраструктура академии, вплоть до заключенных соглашений с общеобразовательными школами, где молодые люди могут учиться по специальными программам. Мы регулярно проводим проверки, чтобы контролировать status quo среди наших клубов.
– Проводит ли ДФЛ какие-то соревнования для детей?
– Это входит в сферу ответственности ДФБ, они устраивают такие соревнования по всей Германии. У нас же есть Бундеслиги для 17-19 летних и 15-17-летних, где могут участвовать как наши профессиональные, так и любительские клубы.
– Как вы считаете, должна ли лига стимулировать клубы зарабатывать больше денег?
– Конечно, это одна из наших задач, мы не только продаем права на телетрансляции, но и заключаем спонсорские контракты – например на предоставление игровых мячей для обеих Бундеслиг.
– Большая часть прибыли поступает от продажи телеправ, какая-то часть от спонсоров, но передают ли клубы вам часть маркетинговых прав? Есть ли например у вас свои магазины?
– Нет, ведь существуют разные виды прав: какие-то реализовываются лигой централизованно, но есть эксклюзивные права клубов, принадлежащие только им, и такими правами клубы распоряжаются самостоятельно.
– Ваши доходы по-прежнему растут, несмотря на кризис?
– Да, за последние 3-5 лет денежные потоки растут, продажи телеправ приносят все больше, и мы довольны тем, как развиваются отношения со спонсорами. Мы видим, что финансовый кризис никак не повлиял на ситуацию с этим бизнесом в Германии.
– Вы упомянули спонсорский мяч, а много ли спонсоров у Бундеслиги?
– Их несколько, но вообще мы не ставим себе цели собрать как можно больше спонсоров. Для нас важно определить качество спонсорства, мы должны понимать, какого рода товары и услуги предоставляют наши партнеры прежде, чем позволить им работать с нами эксклюзивно. Мы создаем продукт, а затем продаем его.
– Например, это могут быть права на название турнира?
– Точно. Или официальный мяч, который можно увидеть на всех возможных носителях.
– Может ли лига как-то влиять на клубы в отношении, например, цен на билеты?
– Этот вопрос возникает регулярно каждый год. Клубы смотрят на своих соседей по региону и сравнивают цены на билеты. Сильно повлиять мы на них не можем, и я думаею, что это те параметры, которые клубы должны устанавливать самостоятельно. Если вдруг появятся какие-то невообразимо высокие цены, теоретически мы можем вмешаться, но пока такого не было.
– Я думаю, футбольная инфраструктура в Германии сегодня развита как нигде в мире…
– Спасибо, мы тоже так считаем.
– …и возможно один из факторов успеха заключается в том, что вашим клубам удалось решить ряд вопросов совместными усилиями. Можно ли сказать, что прогресс футбольных клубов достижим только за счет развития футбола во всей стране?
– Я думаю, это абсолютно верно. Крупные клубы становятся еще чуть больше, а мелкие – подтягиваются к ним. Необходимо смотреть на всю группу клубов в целом и мы стараемся сделать так, чтобы каждый клуб получал больше денег.
– Что можно сказать о действиях лиги по привлечению болельщиков на стадионы? Или тут дело прежде всего в усилиях клубов?
– Конечно, клубы сами должны заботиться о себе, хотя мы понимаем, что лиги – и не только в Германии – могут сильно влиять на продажу продукта футбольного бизнеса. Этим и занимаются мои коллеги в отделе по связям с общественностью в своей повседневной деятельности – продажей футбола в Германии. И то, что вы описали как ваше впечатление, основано как раз на том, как мы продаем футбол.
– Сколько времени вам потребовалось чтобы выстроить такую систему?
– В таком ритме и в таких условиях, как сегодня, ДФЛ работает примерно последние десять лет, но надо сказать, что огромный шаг вперед мы сделали за прошедшие 3-5 лет.
– После того как заработанные лигой деньги распределены клубам, остается ли что-то на программы развитие футбола?
– Мы обычная хозяйственная компания, и в конце финансового года, у нас в балансе, как говорится в Германии, должны быть черные, а не красные цифры. То есть небольшую прибыль мы имеем каждый год. Но наша основная задача – генерировать доходы для клубов, так что почти все сто процентов заработанных денег распределяются между ними.
– Других статей расходов нет? Может быть, исследования или что-то в этом роде?
– Нет.
– У меня есть вопрос по поводу пива на стадионах…
– Да, оно все еще продается, но в то же время ведется дискуссия с представителями служб безопасности и полицией, а также политиками о возможном запрете алкогольных напитков на стадионах.
– Какова же политика лиги на этот счет? Вы пытаетесь защитить права клубов на продажу пива?
– Да, ведь мы представляем клубы. Но вообще вопрос о распитии алкоголя на стадионах всегда считался проблемным. Некоторые пивоварни являются спонсорами футбольных клубов, и то, что они представлены на стадионах в том числе и определенными торговыми точками, вполне нормально. В конце концов, заепрети мы это, болельщик всегда сможет выпить в баре по соседству, ведь рядом со стадионами всегда полно баров. Но если серьезно, алкоголь и в Германии иногда становится серьезной проблемой, хотя в целом все нормально. Так что, честно говоря, на сегодня, у меня нет для вас никакого правильного совета по поводу алкоголя на стадионах.
– Вы встречаетесь со своими коллегами из других стран?
– Я член правления Ассоциации европейских профессиональных футбольных лиг. Сергей Прядкин – мой хороший друг, и мы регулярно обсуждаем вопросы, о которых мы говорили с вами. То есть определенный обмен опытом между лигами на уровне данной организации происходит, и это очень интересно и полезно.
– Не занимаетесь ли вы консалтингом для клубов по вопросам ведения бизнеса?
– Нет, практически у всех наших клубов есть свои специалисты по таким вопросам, и очень редко кто-то из ДФЛ в состоянии им что-то посоветовать. Они сами отличные специалисты.
– Должна ли лига искать компромисс для всех или повиноваться воле большинства?
– Зависит от вопроса – иногда надо прислушиваться к большинству, иногда искать компромисс. Ведь когда клубов – 36, то могут быть совершенно различные точки зрения у середняка из второго дивизиона и у топ-клуба из первой Бундеслиги.
– Сложно ли составлять расписание?
– Иногда сложно, но как вы понимаете, мы с коллегами занимаемся этим уже с 2003 года, так что у нас достаточно опыта, и мы хорошо знаем, что и как нужно делать.
– С какими проблемами вам приходится сталкиваться чаще?
– Ну, например, иногда нам приходится убеждать клубы идти на те или иные шаги. Скажем, если обязать клубы инвестировать по миллиону в свои академии, то крупные клубы сделают это с легкостью, а для небольших это может оказаться проблемой. Тогда мы должны объяснить им, что это вложение в итоге может принести клубу больший доход, чем они могут предположить.
– То есть иногда вы действительно садитесь с представителями клубов и рассказываете им об этом?
– Точно, мы ведь и приглашаем представителей клубов для того, чтобы рассказать им о своих планах.