Весна Хацкевича. Антикризисный текст про национальную сборную

Фото - by.tribuna.com

Никита Мелкозеров – об усталости от тоски.

Работать в почившей газете «Все о Футболе» было весело. Там я писал о совершенно удивительных вещах. О заседании по траве с участием привезенного из Голландии агронома. Исполкоме, приуроченном вопросам женского футбола, во время которого все пытаются не пошло и смешно, однако безуспешно обыграть фразу про критические дни. В заголовки текстов про такие вот штуки мои старшие товарищи почему-то всегда помещали слово «амазонки». Что еще... Я писал о Дне города (от слова «день», а не «дно») в Старых Дорогах с участием команды АБФФ. Помню, как Сергей Сафарьян, тогда еще занимавшийся то ли женским футболом, то ли судейством, дарил детям сетку мячей. Помню матч, во время которого Юрий Васильевич Вергейчик возил кого-то на бровке. Помню банкет на загородной базе с такими огромными кусками шашлыка, будто он сделан из бронтозавтра. Попытки обращаться к Александру Евневичу на ты, его ответный пропихон, бидон водки, которым нас снарядили на обратную дорогу... А потом ничего не помню.

Помимо этого нам много и часто приходилось писать о вещах, особо никому не интересных. Хотя, допускаю, что нужных. Например, о детском футболе. Какое-то время я даже курировал это направление. Плохо, но курировал. Турнир «Хрустальный мяч» доживал последние сезоны, чтобы отдать в наследство свои полномочия соревнованию между лицензионными возрастами. Эдуарда Васильевича Малофеева тогда как раз вернули в белорусский футбол, чтобы мэтр прокачал детско-юношеское направление. И вот после какого-то финала (наверняка с участием РУОРа, который являлся главным нагибателем в категории 18-) меня отправили к ЭВМ. Подводить итог детскому сезону.

Хацкевич живет по совсем не замороченному алгоритму: нет проблемы – давайте порадуемся, есть проблема – давайте ее решим Ретвит

Было это в понедельник. День, когда нужно писать, верстать, увозить и печатать газету. Тотальная нехватка времени, которой мы сильно страдали во «Все о Футболе» и отсутствию которой в интернете я очень рад. Думал справиться минуты за четыре. Но, как это часто бывает с Малофевым, ты предполагаешь, а Эдуард Васильевич располагает. «Присаживайся», – мягким голосом сказал хозяин кабинета 301. Я сел, задал первый вопрос, а дальше мое участие вообще перестало требоваться. Эдуард Васильевич начал тихо, потом разогнался, потом встал из-за стола, а потом принялся активно передвигаться по помещению резкими короткими рывками. «Сызмальства их надо растить!» – распалялся Малофеев, протянувшись к полу ладонью вниз. Так он показывал сызмальство. «А потом, в период полового созревания...» – рука поднялась выше, показывая рост условного молодого футболиста, о котором велась речь. Глаза Эдуарда Васильевича горели. Честно, в какой-то момент я ощутил себя игроком национальной сборной периода его правления. Сидишь себе такой, вдавленный в стул и по чуть-чуть обалдеваешь, впитывая жар и информацию. Очень сильные эмоции... Поняв, что должное впечатление произведено, Эдуард Васильевич горячо заключил: «Ступай!» Вскрытие диктофона показало почти 30 минут записи.

Из «Все о Футболе» я ушел четыре года назад. Газета умерла чуть позже. Человек, который причастен к ее смерти, теперь занимается не только женским футболом и судейством, став обладателем очень высокого властного скилла. ЭВМ верховодит детьми в минском «Динамо». А кабинет 301 занимает новый работник Дома футбола. Недавно назначенный главный тренер национальной сборной Александр Хацкевич. Один из лучших игроков и вожак той легендарной команды Малофеева, которую я вспоминал чуть выше. Мы долго-предолго договаривалась и, наконец-то, пересеклись на прошлой неделе.

Александр Хацкевич: «Едем по Киеву. Вдруг Каладзе кладет мне руку на колено: «Ты сэгодня адын?»

Самую большую мою эмоцию сформировала легкость нашего общения. Хацкевич изящно маневрировал между темами с полной готовностью их раскрывать. В его арсенале имеется полный набор реакций. Критика, юмор, воспоминания – сплошной окей.

В какой-то момент дверь кабинета отворилась и в ней показался ассистент Хацкевича – еще один Александр Николаевич – Кульчий.

– Ой-ой-ой, – заулыбался он со старта.

– Чего пришел? – спросил главный.

– Ну вот, принес, – в руке Кульчия оказался лист бумаги с текстом и какими-то пометками кислотно-салатового цвета.

– Что это, Саша? Заявление об уходе? Уже? – все засмеялись.

– Да, спасибо за работу, было очень-очень приятно, – подыграл гость.

– Сашка, зато уходишь непобежденным! – произнес Хацкевич в спину уходящему Кульчию.

Дверь закрылась.

– Видишь? – тренер переключился на меня. – Вот это человек! Все легко, все на улыбке. Никакого бубнежа!

Почти украинец Хацкевич не придает внимания многим нашим заморочкам, что только оздоравливает атмосферу Ретвит

Когда мы закончили, дверь снова раскрылась, и на пороге появилась еще одна легенда – Владимир Маковский. Та часть диалога пары бывших сборников, которую я застал, получилась очень духоподъемной. Владимир Михайлович предлагал Александру Николаевичу играть за его любительскую команду, а тот улыбался в ответ и обещал подумать. То есть в плане оптимизма вокруг меня происходило что-то нереальное.

Да, конечно, просто быть на позитиве с чистыми руками, когда команда под твоим руководством еще ничего не сыграла. И все равно легкость – пожалуй, первое и главное отличие нынешнего созыва сборной от предыдущего. Подобная перезагрузка – как раз то, что нужно команде. Взгляд на предыдущего главного тренера заставлял думать о тлене. Он будто бы постоянно ждал какого-то трындеца. И надо отметить, в итоге дождался. То ли так просто получилось, то ли мысли действительно материальны. Потому Хацкевич в данном отношении нравится мне своей простотой. Кажется, он живет по совсем не замороченному алгоритму: нет проблемы – давайте порадуемся, есть проблема – давайте ее решим. Это рационально и полезно для здоровья. Надеюсь, наша сборная быстро пройдет очищение системы и заживет по такому же принципу.

Хацкевич начал строительство своей команды с восстановления порушенного микроклимата. Это определяет вторую позитивную особенность смены власти. Тренер инициировал и организовал возвращение Александра Глеба. А сборная Беларуси с Глебом и без Глеба – это разные команды. Более того. Сборная Беларуси с Глебом в настроении и без настроения – тоже разные команды. Хацкевич сделал так, что произошел самый шоколадный вариант. У сборной есть Глеб. И у Глеба есть настроение. На первой тренировке нынешнего сбора Александр Павлович громко и весело здоровался с журналистами, много улыбался и получал удовольствие от происходящего. Так что Хацкевич заручился поддержкой главного опинион-мейкера из числа доступных ему футболистов и теперь может чувствовать себя спокойно. А хорошее настроение главного тренера сборной и ее главной звезды должно позитивно сказаться на остальных игроках.

«Подход будет модерновый, молодой, а не советский». Первая тренировка Хацкевича в сборной

Третий важный момент. Вверху говорилось об оптимизме. Надо понимать, что это не optimismus Бернда Штанге. Безусловно, приятный, но не всегда адаптивный для Беларуси. Хацкевич же – уроженец Минска. Он знает здешние особенности. Но при этом почти 20 лет провел в Киеве, украинской столице, которая резко отличается от нашей по темпераменту и степени свободы. По сути, подписание Хацкевича удовлетворяет всех страждущих. И тех, кто ратовал в духе «купляйце беларускае». И тех, кому хотелось иностранца. Почти украинец Хацкевич не придает внимания многим нашим заморочкам, что только оздоравливает атмосферу.

Александр Хацкевич: «Был на матче «Динамо» и «Витебска». Это антифутбол»

Позитивное «четыре» определяется, скорее всего, случайностью. И тем не менее. Так получилось, что за неполную неделю активной практики Хацкевича состоялись как минимум две очень хорошие акции. Первая – встреча с с болельщиками.

«Дядя Коля, только не надо меня за задницу лапать». Александр Хацкевич встретился с болельщиками

Вторая – совместная тренировка сборной и детской команды из Солигорска, которая победила в каком-то смотре-конкурсе. Лично меня такие штуки всегда очень радуют. Все же сборная – это, в первую очередь, для людей, а не для самой себя или федерации

Да, я прекрасно понимаю, что Хацкевич не Иисус Христос и не старший пионервожатый. Беларусь не сумеет в одночасье стать футбольной сверхдержавой. Даже под руководством супертяжей вроде Моуриньо и Анчелотти. Быть может, уже пятничной ночью разгневанные пользователи зальют Хацкевича дерьмом, в очередной раз подтвердив мнение о коротком сроке хранения белорусского позитива. Но для качественных перемен сборной, нужны годы, измененная система подготовки детей, трезвый взгляд на жизнь и улыбка. Благо, Хацкевич способен обучить наших игроков как минимум трезвости и улыбке. А там, глядишь, и образуется нормальная футбольная экосистема.

Так что в пятницу я впервые за пару последних лет сяду смотреть сборную с совершенно искренним интересом и предвкушением. Как это было при руководстве ЭВМ. Все же в последнее время в белорусском футболе происходило практически все, кроме радости. Мы знакомились с оттенками угрюмости предыдущего главного тренера сборной, считали количество дней без побед в официальных матчах, фиксировали рекордные поражения в еврокубках и узнавали подробности судов между клубами и их бывшими игроками. А грустить – это отстой. И от такой концентрации негатива никакие Дуовит и Гематоген не спасут. Потому теперь очень хочется чего-то свежего и светлого.

By.tribuna

 

Інші публікації

У тренді

footballnews

При правомірному використанні матеріалів з даного ресурсу гіперпосилання на FootballNews.com.ua обов'язкове.

© Футбол в Україні та світі, новини футболу на — footballnews.com.ua. All Rights Reserved.