Стенограмма выступления Григория Суркиса в Ньоне
Григорий Суркис В распоряжении редакции «Футбольного клуба» оказалась стенограмма выступления вице-президента УЕФА Григория Суркиса на сегодняшней четырехсторонней встрече в Ньоне, где представители УЕФА, ФИФА, ФФУ и РФС обсуждали кризисную ситуацию, возникшую вокруг крымского футбола.
Предлагаем вашему вниманию полный текст этого документа.
Уважаемые господа!
В контексте и накануне сегодняшней встречи некоторые российские коллеги часто упоминали в СМИ мое имя. Например, генеральный секретарь РФС сетовал на то, что я, дескать, критикую родную федерацию за то, что она «действует не жестко» и «защищается неактивно». Было даже высказано предположение, что «это тактика такая – нас напугать», имеется в виду РФС.
Позволю себе категорически не согласиться с таким мнением и напомнить моим российским коллегам, что по вопросу о крымских клубах я изначально избрал вполне цивилизованную тактику. Например, по поводу намерения РФС принять в свои ряды крымские команды и региональные федерации я публично заявил, что «не могу скрыть своего недоумения».
А чуть позже, реагируя на решение исполкома РФС допустить к участию в турнире второго российского дивизиона коллективы, формально представляющие Севастополь, Симферополь и Ялту, я сказал журналистам, что «меня не просто удивляет, но уже и тревожит то упорство, с которым футбольные круги России игнорируют очевидные вещи».
Что касается очевидных вещей... Говоря об Уставах УЕФА и ФИФА как основах футбольной конституции, я акцентировал бы внимание на том, что она нарушена со стороны РФС по многим критериям. И в этой связи дипломатично посоветовал через СМИ господину Толстых, «как минимум, поставить руководство его страны в известность, что в результате решений РФС российский футбол оказывается под возможностью применения санкций».
И, наконец, самый свежий пример – в начале этого месяца в интервью одному из украинских телеканалов я задался вполне логичным вопросом: «Как можно принять клубы, которые относятся к территории, вне юрисдикции РФС?». Тогда же мною открыто было заявлено, что «Российский футбольный союз просто хитрит. И хитростью пытается обойти те нормы устава УЕФА и ФИФА, которые четко гарантируют право ассоциации Украины отстаивать Крым как свою территорию как минимум до принятия решения ООН и иной резолюции».
Ведь, как известно, пределы юрисдикции ассоциаций-членов определяют статья 5 Устава УЕФА, а также статья 10 Устава и пункт 6 «Страна» раздела «Термины» Устава ФИФА. Определение Статуса Членов УЕФА и ФИФА четко привязывает сферу деятельности той или иной национальной федерации к определенной стране/государству, признанному международным сообществом, Организацией Объединенных наций.
Так что никто никого не собирался запугивать. Наоборот, была предпринята настойчивая попытка с помощью толерантных разъяснений и систематических предупреждений удержать РФС от незаконных действий. К сожалению, мне это не удалось. Поэтому сегодня я имею полное моральное право со знанием дела говорить об истинных причинах возникновения конфликта вокруг крымских клубов и как вице-президент УЕФА, и как гражданин Украины. Страны, являющейся законопослушным членом европейской футбольной семьи, чьи права были безосновательно ущемлены.
Кстати, будь я не украинским, а российским подданным, все равно бы свято соблюдал правила корпоративной этики УЕФА и никогда бы не позволил себе «подыграть» землякам в нарушение устава организации.
Прошу обратить внимание на эту дефиницию, ибо она будет ключевой в моих последующих рассуждениях о легитимности действий РФС по отношению к ФФУ в правовом поле УЕФА-ФИФА. Итак, предлагаю вместе пройтись по хронологии событий и сделать соответствующие выводы, опираясь на объективные факты.
18 марта 2014 года завершилась аннексия части территории суверенного государства Украина, а именно АР Крым и города Севастополь, Российской Федерацией (путем подписания непризнанного международным сообществом договора о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов Российской Федерации).
27 марта 2014 года Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию A/RES/68/262, которой де-юре признала Крым аннексированной территорией, то есть территорией незаконно присоединенной в нарушение норм международного права.
5 июня 2014 года Генеральный Секретарь ФИФА Жером Вальке в ответ на письмо президента РФС Н. Толстых от 2 июня 2014 года по поводу ситуации вокруг крымских клубов и намерения РФС аффилировать Федерацию футбола Крыма, Федерацию футбола Севастополя и несколько клубов в Российский Футбольный Союз официально изложил позицию ФИФА, из которой следует, что к данной ситуации, видимо, должна применяться ст. 84 Устава ФИФА и, что на данном этапе ФИФА не может рассмотреть вопрос об одобрении вышеуказанных намерений РФС.
К слову, статья 51 Устава УЕФА повторяет суть статьи 84 Устава ФИФА и предусматривает следующее:
«Никакие объединения или союзы ассоциаций-членов УЕФА или лиг или клубов, аффилированных с ними, прямо или опосредованно, с другими ассоциациями-членами УЕФА не допускаются без разрешения УЕФА.
Ассоциации-члены УЕФА или лиги или клубы, аффилированные с ними, не имеют права проводить или организовывать матчи на территории другой ассоциации-члена УЕФА без разрешения последней».
В упомянутом выше письме, в частности, ясно содержалось указание следующего характера: «Более того, мы настоятельно рекомендуем, чтобы Генеральная ассамблея РФС не аффилировала соответствующие ассоциации и клубы до того, как будет разъяснена правовая и фактическая ситуация и будут получены соответствующие разрешения согласно ст. 84 Устава ФИФА, при наличии необходимых условий для этого. Кроме того, мы советуем Вам проинформировать УЕФА об этой ситуации, так как очевидно, что этот вопрос касается перехода ассоциаций и клубов из одной из ее ассоциации в другую».
Это письмо было публично прокомментировано почетным Президентом РФС, который дословно заявил, что вышестоящие «рекомендации можно учитывать, а можно и не учитывать. Пока мы принимаем в свой состав федерации футбола Крыма и Севастополя, речь не идет о клубах. А вопрос о клубах – это следующий вопрос, который, действительно, потребует консультации с ФИФА и УЕФА».
Ни де-факто, ни де-юре РФС, безусловно, не получал согласия ни Федерации футбола Украины, ни УЕФА, ни ФИФА на вступление Федераций футбола Севастополя и АР Крым, аффилированных в ФФУ, в РФС.
Для того, чтобы обойти регламентные требования УЕФА и ФИФА, а также права ФФУ, РФС предпринял шаги по созданию видимости того, что Федерации футбола АР Крым и Севастополя являются новосозданными юридическими лицами, зарегистрированными государственными органами РФ на территории Крыма и Севастополя. РФС объявил о своих планах приема указанных федераций в свой состав на Конференции в 2015 году.
Одновременно РФС утверждает, что клубы «Таврия» и «Севастополь» якобы продолжают существовать как субъекты ФФУ, подчеркивая при этом, что футболисты, тренеры и другие специалисты этих клубов свободны в своем выборе будущей карьеры в РФ или Украине, а собственники клубов могут распорядиться своей собственностью по своему усмотрению. Об этом, в частности идет речь в письме Н.Толстых в адрес Джанни Инфантино от 20.08.2014.
Впоследствии, по имеющейся информации, РФС предпринял шаги по перерегистрации на территории Севастополя крымских клубов под другими названиями: ФК «Севастополь» стал называться ФК «СКЧФ», ФК «Таврия» стал ФК «ТСК», а три клуба были якобы созданы и якобы изъявили желание участвовать в РФС.
На том, что крымские клубы и федерации Крыма и Севастополя являются новыми юридическими лицами, РФС сделал особый акцент в переписке с УЕФА и ФИФА. Об этом идет речь в письмах: Президента РФС Н.Толстых от 02.06.2014 на имя Генерального Секретаря УЕФА Джанни Инфантино, от 26.06.2014 на имя Генерального Секретаря ФИФА Джерома Вальке и Генерального Секретаря УЕФА Джанни Инфантино и от 20.08.2014 на имя Генерального Секретаря УЕФА Джанни Инфантино.
При этом смена статуса клубов (впрочем, как и регистрация федераций) была явно незаконной, поскольку они были зарегистрированы государственными органами другого государства (России) на территории суверенного государства Украины, по отношению к которой государственные органы РФ не имеют признанной международным сообществом юрисдикции.
К тому же эти клубы продолжали осуществлять футбольную деятельность на территории Украины, используя стадионы ФК «Таврия» и ФК «Севастополь» без согласия ФФУ.
31 июля 2014 года Бюро Исполкома РФС решило допустить к участию во Всероссийских соревнованиях по футболу среди команд II дивизиона ПФЛ зоны «Юг» спортивного сезона 2014/15 футбольные клубыООО «Футбольный клуб ТСК» (Симферополь), ОАО «Футбольный клуб СКЧФ» (Севастополь), ООО «Профессиональный футбольный клуб «Жемчужина» (Ялта), а также не применять к ним отдельные положения Регламента по аттестации футбольных клубов второго дивизиона, иных регламентирующих документов РФС, связанных с организацией и проведением соревнований до 01.01.2015.
8 августа 2014 года Исполком РФС еще раз подтвердил свое предыдущее соответствующее решение путем утверждения состава участников Всероссийских соревнований по футболу Второго дивизиона ПФЛ зоны «Юг» с участием крымских команд.
10 августа 2014 года замминистра спорта РФ Юрий Нагорных заявил, что Крым может стать базой подготовки российских футболистов к ЧМ-2018.
Упомянутые три клуба 12 августа 2014 года сыграли в 1/256 финала Кубка России. Одновременно «ТСК» (Симферополь) и «Жемчужина» (Ялта) а также клубы РФС, вообще не имеющие никакого отношения к Украине, стали проводить матчи официальных соревнований под эгидой РФС на территории Крыма и Севастополя.
Свои действия РФС стал публично объяснять ссылками на якобы полученные разрешения УЕФА и ФИФА, в связи с исполнением неких указаний этих организаций. Так, почетный президент РФС в эфире украинского телеканала заявил: «На сегодняшний день УЕФА принял решение в пользу участия крымских клубов и клубов Севастополя, аргументируя это тем, что соблюдены все те условия, которые были выставлены в письме ФИФА и УЕФА».
На самом же деле 22 августа 2014 года Чрезвычайный комитет УЕФА по чрезвычайным ситуациям постановил, что любые футбольные матчи, сыгранные крымскими клубами в рамках соревнований под эгидой Российского футбольного союза (РФС), не будут признаны УЕФА до дальнейших распоряжений.
Все вышеизложенные события происходили на фоне постоянных протестов ФФУ, адресованных РФС по поводу грубого нарушения Уставов УЕФА и ФИФА, а также принципа Уважение по отношению к ФФУ как члену УЕФА и ФИФА со стороны РФС.
Вышеупомянутыми действиями РФС допустил ряд грубых нарушений как регламентирующих документов УЕФА и ФИФА, так и общих принципов, положенных в основу этих документов и деятельности этих организаций.
Кроме того, что вышеуказанные действия РФС содержат грубые нарушения регламентных норм, они приводят к разрушению структуры футбола в Крыму. Это отражается как на командах, участвовавших до возникновения соответствующего конфликта в чемпионатах Украины по футболу, так и на всей инфраструктуре футбола, в том числе детского, юношеского и т.д.
На данный момент на территории АР Крым и города Севастополя существуют легитимно созданные федерации футбола – коллективные члены ФФУ, которые в состоянии реализовывать свои уставные задачи, если им не будут чиниться незаконные препятствия.
Понятно, что такое поведение РФС требует адекватного реагирования. Я не берусь судить прямо сегодня о том, когда, какие конкретно и в каком объеме должны быть применены санкции по отношению к РФС, на чем справедливо настаивают мои коллеги из ФФУ. Этот вопрос должен быть специально проработан уполномоченными дисциплинарными органами УЕФА. В то же время я убежден, что у руководства Российского футбольного союза нет другого законного выхода из «крымского тупика», кроме как добровольное возвращение в правовое поле Международной и Европейской футбольных ассоциаций.
Поэтому в сложившейся ситуации, чтобы сохранить свое лицо, РФС должен воспользоваться этим шансом и, сменив популистскую риторику, без каких-либо условий взять на себя следующие обязательства:
- немедленно прекратить вышеупомянутые нарушения;
- не осуществлять на территории АР Крым и г.Севастополя никаких действий по организации футбола, в частности по проведению футбольных матчей, без согласования с Федерацией футбола Украины, причем, речь идет даже о таких товарищеских встречах, которые состоялись недавно между сборными Керчи, Симферополя и командой из Косово;
- пересмотреть решение о допуске клубов, созданных на указанных территориях, относящихся к территории другой страны/государства, в состав РФС;
- не допускать участия указанных клубов в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС;
- не допускать принятия в состав РФС ассоциаций (федераций или иных коллективных членов), деятельность которых распространяется на территорию АР Крым и города Севастополя;
- публично опровергнуть неправдивую информацию о якобы полученном разрешении УЕФА и ФИФА на совершение вышеупомянутых противоправных (противоречащих уставам) действий – таких, как аффилирование/принятие клубов, созданных на территории другой страны/государства в РФС.
Я повторюсь, что все эти требования вытекают из положений и норм уставов УЕФА и ФИФА, которые являются обязательными для исполнения всеми без исключения членами этих организаций.
Только при соблюдении такой логики своих дальнейших шагов в разрешении крымского вопроса РФС может рассчитывать на то, что в Ньоне и Цюрихе сочтут данный инцидент исчерпанным. Надеюсь, что наши российские коллеги поймут несостоятельность своих претензий и откажутся от авантюрных планов во благо развития футбола на территории украинского Крыма.
Спасибо за внимание.