За долгие годы карьеры ему неоднократно приходилось выдерживать конкуренцию с вратарями, которых брали, в общем-то, вместо него, но каждый раз в решающем матче на поле выходил именно Горяинов. Так было и в уходящем, серебряном сезоне «Металлиста».
– Александр, второе место в чемпионате – это пока самый значимый успех в твоей карьере. Когда ты так сильно радовался в последний раз?
– Шесть лет назад, когда мы впервые стали обладателями бронзовых наград. Не могу сказать, что все следующие медали не приносили мне морального удовлетворения, все-таки удержаться на вершине всегда сложнее, чем на нее взойти. Но все дело в том, что в последние несколько лет мы были уверены в том, что третье место не является для «Металлиста» потолком. Думаю, что в текущем сезоне мы это доказали.
– Ваш главный тренер еще в марте выразил уверенность в том, что команда станет второй. А когда в успех поверил ты?
– Как только прозвучал финальный свисток в нашей последней игре (улыбается). Если честно, то подобными мыслями голову себе не забивал. Готовился к каждому матчу в отдельности, хотя понимал, что судьба серебряных медалей, по сути, в наших руках. Весной мы принимали своих конкурентов на родной арене, поэтому нужно было просто их обыгрывать. Так и получилось, хотя все было не так уж и просто.
– Повышенное внимание со стороны СМИ не мешало?
– Мне – нет Я ведь ни газет, ни Интернета не читаю.
– Давно?
– Вообще-то, если точнее, то стараюсь не обращать внимания на то, что пишут о нас. Могу прочитать какое-то интервью, но анализировать расклады, считать очки – это не для меня. Весной в турнирную таблицу вообще не смотрел, впервые заглянул туда после последнего тура (улыбается).
– Тем не менее кого ты больше опасался – «Динамо» или «Днепра»?
– Наверное, все-таки «Динамо», поскольку «Днепр» весной сбавил обороты. Играл не так, как осенью.
– А что произошло в этом году с «Металлистом»? Откуда вся эта страсть, азарт, агрессия?
– Может, на руку сыграло то, что мы так рано вылетели из Лиги Европы и начали выступать в недельном цикле. Когда проводились по два поединка за семь дней, такую легкость сохранять сложно.
– Ваши новые руководители говорят, что существенно повысили мотивацию футболистов. Это правда?
– Правда. Премиальные стали выше, но я не думаю, что это был главный стимул. Все мы понимали, что деньги – деньгами, но премьерное второе место, к которому мы шли столько лет, намного важнее. Войти в историю как первая команда, вмешавшаяся в вечный спор «Шахтера» и «Динамо», – думаю, это дорогого стоит. Такие вещи не измеришь никакими деньгами.
– Легионеры тоже прониклись?
– Не сомневаюсь в этом ни капельки. У них очень высокие амбиции, ребята хотят заявить о себе в Европе, привлечь внимание зарубежных клубов, попасть в национальные сборные своих стран.
– Саша, на своем футбольном веку ты повидал многих руководителей, но, наверное, впервые президент твоего клуба младше тебя...
– Видимо, это просто я уже такой старый – порой кажется, что скоро с сыном своим в одной команде сыграю (улыбается). Алексею уже 10 лет, он занимается в школе «Металлиста».
– Во время первого знакомства руководители произвели впечатление?
– Конечно. Сразу было заметно, что это успешные, образованные, амбициозные люди. Никаких лишних слов, все по делу. Президент клуба Сергей Курченко сказал, что в «Металлисте» будет только одно изменение – поставят более высокие задачи и улучшат финансирование. Так оно и получилось.
Понимаешь, самое главное, что новое руководство не стало рубить с плеча, все-таки механизм в нашем клубе работал. Мы ведь и при Александре Ярославском ставили высокие задачи, но шли к этому, скажем так, постепенно.
– Зимой было много разговоров по поводу ухода Тайсона, а оказалось, что это не такая уж большая потеря.
– Жаль было с ним расставаться. Это очень серьезный футболист, игрок европейского уровня. Поначалу у нас, кстати, не все получалось, Тайсона, безусловно, не хватало, но потом его уход и вправду оказался не таким заметным, как все ожидали. Посмотри, как засверкал Марлос!
– Новички, если не считать Джексона, быстро вписались в команду. Как им это удалось?
– У нас коллектив хороший, атмосфера благоприятная – чужим себя в такой ситуации считать сложно. Сразу вписался в нашу игру Азеведо, а Марко Девичутак и вовсе не нужно было ни к чему привыкать. Но я бы еще отметил Олега Красноперова. Может, сначала его приходу придавали не так много значения, но это оказался не просто хороший, а очень хороший трансфер.
– В Харькове давно не было новичков, действующих в центре обороны. Тебе как вратарю это на руку?
– Думаю, да. Взаимопонимания мы добивались годами, а это очень важно. Правда, слышал, что летом будут укреплять все линии. Без исключения.
– На Папа Гуйе обиды не держишь? Все-таки во встрече с «Ньюкаслом» сенегалец тебя немного «подплавил».
– Да нет, какие могут быть обиды? Сначала, конечно, переживал, но с такими мыслями нужно прощаться как можно быстрее и двигаться дальше.
– Если убрать матчи Лиги Европы, то какой весенний поединок стал для «Металлиста» самым сложным?
– Последний. Нам нельзя было проигрывать. Плюс такое принципиальное противостояние. Дерби! Да и «Днепр» провел свою лучшую игру в этом году.
– Как вы отмечали эту победу?
– Шампанского в раздевалке не было, поэтому пришлось обливаться водой (улыбается). Потом собрались с ребятами в ресторане, посидели немного, но не забывали, что у нас еще матч с «Карпатами» —для «Металлиста» это тоже дерби.
– Легионеры пришли на банкет?
– А как же, такое событие! Я не могу сказать, что мы часто собираемся вместе, все-таки у латиноамериканцев по большей части свои интересы в быту, но, поверь, на дело это никак не влияет. В тренировочном процессе, в играх у нас нет с легионерами никаких проблем. По жизни все они веселые ребята, легкие в общении.
– В «Шахтере» бразильцы любят проявлять свои вокально-инструментальные способности. А ваши поют?
– И не только! Могут каждый день что-нибудь придумать. Музыка у нас везде.
– В раздевалке тоже?
– Везде! Понятно, что за пять-десять минут до начала поединка они ее выключают и моментально меняют свое веселое настроение на максимальную концентрацию. А до этого такой шум и гам стоит, что диву даешься.
Мне кажется, что поначалу сам Мирон Маркевич был в шоке. Мы ведь как привыкли – когда едем в автобусе на игру, тренер должен слышать, как дышит футболист в последнем ряду. Такое могу рассказать, что никто не поверит. В некоторых командах и телефоны перед игрой забирали, чтобы мы не отвлекались и серьезно готовились к матчу! В день поединка должна была быть гробовая тишина.
– Маркевич сразу понял, что легионеры никогда не будут играть из-под палки?
– Думаю, да. Тут ты попал в самую точку. Наставник не стрижет всех под одну гребенку, находит подход к каждому.
– Кто из бразильцев самый техничный?
– Да они все техничные! Хотя если выбирать кого-то одного, то назову Марлоса. Привяжет к ноге мяч—и попробуй его забрать.
– Самый мощный удар у Клейтона Шавьера?
– У Джексона. Этот может и руки отбить. Хотя они все здорово бьют.
– Шавьер тебе на тренировках с центра поля не забивал?
– Не доводилось пока (улыбается). Клейтон вообще уникальный игрок, мы его Феномено называем.
По-моему, в футболе он может все—забивает, отдает, отрабатывает в обороне, стелется в подкатах, ведет верховую борьбу. В нем все собрано.
– Вратарская работа в «Металлисте» тоже поставлена на современные рельсы?
– Конечно. Считаю, что Андрей Кудымов – один из лучших специалистов в деле подготовки голкиперов. Я ведь общаюсь со многими своими коллегами, поэтому имею право так говорить. В «Металлисте» прекрасная обстановка, и наш вратарский цех—не исключение.
– Приход Игоря Шуховцева испортить микроклимат априори не мог.
– Конечно, наоборот, стало еще больше положительных эмоций.
– Он вас там кофе не спаивает?
– Теперь это у нас не просто напиток, а целая культура. Когда были на сборах в ОАЭ, кофеварку купили. Заходим к нему перед тренировками, выпиваем по чашечке. У него в этом деле мелочей нет. Знает, какой сорт и где покупать.
– В «Металлисте» Шуховцева как называют?
– Батей, как и везде. Правда, я его Дедом зову.
– Готов уступить ему место в воротах в последнем туре, чтобы он установил вечный рекорд футбольного долголетия?
– Конечно. Двумя руками за. Но все решит тренер.
– В сборную тебя на этот раз не вызвали. Обидно?
– Расстраиваться мне некогда, возраст уже не тот. Не вызвали, значит, так нужно. Поеду с семьей на отдых – в Турцию.
– Будешь там анализировать возможных соперников по Лиге чемпионов?
– Нет. Я же тебе говорил – раскладами никогда не занимался. Кто попадется, с тем и сыграем. Чему быть, того не миновать.
Евгений ГРЕСЬ, Газета «Команда»