Борьба с шимпанзе. Чем заняться Суаресу во время дисквалификации
Поступки Суареса с точки зрения банальной человеческой психики, штатный ливерпульский психиатр и опыт Крэйга Беллами – в поиске того, как может исправиться уругваец в период заслуженной 10-матчевой дисквалификации.
Укус Суареса – штука, конечно, интересная и благодатная для обсуждения. Можно назвать его негодяем, безумцем, а можно героем вне моральных рамок и так далее – и не без оснований считать себя правым, потому что заглянуть в потемки уругвайской души все равно не получится. Этот текст не претендует на пафос, слом ценностной системы и поиск для Суареса места в истории, чего и так сейчас навалом. Этот текст – просто о том, почему Луис не безнадежен и как он еще может исправиться.
Мне не хочется искать в поступках уругвайца глобализм. Луис Суарес – прекрасный футболист, один из лучших в современности, но не рок-звезда. Он никогда не выдаст фразы про чаек и траулер, не подружится с Фиделем Кастро и про него точно не снимет фильм Кустурица. Природная потребность в противоречивых гениях заставляет их придумывать, но судя по поведению Суареса вне поля, такая роль ему несимпатична и он сам был бы рад поправить свою репутацию.
Злобный аватар, выходящий на газон, и Суарес повседневный не имеют ничего общего, кроме внешности. Ни одной выходки для вездесущей английской светской хроники, сплошь правильные слова в интервью. Даже со своей женой Луис начал встречаться еще в Уругвае в 15 лет, а на ранний переезд в Европу решился в том числе, чтобы быть ближе к уехавшей тогда в Испанию любимой.
Да и после каждой выходки следуют немедленные искренние извинения. Противовес в виде случая с Эвра все же спорен, и почему-то хочется верить в нем Суаресу, даже не углубляясь в нюансы трактовки слова «negro» уругвайцами. В общем, Суарес не похож на абсолютное зло и ему совершенно не симпатична перспектива стать таковым в глазах общественности.
Луис просто выходит на поле и бьется, забывая про все рамки приличия. Из всех чувств остается только гипертрофированное желание победить. Поэтому Суарес регулярно забивает на последних минутах, поэтому не менее регулярно симулирует, пихается и оставляет автографы шипов на спине соперника. И за первое мы готовы в большинстве случаев прощать второе. Тем более не симулирующие латиноамериканцы вообще вызывают сомнения в своей чистокровности.
Но периодические заскоки – вещь куда более опасная и явно тревожащая самого Луиса. Когда кто-то элементарно не может гасить в себе порывы ярости, то это уже проблема на уровне бессознательного, с решением которой надо помогать. И самому «Ливерпулю» выгоднее разобраться с психикой своего лидера, чем продавать его по сниженной цене и искать кого-то на замену.
Чтобы исправить Суареса и перевести его безудержную энергию исключительно на благие цели, мерсисайдцам даже не нужно ничего изобретать, в структуре клуба уже есть специальный человек, готовый Луису помочь. Зовут его Стив Питерс, и по специальности он спортивный психолог. Решение о том, что Суарес пройдет курс его сеансов, уже озвучено.
Методика Питерса замечательна в том числе тем, что ее можно изложить в паре фраз. Питерс наибольшее внимание уделяет явлению, названному им «inner chimp» (что не переводится никак лучше, чем «внутренний шимпанзе»), отвечающее за проявление неконтролируемой агрессии и прочих мешающих сосредоточиться на главном вещей. И суть сеансов заключается в управлении своей злобой и максимальном подавлении этого «шимпанзе» в пользу рациональности.
Чтобы понять масштаб авторитета доктора в Англии, достаточно взглянуть на список его клиентов. Питерс занимался моральной подготовкой сборной Англии по регби перед серебряным Чемпионатом Мира 2007, чемпиона мира по снукеру Ронни О’Салливана и олимпийской сборной Великобритании по велоспорту, завоевавшей по 8 золотых медалей на Олимпиадах в Пекине и Лондоне. Главная велодива Виктория Пендлтон и вовсе называет доктора Питерса «самой важной личностью в ее карьере».
Но самый важный для нас пациент – Крэйг Беллами. Ливерпульский сезон 2011/12 буйный валлиец провел с пользой не только для команды, но и для своей психики. В своем прошлогоднем интервью Беллами докладывал о ходе лечения у доктора Питерса и признавался «Я не могу смотреть на самого себя по телевизору. Я ненавижу это. Я ненавижу, как я постоянно спорю с судьями. Ведущие спортсмены не должны быть такими». Между прочим, в жизни Беллс абсолютно доброжелателен, а каждое лето проводит в Сьерра-Леоне, тренируя детей в собственной футбольной академии, в которую вложил более миллиона фунтов. За время лечения у Питерса ему удалось сносно влиться в этот образ и в игровом плане.
В следующем сезоне Беллами возвращается в премьер-лигу вместе с родным «Кардиффом». Это все тот же питающий электричеством весь город Крэйг, только играющий чистого вингера и никого не бьющий. За весь год Беллами получил за споры с судьями лишь две желтые и ни разу не отметился сверхгрубостью, а настоящий всплеск эмоциям дал лишь однажды, разрыдавшись от счастья после решающей игры.
Если уж порой безумному Беллсу удалось убить своего «шимпанзе», то почему бы это не сделать и Суаресу. Несколько месяцев дисквалификации и межсезонья – идеальное время, чтобы научиться себя контролировать и предстать новым футболистом, который будет шокировать только своей игрой, восстановит репутацию и заставит всех заткнуться.