Жертвоприношение. Как Барселона лишилась головы
В первом полуфинале Лиги чемпионов «Барселона» проиграла «Баварии» 0:4. Станислав Рынкевич объясняет, как это произошло и что это значит.
Сперва обозначим темы, на которые говорить не хочется. Не хочется тратить силы и время на обсуждение судейских ошибок в матче. Болельщики обеих команд имеют право задавать вопросы Виктору Кашшаи и его бригаде помощников. Но ответы все равно будут содержаться на игровом табло с итоговым счетом. При нынешней системе судейства в футбольной игре такого уровня и класса присутствует серьезный элемент случайности, с этим просто приходится мириться.
И не хочется мусолить тему мести за разгром четырехлетней давности на «Камп Ноу». Только Швайнштайгер и Рибери принимали от нынешней «Баварии» участие в той игре. С тем же успехом можно приплести месть сборной Германии за поражение от сборной Испании. Мюнхенцы не мстить выходили на поле, не может такая команда руководствоваться столь эмоциональным мотивом. «Бавария» выходила доказать, что она лучшая не только в отражении зеркала бундеслиги. Получилось очень наглядно.
Вы знаете, есть что-то очень мистическое в том, как «Барселона» проживает свои легендарные циклы и умирает от соприкосновения с цифрой «4». «Дрим-Тим» Йохана Кройффа была свергнута в финале Лиги чемпионов «Миланом» Капелло. Время смерти «Барсы» Райкарда определили четыре гола мадридского «Реала» в класико. Сегодняшняя «Барселона» постгвардиоловского периода была четвертована в Мюнхене.
Велик соблазн в юбилейный пятидесятый раз объявить об окончании эпохи. Однако в первом полуфинальном матче Лиги чемпионов 2012/13 случилось нечто особенное. «Барселона» неоднократно проигрывала в этом сезоне. Ее колол стрелами из бункера «Селтик», изящно ставил на свое место «Милан», буднично и со знанием дела обыгрывал мадридский «Реал». Но никто из них не позволял себе «Барселону» не замечать.
Не стоит персонализировать крах «сине-гранатовых» в фигуре Лионеля Месси. Это не его война оказалась, в общем-то. Лео вышел хромым и больным на фоне истерии надежд в прессе и проходил тенью отца Гамлета где-то в районе центрального круга. Мессизависимость не спасла «Барселону», как в матче с «ПСЖ», она ей навредила – такой Лео не должен играть больше 60 минут, но заменить его смог бы либо бесспорный авторитет, либо безумец. Ни тем ни другим Виланова не является. А еще у Лео перед глазами пролетели все 4 «Золотых мяча» и матч сборной Аргентины с Германией на ЧМ-2010.
Было интересно, как будет чувствовать себя «Бавария» без мяча, будучи второй командой в Европе по показателю владения. Оказывается, чувствует себя прекрасно. Первый тайм в режиме «убийственное давление», второй тайм в режиме «убийственные контратаки». В арсенале мадридского «Реала», к примеру, есть только второй режим, и с ним «Барселона» не справлялась. Всем каталонским детишкам сегодня ночью снится этот бесконечный прессинг, опутывающий по ногам и рукам чемпионов мира.
«Бавария» визуально напоминает терминатора, прибывшего из будущего вершить судный день. Она технологически близка к идеалу, в ней полно каких-то футбольных гаджетов, разных моделей игры. Последняя новинка – пропатченный и модифицированный Роббен, в котором исправлены абсолютно все баги предыдущей версии. Он отдает передачи, отрабатывает в защите и точно бьет по воротам. С его стороны это просто подлость играть так продуктивно, застигнув врасплох перетасованную плохими обстоятельствами защиту каталонцев.
Пеп Гвардиола едет работать в команду, которая уничтожила клубок не решенных им проблем. И сегодня особенно нелепо вспоминать вопрос, будет ли Хайнкес звонить своему сменщику. Перед Хайнкесом вообще как-то неловко за всю ситуацию. Он ведь не готовил «Баварию» к «Барселоне», он готовил «Баварию» к идеальному противостоянию любому сопернику.
«Барселона» столкнулась с командой, превосходящей ее во всех игровых элементах на протяжении каждой минуты жуткого матча. С культурным шоком справились не все – Жорди Альба, к примеру, в очередной раз показал свою мелочность и эмоциональную неустойчивость. Все проблемы, которые казались решаемыми по ходу сезона, прислали оповещение об угрозе в один момент. Бартра оказался слишком молод, Хави слишком стар, Бускетс слишком зависим, Виланова слишком робок, Алексис слишком никто, и так далее.
В конце концов, жизнь «Барселоны» последних лет стала походить на ежегодный праздник ацтеков Токстатль. Молодого ацтекского юношу наряжали в золотые украшения, давали дорогую одежду, обучали манерам, культуре питья и так далее. Когда он выходил на прогулку, встречавшие его люди падали на колени и молились со слезами, почитая его как бога. Ему выделяли четырех благородных девиц в жены и устраивали пышные пиры. А по весне отвозили на отдельный остров, вскрывали грудную клетку, доставали сердце, а голову отрубали. Для каталонской «Барселоны» таким островом стала «Альянц-Арена».