Председатель правления БАТЭ: «Как обыграть Баварию без легионеров»

Если бы существовал приз за главную сенсацию на старте группового турнира Лиги чемпионов, то борисовский БАТЭ оказался бы вне конкуренции!

Клуб из чемпионата Белоруссии соскромными финансовыми возможностями после двух туров захватил лидерство, поочередно уложив на лопатки мощный «Лилль» и великую «Баварию»!

Однако пообщавшись содним из создателей БАТЭ Анатолием Капским и познакомившись спринятыми вклубе методами работы, понимаешь: успех подопечных Виктора Гончаренко упал вовсе не с неба. И если, дай-то бог, команда выйдет вплей-офф главного клубного турнира континента, неожиданностью это окажется лишь на первый взгляд.

Если бы существовал приз за главную сенсацию на старте группового турнира Лиги чемпионов, то борисовский БАТЭ оказался бы вне конкуренции! Клуб из чемпионата Белоруссии со скромными финансовыми возможностями после двух туров захватил лидерство, поочередно уложив на лопатки мощный «Лилль» и великую «Баварию»!

Однако пообщавшись с одним из создателей БАТЭ Анатолием Капским и познакомившись спринятыми в клубе методами работы понимаешь— успех подопечных Виктора Гончаренко упал вовсе не с неба. И если дай-то Бог команда выйдет вплей-офф главного клубного турнира континента, неожиданностью это окажется лишь на первый взгляд.

— Анатолий Анатольевич, как в БАТЭ оценивают максимальный результат после матчей с «Лиллем» и «Баварией»?
— Считаю, мы получили то, что наработали. Нам никто ничего не дарил, две победы ребята заслужили сами, своей игрой. При том что клуб у нас небогатый, особенно по сравнению с грандами, той же «Баварией». Мы уделяем большое внимание организации игры и подробному изучению противника. Если возвращаться к встрече с мюнхенцами, то замечу, при всей мощи соперника мы старались контролировать мяч. Во многом именно за счет этого и победили. Предпочти тренерский штаб просто отбиваться, то выстоять, наверное, было бы реально. Но выиграть— нет.

— Какую задачу ставили перед началом группового турнира?
— Мы не зацикливались изначально занять какое-то конкретное место или набрать определенное количество очков. Такой ситуация выглядит и сейчас, после удачного старта. Просто мы идем от матча к матчу. Теперь надо не оглядываться на две победы, а готовиться к встрече с испанской «Валенсией». Это сейчас для БАТЭ самое актуальное в Лиге чемпионов. А что нам в итоге удалось наработать и какую этому можно дать оценку, посмотрим в декабре.

— Тем не менее ваша команда сотворила на старте турнира сенсацию. Это очевидный факт. Ожидаете всплеска интереса к вашим игрокам?
— Спрос на футболистов БАТЭ есть всегда, и мы к этому привыкли. Но со многими игроками получалось так, что свой лучший футбол они демонстрировали именно в нашем клубе. Поэтому мы продолжаем решать свои задачи— развиваться, прогрессировать, стараться добиваться результата, но выталкивать никого из команды не собираемся. Так же как и кого-то рекламировать и предлагать другим клубам.

— А куда выгоднее для вас продавать игроков — в сильные европейские чемпионаты или в Россию, где клубы порой более щедрые в финансовом плане?
— При всем внимании к футболистам БАТЭ спрос на них именно в России нельзя назвать большим. Допускаю, что это происходит из-за того, что оценивают их мастер­ство и стоимость не только тренеры. Отчего могло возникать несоответствие. Впрочем, сейчас, на мой взгляд, ситуация стала меняться к лучшему. В российской премьер-лиге стало больше интересных тренеров, чья независимость в оценке потенциальных новичков сомнению не подлежит.

— Значит, ожидаете звонков из российских клубов?
— Я могу сказать лишь о том, что мы делаем, и будем делать все, чтобы наши игроки продолжали прогрессировать. Но станут ли их чаще приглашать в Россию? Если да, произойдет ли это в ближайшее время? Такие вопросы надо задавать специалистам другой категории — тренерам и агентам.

— Гонорар от УЕФА за возможный выход в плей-офф Лиги чемпионов окажется весомым подспорьем для бюджета БАТЭ?
— При том что выход из группы действительно сулит заметные финансовые поступления, мы изначально все-таки рассчитываем на свои средства, не уповая на возможные бонусы за победы. Если же они будут, то, конечно, помогут нам, тем более у нас достаточно расходов помимо содержания основной команды.

— А если подробнее?
— Мы постоянно ставим задачи по улучшению профессионализма всего клуба и развитию инфраструктуры. На данный момент уже согласован проект строительства клубной академии, будет функционировать интернат. Много средств мы вкладываем в обучение наших сотрудников. Это касается и тренеров, и менеджмента БАТЭ. Сотрудники клуба получали образование по направлению «менеджмент» в США и Велико­британии, отлично разбираются в юриспруденции, знают несколько иностранных языков. Недавно в нашем штате появился еще один человек — он работал поваром в одном из лучших ресторанов Минска. Теперь же будет заниматься вопросами диетологии и питания игроков БАТЭ.

— В России очень актуальна проблема с профессиональными управленцами. Можете назвать фамилии ваших менеджеров, чей профессионализм отвечает высокому международному уровню?
— Я никогда не был затворником и работающих у нас людей не прятал. Но фамилии называть не считаю нужным. Во-первых, не хочется заниматься их рекламой — за людей должны говорить не слова, а дела. Вот пусть они себя и проявят, покажут свой профессионализм, чем, кстати, и отплатят клубу, который вложил средства в их обучение. Втом числе и по этой причине мы не заинтересованы в рекламе наших сотрудников. Чтобы их не стали переманивать другие клубы.

— По поводу возможности дополнительного заработка я все-таки спрашиваю не просто так. В этом случае допускаете коррекцию в селекционных подходах в сторону известных футболистов из Европы?
— В нашей селекционной базе есть футболисты, выступающие в хороших европейских чемпионатах. Теоретически мы можем их пригласить. Но когда доходит до конкретики, мы сталкиваемся с той же проблемой, что и российские клубы. Едва начинается разговор о возможном приезде футболиста в нашу страну, как его цена сразу же резко взлетает. Поэтому приобретение уже сложившихся, известных мастеров— это не наш путь. Мы стремимся к тому, чтобы наши вложения всегда окупались больше чем наполовину. А когда приобретаешь дорогого футболиста, риски очень высокие. Гораздо перспективнее развивать молодых белорусских игроков. Тем более мы располагаем отличными специалистами, которые способны не только увидеть, но и точно оценить возможности и темпы прогресса талантливого футболиста. Наглядный пример эффективности такого метода можно увидеть по матчу с «Баварией» — в стартовом составе БАТЭ вышел только один легионер!

— Когда ваша команда сможет принимать соперников в Лиге чемпионов в Борисове?
— Строительство стадиона сейчас в процессе, он будет отвечать необходимым международным требованиям. Кроме нас в новую арену инвестируют средства и другие компании. Когда там сможем играть? Надеюсь, следующей осенью.

— Необходимость играть на стареньком стадионе в Минске создает проблемы?
— Признаюсь, да. Во-первых, хочется выступать на чисто футбольной арене. Помимо этого стадион «Динамо» объективно устарел. Ивнешним обликом, и с точки зрения организации комфорта для зрителей, того же питания, например.

— На «Баварии» ожидали именно столько болельщиков, сколько пришло (по протоколу УЕФА — чуть менее 25 тысяч)?
— С одной стороны, можно было рассчитывать на больший интерес к Лиге чемпионов. Особенно учитывая цены на билеты — пакет на три матча стоит меньше 100 долларов. В то же время надо признать — в уютную «Минск-Арену» на хоккей люди идут очень охотно, а в тот вечер, когда мы встречались с «Баварией», наше «Динамо» принимало ярославский «Локомотив». К этой команде в Минске относятся с особым уважением. Как по причине печального прошлогоднего события, не оставившего равнодушным ни одного белоруса, так и из-за высокого уровня хоккея, который демон­стрируют ярославцы.

Еще стоит отметить, что у нас пока нет высокой культуры похода на футбол. Такой, какая была в советское время, — для меня пойти на стадион тогда было такой же необходимостью, как воздух или пища с водой.

— Отсутствие этой культуры актуально именно для Минска или для всей страны?
— Для всей страны. Хотя мы надеемся, что на новом стадионе у нас будет постоянная посещаемость не менее 10 тысяч зрителей. Для города с населением 150 тысяч — хороший результат.

— Напоследок вопрос не в бровь, а в глаз. БАТЭ всесторонне и постоянно развивается, обыгрывает «Лилль» с«Баварией». Вам, часом, не тесно врамках белорусского чемпионата?
— Мы имеем то, что имеем. Таких проектов, как КХЛ, в футболе сегодня нет. В чемпионатах России и Украины мы тоже никому не нужны. Естественно, всегда хочется жить в более красивом и просторном доме, но я скажу прямо — нет, нам не тесно. Уровень конкуренции в белорусском первенстве вовсе не такой низкий, каким может показаться. Для многих команд за честь обыграть или хотя бы просто создать проблемы БАТЭ. Поэтому нам здесь отнюдь не легко. Свое надо ценить, и кто знает — может, мы не достигли бы своего нынешнего уровня без такого чемпионата страны.

— В БАТЭ вернулся Александр Глеб. Не нарушило ли это гармонию в коллективе, как произошло в «Зените» после прихода Халка? Наверняка зар­плата Глеба выше, чем у большинства футболистов вашего клуба.
— Очень хороший вопрос. Ведь тема последних приобретений «Зенита» довольно часто обсуждается и в нашей стране.

В связи с приходом Глеба в нашем коллективе никаких противоречий не возникло, потому что для этого не было никаких предпосылок. Мы хорошо знали, кого приглашали. Было важно, чтобы Саша быстрее восстановился и вернул былые кондиции. Но для него переход в БАТЭ был сопряжен с немалыми рисками. Ведь появление Саши в команде произошло до того, как мы гарантировали себе место в групповом турнире Лиги чемпионов. Тем более что в тот момент были команды, которые очень хотели видеть Александра в своих рядах. В случае каких-то нестыковок и неудач по репутации Глеба мог быть нанесен серьезный удар. Ксчастью, в итоге все получилось наоборот. Переход в БАТЭ обернулся плюсом как для Глеба, так и для клуба. Саша вернул себе любовь многих белорусских болельщиков, которые считали, что его карьера близится к закату. А наша команда вновь пробилась в число сильнейших европейских дружин.

— Ситуация в БАТЭ отличается от зенитовской?
— Отличается. Мы возвратили футболиста, который когда-то у нас начинал профессиональную карьеру. Глеб — наш человек. Ведь когда такая возможность представлялась, он всегда был рядом с нами. Могу сказать, изначально контракт с Сашей был подписан до конца августа. И если бы его что-то не устроило в нашем клубе со спортивной точки зрения, с точки зрения взаимоотношений в коллективе, он имел право беспрепятственно покинуть БАТЭ до закрытия трансферного окна в Европе и России. Но этого не произошло, поскольку Глеб не видел никаких проблем.

В тот момент, когда у Саши дей­ствовал с нами краткосрочный контракт, мы продлевали соглашения с рядом наших ведущих игроков, с людьми, которые определяют наше лицо. И с их стороны, как правило, первым звучал вопрос: «А останется ли Глеб в БАТЭ?» Все этого очень хотели. И это о многом говорит. Вэтих разговорах никто не обсуждал сумму контракта Глеба, хотя все понимали, что он зарабатывает в нашем клубе серьезные деньги. Думаю, они сопоставимы с теми, которые он имел в «Крыльях Советов», а может быть, они и выше. Контракт Глеба с БАТЭ — уровень российской премьер-лиги. А учитывая бонусную систему, Саша имеет очень хороший заработок. Но об этом никто не спрашивал. Ребята просто хотели, чтобы он остался у нас. Ведь тренироваться, играть, просто находиться бок о бок с ним — очень комфортно.

Возможно, для вас будет новостью, но Саша — душа компании. Многое держится на авторитете Александра. И когда Глеб внутри компании, наш тренерский штаб может быть спокоен.

Глеб остался абсолютно таким, каким он был 12 лет назад, когда уезжал в «Штутгарт». Великолепная европейская карьера в этом плане никак не повлияла на него в худшую сторону. Напротив, он стал взрослее, мудрее. Глеб — тот человек, который любит клуб.

— В «Зените» тоже любили Игоря Денисова…
— Вообще я на стороне менеджмента санкт-петербургского клуба. И мне очень интересно, что в столь мощном футбольном проекте, как «Зенит», появились такие игроки, как Халк и Витсель. А то, что произошло в клубе после появления новичков, считаю, в какой-то степени стало бедой клубного менеджмента.

Так уж сложилось, что россий­ский футбол окутан сетью агентов, многие из которых не очень профессиональные. А то, что информация о зарплатах новичков откуда-то просочилась и стала достоянием общественности, — это проблема. Мне тоже часто приходится сталкиваться с вопросами представителей российских масс­медиа относительно денег. Мы небогаты, но мы придерживаемся позиции, согласно которой считать чужие деньги — дурной тон. Поэтому я полностью поддерживаю трансферную политику «Зенита». Все-таки в клуб приглашены игроки очень высокого уровня. Уверен, если у Халка и Витселя все будет нормально со здоровьем, они помогут клубу, добавят качества. Врезультате сильнее станет «Зенит», аигроки, уже имеющие контракты с клубом, благодаря этому и существующей бонусной, премиальной системе смогут зарабатывать еще больше. Считаю случившееся в «Зените» недоразумением.

— То есть в ближайшее время все встанет на свои места?
— Думаю, в «Зените» будет играть Игорь Денисов. На мой взгляд, во всей Европе это один из лучших футболистов в его позиции — нижнего опорного полузащитника. Мне его игра всегда доставляет наслаждение.

К счастью, у нас конфликтов подобного рода нет. Вместе с тем я не хочу, чтобы они возникали в российских клубах. Когда они играют на международной арене, мы за них переживаем. В связи с этим мне очень хочется, чтобы и у «Зенита», и у «Спартака» все сложилось нормально.

Мне крайне неприятно, что в последнее время в российской прессе идет открытое противопоставление БАТЭ, набравшего шесть очков, стартовавшим с поражений «Зениту» и «Спартаку». Ведь это только начало группового турнира. У любой команды бывают сложные периоды. Надеюсь, российские клубы выправят свое положение и все у них сложится.

Еще раз повторю, в нашем клубе такая ситуация возникнуть не могла. Потому что Сашу Глеба у нас все любят и уважают, да и в коллективе у нас совершенно иначе выстроены отношения. Мне понравилось образное выражение нашего главного тренера Виктора Гончаренко. Он сказал, что «Глеб не над кругом, не над командой, а внутри этого круга». Мы счастливы, что у нас нет такого, и искренне огорчены, что подобное случилось в «Зените». Хочется, чтобы вся эта ситуация скорее разрешилась и «Зенит» стал еще сильнее.

 

Інші публікації

У тренді

footballnews

При правомірному використанні матеріалів з даного ресурсу гіперпосилання на FootballNews.com.ua обов'язкове.

© Футбол в Україні та світі, новини футболу на — footballnews.com.ua. All Rights Reserved.