Украина — на пути истребления фанатской субкультуры?

Враждуя между собой многие годы, на 20-м году независимости Украины даже самые враждебно настроенные друг к другу фанатские группировки неожиданно получили возможность хоть на время объединить усилия.

К сожалению, объединяющим фактором выступила отнюдь не поддержка национальной сборной. К ней большинство ультрас продолжает относиться с прохладой. Особенно после того, как в составе сборной Украины появились натурализованные игроки. Впрочем, и без того фанатам киевского «Динамо» сложно смириться с мыслью о поддержке Рыбки и Ракицкого, горнякам – о болении за Милевского и Гусева, для днепрян никогда не будут родными Селезнев и Девич, а для харьковчан – Олийнык и Коноплянка. Иными словами, в футболе ситуация аналогична с той, что и в обществе. Единством вокруг общей идеи здесь и не пахнет...

Но сейчас речь о другом. Фанаты почти всех украинских клубов заявляют о серьезном прессинге со стороны милиции. Дескать, правоохранительные органы начали целенаправленную работу, направленную на недопуск фанатских группировок на трибуны стадионов. Об этом заявляют в Киеве и Донецке, Львове и Симферополе, Харькове и Днепропетровске.

Большинство наших читателей наверняка не являются ультрас и если и считают себя фанатами, то с умеренным мировоззрением. Более того, согласно формировавшемуся годами в СМИ имиджу, ультрас (в число которых впысывают если не малолетних преступников, то откровенных фашистов) обыватель чаще всего воспринимает враждебно или, в лучшем случае, с опаской. Таковы реалии.

В прессе все чаще можно прочитать слезливые заключения пап и мам, дескать, им страшно приходить на трибуны стадионов с детьми, поскольку те, наслушавшись скандирований фанатов, обязательно пополнят свой словарный запас новыми крепкими словами. Другие – те, что послабее душой и телом – боятся, что фанаты когда-то затопчут или сожгут их, «простых болельщиков». И словно лейтмотив этих слов – высказывания некоторых официальных лиц о том, что они предпочитают, чтобы арены во время домашних матчей их клубов заполнялись «обычными людьми, искренне любящими футбол».

Только вот что такое «простой болельщик» по-украински? Возьмем столицу. Автор этих строк отметил для себя, что эти «искренне любящие футбол люди» начинают уходить со стадиона имени Лобановского за пять, а то и за десять минут до окончания каждого матча. Без разницы – матч еврокубков это или рядовой поединок внутреннего первенства. Такое поведение еще можно как-то объяснить во время игры, в которой «Динамо» громит «Зарю» 6:0. Даже если в оставшиеся с учетом добавленного арбитром времени минут восемь луганчане один гол отквитают. Но когда киевляне противостоят «Бешикташу» и счет на табло 0:0, уходить, по меньшей мере, глупо. Но реалии таковы, что гол Гармаша на 94-й минуте встречи увидело немногим более половина стадиона. Аналогичной была ситуация и в другом матче «Динамо» в Лиге Европы, когда в гости к нам приехал английский «Сток Сити». Гола Вукоевича в добавленное арбитром время, принесшего хозяевам ничью, спешащая неизвестно куда «торсида» не увидела.

Якобы избалованный большим футболом киевский болельщик привык жаловаться на невысокое качество игры, демонстрируемой его командой, либо на отсутствие интриги, если речь ведется о внутреннем чемпионате. В поединках с участием «Бешикташа» и «Сток Сити» эти компоненты, казалось, сочетались.

Не говоря уже о принципиальном противостоянии «Динамо» - «Шахтер». Но что мы видим на деле? В поединке 11-го тура чемпионата страны трибуны динамовского стадиона во время «классико» по традиции начали пустеть при счете 0:0 на 85-й минуте. Будем считать, что там «искренне любящие» хорошо предвидели ситуацию, ведь матч так и закончился без голов. Но картина не поменялась и во время последнего кубкового поединка, когда на табло горели цифры 1:2 и хозяева осаждали ворота горняков. Тем не менее, «отток» начался словно по гонгу, на 85-й минуте. Это при условии, что сравняй киевляне счет, игра могла растянуться не менее, чем на полчаса дольше. В итоге самые быстрые не увидели, как мяч после удара Алиева попал в стойку ворот Рыбки, а Эдуардо на контратаке увеличил счет до 1:3. О голе Милевского на последних секундах поединка так и вовсе говорить нечего. Видно, не стоит упоминать и о том, что команда, проведшая в самом деле неплохой с игровой точки зрения матч, заслужила на банальные аплодисменты после его окончания.

Но такой болельщик выгоден даже несмотря на то, что трибуны после его «боления» вдоль и поперек оплеваны шелухой от семечек, а большую часть матча он либо молчит, либо матерится куда изощренней тех выражений, которые входят в некоторые фанатские «заряды». Все зависит от количества выпитого. К слову, в среде ультрас запрещено появляться «на секторе» в нетрезвом виде. Иное дело, что некоторые представители этот запрет игнорируют, но факт остается фактом.

«Ультрас – социально опасны». Это словосочетание успело стать в нашей стране почти аксиомой. Но в чем состоит опасность фанатов? Не в их ли непосредственности и желании вернуть футболу его искреннюю суть? По большому счету, требования всех без исключения ультрас в мире поддержит любой искренне любящий футбол (подчеркиваем, не только семечки на футболе, но, в первую очередь, саму игру) болельщик.

Ультрас выступают против так называемого «современного футбола». Что входит в это понятие? Возвращение к жесткому лимиту на легионеров; восстановление формата старого Кубка чемпионов, когда страны должны представлять только чемпионы; запрет президентам клубов владеть более чем одним клубом, не иметь контрольных пакетов или подконтрольных компаний, которые управляют другим клубом; проведение всех матчей внутреннего чемпионата только в один день и время, без переносов на рабочие дни. Конечно, в этих требованиях есть и ортодоксальные вещи, как-то возвращение к нумерации футболистов от первого по одиннадцатый номера без указания фамилий игроков. Но…

Суть не только в этом. И, наверное, даже не в файерах и питардах, подожжением которых фанаты проявляют свою радость или негодование. В большинстве своем ультрас непосредственны в своих заключениях и привыкли выражать их открыто. Говорят, они слепо верят в успех родной команды и поддерживают ее порой незаслуженно. Но вместе с тем ультрас - социально активны. У них - четкая жизненная позиция и соответствующие уставы.

Фактически, фанаты выступают лакмусовой бумажкой морального облика команды, искренности ее в целом и отдельных представителей в частности. Скажем, сколько бы игр не проиграл Кононов в этом сезоне, ультрас «Карпат» в следующем после его увольнения домашнем матче сделали растяжку с текстом «Кононов – людина честі». Семина, когда он уходил из «Динамо» в 2009-м, «сектор» проводил овациями, а о Газзаеве даже не вспомнил. Фамилии Ярославского и Ахметова болельщики в Харькове и Донецке во время оглашения составов скандируют хором, а в Киеве и Львове Суркиса и Дыминского лучше в этом процессе не упоминать. Фанаты баскетбольного клуба «Будивельник» не могут простить группе поддержки команды – коллективу Red Foxes – выступлений в Донецке в пользу противостоявшего «строителям» местного БК во время финальной серии прошлогоднего чемпионата. Теперь, когда девушки вернулись в родные пенаты, «сектор» во время их номеров показательно разворачивается спиной. Насильно мил не будешь.

Но главной причиной, из-за которой ультрас стали костью в горле для «сильных мира сего», является их национальная позиция. Подчеркиваем – не политическая, а национальная. В вопросе любви к Украине сходятся практически все фанатские группировки нашей страны, начиная со Львова и заканчивая Донецком. Показательно, что ультрас донецкого «Шахтера» на праздник Покровы 14 октября провели турнир в честь создания УПА. Из-за этого у них якобы возникли серьезные проблемы. Ультрас «Динамо», «Днепра» и «Карпат» - ярые антагонисты с поклонниками «Шахтера», «Черноморца» и «Металлиста». Тем не менее, когда на стадионе имени Лобановского произошел инцидент с избиением водителя динамовского автобуса, попытавшегося сорвать флаг львовских фанатов с изображением Романа Шухевича, антагонисты были единодушны. Говорят, официальные (те, что подконтрольны клубу) фаны «Шахтера» и «Черноморца» хотели вывесить баннеры в поддержку потерпевшего, но после соответствующего предупреждения «неофициальных» они от этой идеи отказались.

«Любити свою країну і улюблену команду – не злочин» - написали киевские ультрас после того, как правоохранители задержали одного из лидеров фан-группировки Андрея Кориновского. Официально болельщик обвиняется в избиении того самого водителя-стюарда, но столичные ультрас не сомневаются, что реальная причина ареста – скандирование речевки «Спасибо жителям Донбасса…». Милиция это отрицает.

Тем не менее, практически все фанатские группировки Украины – от крупных до небольших – утверждают, что давление на них со стороны правоохранительных органов происходит именно под предлогом недопустимости националистической пропаганды в любых формах.

Одними из первых против давления со стороны милиции выступили болельщики донецкого «Шахтера». В заявлении, обнародованном на сайте донецких ультрас, ситуация обрисовывается довольно четко:

«В связи с все более нарастающими репрессиями со стороны органов МВД по отношению к футбольным фанатам в Донецке вынуждены объявить бессрочный протест и прекратить активную поддержку и создание каких-либо хореографий, а во избежание возможных обвинений и провокаций воздерживаться от посещения домашних игр ШД. Это решение будет реализовано, начиная матчем с «Металлистом». Его принятие связано с тем, чтобы самые преданные и верные фанаты не подвергались по абсурдным причинам угрозам и в последствие штрафам и запретам. Целью является сам факт выживания фанатской культуры, отказ от полной цензуры в перфомансах и даже речевках т.е. не предоставления любых поводов, которые могут быть использованы для изображения фанатов в негативном контексте и быть использованы против любого из болельщиков ШД. Очевидно, что при такой трактовке как «фанат - значит преступник» и все более массовыми случаями нарушения гражданских прав правоохранительными органами, продолжать поддержку и делать вид что ничего не происходит не имеет смысла».

Под заявлением подписались все самые крупные фан-группировки «Шахтера» и самостоятельные активные фанаты. Слово было сдержано и, как следствие, в одном из ключевых поединков чемпионата донецкая команда оказалась практически без поддержки.

Наставник горняков Мирча Луческу был категоричен: «Меня удивляет такое поведение. Зачем они приходят, если потом уходят? Они, наверное, хотят быть главными. Но ультрас ошибаются: главное – это команда… Все, о чем свидетельствует такое поведение ультрас – то, что они не принадлежат семье «Шахтера». Нам очень жаль». Президент и владелец клуба Ринат Ахметов комментировать ситуацию отказался, но заявил, что «Шахтер», когда его поддерживает весь стадион, может прекрасно обходиться и без фанатов.

После матча клуб «Шахтер» выразил свою официальную позицию по этому поводу: «Мы против любого проявления цензуры. Но при этом надо понимать, что действия болельщиков не должны противоречить законодательству страны и общечеловеческим нормам поведения. ФК «Шахтер» против любых проявлений агрессии, провокационных действий, ведущих к беспорядкам, использования ненормативной лексики на стадионе и за его пределами. Футбол должен быть свободен от политики, экстремистских проявлений и ксенофобии».

«Милиция нас начала прессовать сразу же после того, как фаны киевского «Динамо» «прославились» своей речевкой «Спасибо жителям Донбасса…», - заявил в интервью изданию «Донецк. Комментарии» лидер одной из ультрас-группировок «Шахтера». – За пределами стадиона у нас отбирали баннеры и плакаты. Причем, делалось это в довольно грубой форме. Нас вызывали «на собеседования», требуя отказаться от «радикальных», «ксенофобских» и «националистических» лозунгов и кричалок». «Скажите, что может быть преступного в патриотизме, если мы кричим «Слава Украине», а фаны с другого сектора нам отвечают «Героям слава»? А что нам прикажете кричать «Слава КПСС» или «Партии регионов слава»?»

Если верить болельщикам симферопольской «Таврии», описывающим на сайте «Украинского ультрас-портала» события после домашнего матча их команды против «Шахтера», ситуация приближается к абсурдной:

«За пять минут до окончания поединка к конвою, который стоял по периметру сектора, подтянулись дополнительные силы в беретах. Такое часто практикуют в Симферополе во избежание конфликтных ситуаций между фанатами клубов, чьи отношения являются «натянутыми». С виду все так и выглядело, но... Финальный свисток. Команды уходят в раздевалку и наступает ключевой момент, о котором не сказано ни слова: две девушки отправляются на выход из сектора. Пройдя большую часть окружения и бyдyчи yже почти y самого выхода, к ним подходит сотрудник милиции и без церемоний вытаскивает из-под куртки баннер с изображением кельтского креста, названного правоохранительными органами в СМИ свастикой. Девушке тут же заламывают руки и упирают лицом в асфальт. Заметив подобное безобразие фанаты реагируют и начинают двигаться к месту происшествия. Массовое движение фанатов вверх сектора привел к тому, что милиция и береты, не разобравшись в чем дело, достают дубинки, и начинают прессовать фанов».

Впрочем, о чем говорить, если на давление со стороны органов МВД жалуются даже представители провинциального клуба «Александрия»? «Меня вызывали в СБУ буквально на прошлой неделе, - рассказывает «Обозревателю» один из александрийских фанатов. – Говорили, что если не согласимся отчитываться о своих речевках, о том, что будет изображено на баннерах, нас попросту не будут допускать на матчи. Дескать, у них есть списки и перед каждым матчем нас силой будут затягивать в милицию и вести «душеспасительные беседы» в течение двух-трех часов. О причинах такого поведения мне и другим нашим фанатам не сообщали. В СБУ меня вызывали уже второй раз. Раньше нас активно прессинговала милиция. Скажем, иду летом по центру города, как подходят патрульные. Говорят: «Ты – ультрас, вы скандировали маты». Отвели меня во двор и стали в прямом смысле бить – по печени, ногами. Потом отвезли в участок и пугали, что припишут мне административное нарушение. Выпустили меня после визита коллеги, который заплатил за освобождение 300 или 400 гривен».

Александрийские фанаты в прошлом сезоне уже бастовали против милицейских репрессий, игнорируя матчи команды в течение почти пяти месяцев. В итоге клуб, не чувствуя зрительской поддержки, таки защитился за фанатов. Правда, защищенными ультрас ПФК себя не чувствуют.

«Однажды мы пили пиво во дворе, как к нам подошли два милиционера и прямо сказали: «Нам сказали цепляться к вам за любую мелочь», - рассказывает фанат. – Кто сказал – перед нами не отчитывались. Известно лишь, что после одного из выездов в прошлом сезоне фанатов «Александрии» допрашивали по факту убийства какой-то бомжихи. Это был предлог. На самом деле, никто из нас к этому делу не был причастен и милиция это прекрасно осознавала. Целью правоохранителей было собрать паспортные данные всех наших ультрас и составить список. Зачем он им – можно лишь догадываться».

Собственно, о чем-то подобном в своем рассказе о событиях после матча с «Шахтером» намекнули и поклонники «Таврии»: «Нас по одному, заламывая руки, тащили вверх, на пути стояла сотрудница милиции и записывала на камеру данные каждого фаната, который подымался».

Фанаты предполагают, что вслед за составлением списков им запретят входить на стадион. Только вот выиграет ли наш и без того тусклый чемпионат от отсутствия фанатов? Ведь пока, находясь на стадионе, чаще всего гораздо интереснее наблюдать за поведением ультрас-секторов, чем за мучениями тех, кто находится на поле. Кроме того, убрав фанатов, отдельные клубы рискуют перевести количество зрителей на своих матчах даже не на сотни, а на десятки...

Иван Вербицкий

Інші публікації

У тренді

footballnews

При правомірному використанні матеріалів з даного ресурсу гіперпосилання на FootballNews.com.ua обов'язкове.

© Футбол в Україні та світі, новини футболу на — footballnews.com.ua. All Rights Reserved.