Тимощук: «Риксену стало трудно даже говорить»
Фото - AFP История о том, как Анатолий Тимощук помогает бывшему зенитовцу и всему миру бороться с неизлечимой и страшной болезнью
Сергей ЦИММЕРМАН из Валенсии
В историю российского футбола голландец Фернандо Риксен вошел как фигура неоднозначная. Боец – но скандалист. Звезда – но любитель выпить и, по слухам, наркоман. Чемпион России в составе "Зенита"-2007, любимчик Дика Адвоката – но за три года сыграл всего 22 матча и в итоге был изгнан из Петербурга за регулярные нарушения режима.
Осенью 2013 года Риксен, выступавший в то время за клуб "Фортуна" (Ситтард), сообщил через прессу, что ему поставлен ужасный диагноз – боковой амиотрофический склероз (другие варианты названия – болезнь Шарко или болезнь Лу Герига). Заболевание редкое, медленно прогрессирующее и неизлечимое. Оно поражает центральную нервную систему, мозг – и приводит к параличу конечностей и атрофии мышц.
Сейчас Риксену всего 38 – и на фотографиях вы видите, что с ним сделала болезнь.
В мае 2014-го и в январе 2015-го состоялось два матча в поддержку Риксена. В первом из них принимал участие зенитовец Анатолий Тимощук, который не просто играл вместе с голландцем, а дружит и регулярно находится на связи с ним. Мы попросили полузащитника рассказать о том, как Риксен сражается за свою жизнь – и за жизни других людей, которые, как и он, страдают от той же болезни.
***
– В январе мне не удалось вырваться на матч, хотя я, естественно, в курсе всех событий, – рассказал Тимощук. – Что же касается игры, в которой я участвовал, то она проходила в мае прошлого года в голландском городе Ситтард. Приехали Макай, один из де Буров, Райцигер, Евгений Левченко, который раньше вместе со мной выступал за сборную Украины, Шота Арвеладзе, ван Боммель. С многими из этих ребят Фернандо играл или пересекался по жизни. А мы – те, кто вместе с ним играл в "Зените", даже специальную фотографию сделали. На ней Риксен, Саболч Хусти, Ивица Крижанац и я.
В первую очередь, это был матч в поддержку Фернандо. И мы увидели, насколько это нужно Риксену. Он готов бороться, хочет победить тот недуг, который, к сожалению, у него возник. Поэтому я не раздумывая поехал на тот матч, откликнувшись на приглашение Фернандо.
– Вы до этого общались?
– Да. Делали это и до его болезни, продолжаем делать это и сейчас. У Фернандо радушная, открытая семья, жена из Петербурга, около двух лет назад у них родилась дочка. У нас всегда были хорошие отношения, которые мы стараемся сохранить.
– В Глазго съездить не получилось?
– Первый матч пришелся на мой отпуск. А сейчас, когда был матч в Глазго, я работал на предсезонном сборе. Но насколько мне известно, планируется и третий подобный поединок, причем он может состояться в Петербурге. А если помощь потребуется от меня лично – безусловно, ее тут же окажу.
Мы, как я уже сказал, не прекращаем общаться. В основном переписываемся sms-сообщениями. Кстати, практически сразу после первого матча в Голландии началась всем теперь известная акция Ice Bucket Challenge с обливанием ледяной водой.
– То есть, по сути, Риксен стал ее инициатором?
– Не знаю, именно он или нет, но главное в другом: в ходе акции собирали средства на поддержку тех людей, которые страдают той же болезнью, что и Фернандо. Насколько мне известно, были собраны колоссальные суммы. Что очень важно, поскольку эта болезнь пока не особо лечится.
– Когда вы приняли участие в Ice Bucket Challenge, в голове держали именно Риксена?
– Безусловно. Для меня это не было каким-то развлечением или шуткой. Помимо того что облился ледяной водой и предложил сделать то же самое другим людям, внес на соответствующий сайт свой финансовый вклад. Хочется, чтобы благодаря всем собранным деньгам удалось научиться с этой болезнью бороться.
– Если не секрет: когда общаетесь с Риксеном, спрашиваете у него о самочувствии – или, наоборот, стараетесь говорить на отвлеченные темы?
– Фернандо сразу сказал: слова сочувствия ему не нужны, потому что он верит, что сможет победить болезнь. Он очень сильный духом человек, настроен по-боевому. Таким он был на поле, таким остается и в жизни – даже в нынешней ситуации. Поэтому просто стараюсь его поддержать.
Так же по-дружески мы разговаривали и даже шутили во время встречи в Голландии. Ну а сейчас Фернандо шлет мне фотографии, видео. К примеру, как он сам обливался водой. Относительно недавно он сделал себе татуировку с эмблемой "Зенита" и тоже прислал мне картинку.
– Читал, что благодаря лекарствам, которые жена достает ему в России, у Риксена вроде бы стали наблюдаться улучшения.
– Хотелось бы верить, но… Задача номер один сделать так, чтобы болезнь хотя бы не прогрессировала. Когда мы виделись в последний раз, Фернандо уже тяжело было говорить. Хотя в том матче он вышел на поле и даже забил пенальти. А вот в Глазго участвовать в игре уже не смог...
***
– Давайте теперь сменим тему и немного поговорим о делах "Зенита". Как прошел заключительный зимний испанский сбор?
– В том же духе, что и предыдущие. Целенаправленно получали нагрузки через работу с мячом. Игр, может быть, было не так много, как хотелось. Но главным было – заложить физическую базу на весеннюю часть сезона. Остальное каждый сможет добрать во время матчей и подготовки к ним. Ну а в конце сборов всем уже, конечно, очень хотелось вернуться домой.
– Вы впервые столкнулись с тем, что зимой практически не было чистой беговой работы, а все нагрузки команда получала через работу с мячом?
– Для меня это было в новинку, когда играл в "Баварии". Там практикуется то же самое. Кстати, после того как мы с Андре Виллаш-Боашем работали в таком же режиме на летнем сборе в Австрии, команда до зимы не выглядела уставшей физически.
– Сейчас вы в команде второй по старшинству игрок после Вячеслава Малафеева, причем младше его меньше чем на месяц.
– В последнее время у некоторых людей почему-то возникло желание заглянуть в паспорт. Но если ощущаешь себя хорошо и находишься в хорошем физическом состоянии – какой в этом смысл? А я, несмотря на возраст, и молодых ребят обыгрываю во всяких наших играх.
– Да уж, в организации таких игр после тренировок вы с Юрием Лодыгиным всегда в первых рядах. Чего стоил один только конкурс "забей из-за линии ворот" – с отрицательного угла!
– У нас с Юрой таких игр и впрямь много. На сборе, пока идем с поля до гостиницы, можем и без мяча кучу всяких соревнований придумать. Куда-то что-то бросать на точность, прыгать и бегать – да все что угодно. А в Питере на базе, по дороге с дальнего поля в раздевалку, целое многоборье устраиваем. В ход в качестве инвентаря идет все. От маленьких ворот и урн для мусора до пожарных кранов. А перед последней дверью в корпус надо так кинуть мяч, чтобы он попрыгал по этой приоткрытой двери сверху и свалился именно вовнутрь (смеется).
***
– На первых двух сборах Виллаш-Боаш практиковал схему с одним опорным полузащитником. А ведь вы привыкли играть именно на этой позиции, так?
– В принципе – да. Но, с другой стороны, вся команда должна двигаться, быть мобильной. От этого все и зависит. Тогда опорному полузащитнику будет легче, а сопернику вскрывать оборону – сложнее.
– Как у вас складываются отношения с конкурентом на вашей позиции – Хави Гарсией?
– У меня ни с одним партнером по команде нет проблем с общением или взаимопониманием. А конкурент есть конкурент. Но, во-первых, наше соперничество – здоровое. А во-вторых, мы все настроены на один результат. Уверен, я, Хави, любой другой зенитовец в нем заинтересованы. Команда – это большая семья.
– Скоро в эту семью должен будет влиться Артем Дзюба…
– Размышлял на эту тему много. Вспоминал, сколько в истории футбола было неоднозначных трансферов, которые казались нелогичными. Скажу так: есть тренерский штаб, есть руководство клуба, которые в первую очередь принимают решения. Насколько быстро Артем вольется в коллектив – не знаю. Но проблем с этим быть не должно. Его очень многие в нашей команде знают по сборной. Он много играл в чемпионате России, причем не только за "Спартак".
Сейчас часто рассуждают о том, как Артема примут наши болельщики. Мол, он раньше делал определенные высказывания. Насколько Артем все это переживет – покажет время. В то же время, думаю, никто из болельщиков не кинет камня в Артема, если он станет отдавать всего себя на футбольном поле. Тогда никаких вопросов ни у кого не возникнет!
Сергей ЦИММЕРМАН, СЭ