Шацких: «Ужгородский коньяк не пробовал. Только дарил»
Максим Шацких Ему можно и позавидовать, и посочувствовать. Пожалуй, ни один динамовский форвард (а за киевский клуб он провел добрый десяток сезонов) не подвергался таким нещадным похвалам и такой же критике одновременно. За снайперскую точность болельщики сравнивали Максима с легендарным тезкой-пулеметом, за «запоротые» моменты прямо с трибун награждали очень нелестными эпитетами. Но узбек, уже давненько ставший украинцем, рук не опускал. Да и ноги не подкашивались. И вот, выступая уже в составе далеко не гранда, нынешней осенью нападающий ужгородской «Говерлы» стал наконец-то лучшим бомбардиром в истории чемпионатов Украины!
– Прежде, чем начать «доставать» вопросами, многие из которых ты, наверняка, слышал по ходу сезона, позволь поздравить с наступающими праздниками семейство Шацких и пожелать твоим любимым девочкам: супруге Олесе и дочерям Ренате и Кристине – в первую очередь, здоровья, чтобы все беды обходили стороной, и только счастьем был переполнен ваш дом.
– Спасибо за такое доброе пожелание. Взаимно. Газете «Болельщик» – процветания.
– И вот он первый вопрос, занудный, но без него никак: что дал тебе уходящий год в футбольном плане? Твои амбиции чувствуют себя удовлетворенными?
– Скажем так, конечно же, хотелось большего. Многое не получилось.
– Год назад, ты подписал контракт с «Говерлой» на 2, 5 года. И тогда же в силу своего максимализма обозначил для себя «цели команды»: избежать вылета в первую лигу. Избежали. На летние каникулы уходил с чистой совестью?
– Естественно, ведь пусть и не самую приятную задачу, но мы решили. А вот первой половиной нынешнего чемпионата, признаюсь, недоволен. Ведь с тем составом, который мы имеем на данный момент, могли бы находиться намного выше в турнирной таблице. Какое-то роковое невезение преследует. В тех матчах, где показывали неплохой футбол, достаточно моментов создавали, обязательно что-то мешало, где-то чего-то не хватало для приемлемого результата. Причем самую малость.
– А как же ваша выездная ничья с «Днепром» (1:1) – чем не подвиг?
– Давно мы так не играли со столь сильным соперником, да еще и на его поле. Хотя, я не думаю, что стоит это так уж сильно превозносить, будто мы сотворили нечто сверхъестественное, чуть ли не «Барселону» обыграли. Или что-то покруче… В то же время мы показали, что у нас есть коллектив, команда. И даже в нашей сложной ситуации мы отработали достаточно неплохо: сыграли вничью с хорошей, достаточно грозной командой, отобрали очки на их родном стадионе.
– Как тебе чемпионат в целом? Нравится в плане интриги?
– В этом плане радует то, что сейчас нашим грандам ни на секунду нельзя расслабиться. Раньше ведь как было: есть 3–4 команды, заведомые фавориты турнира, а дальше – середина. Так вот та «середина» сейчас уже очень подросла и выглядит намного сильнее, увереннее в матчах с лидерами. То же «Динамо» раньше редко теряло очки в поединках с Полтавой, Одессой, Луганском, в последнее время – это в порядке вещей. Даже в новом чемпионате киевляне, хоть и выглядят уверенно, не смогли справиться с «Олимпиком». А «Шахтер» вообще почти никогда не терял очки во встречах с донецким «Металлургом», а тут – поражение! Да и «Заря», не стесняясь, обыграла чемпиона. Отмечу и то, что в еврокубках луганчане показали неплохой уровень. Думаю, есть чем гордиться.
– Чуть ли не первопричиной таких провалов «Шахтера» и, как следствие, третьего места многие называют нехватку домашних трибун. Согласен?
– Не скажу, что во Львове приходит очень мало людей, чтобы поддержать «горняков», попереживать за них, поболеть за красивый футбол. Но, наверное, при своих болельщиках, при том их количестве, которое собиралось на «Донбасс-Арене», все-таки играть легче. Да и морально тяжеловато: как бы там ни было, как бы и где бы они не жили, в каких бы шикарных условиях не тренировались, все равно это в психологическом плане тяжело. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем все эти страшные события закончатся, и все вернутся на свои стадионы к своим фанатам.
– А «Олимпик» удивил?
– Не стоит торопиться, только первый круг прошел. Никто их сильно не изучал, плюс, скажем так откровенно, сколько я их матчей смотрел: бывает, центр поля переходят, забивают два мяча, и на этом атакующие действия заканчиваются. Но ни в коем случае не собираюсь умалять достоинства этого коллектива, их тренеров и игроков. Главное для «олимпийцев» – это следующий чемпионат, вот тогда и посмотрим, как они будут играть, вот это будет интересно!
– Сейчас, после осенне-зимнего успеха «Динамо», очень модно комментировать первое место киевлян. Даже недавние недруги-критики отдают должное преображенной игре команды, работе главного тренера. А какие у тебя отношения с Сергеем Ребровым?
– Хорошие у нас отношения. Просто сейчас он более занятой, поэтому редко видимся. Но все равно стараемся регулярно общаться. Он показывает свою работу, все промежуточные результаты наладил. Думаю, и все видят тот труд, который он проделал, очень актуальным было создать благоприятную обстановку в команде. И команда сейчас демонстрирует приличный, нормальный футбол: быстрый, реактивный, результативный. Все-таки чемпионства уже пять лет не было, думаю, они сами это понимают. И весной, наверняка, будут прикладывать максимум усилий для завоевания золотых медалей.
– А вот «Говерле» хотя бы «отвоевать» заработанное. К слову, команду как-то поощрили за прошедший год? А ведь говорят, еще и задолженности имеются?
– Нет, пока процесс идет… Но движется, мне кажется, в правильном направлении. И все вопросы, которые есть, думаю, будут решаться постепенно.
– Максим, после подписания контракта с «Говерлой» ты весьма лестно отозвался о наставнике ужгородцев, о его амбициях. Как на протяжении года складывались ваши отношения с Вячеславом Грозным?
– Абсолютно нормально. Я его знаю уже не первый год, знаю направления его работы. Тренировочный процесс и «игровые темы» вполне мне подходят. Так что, все отлично.
– Ты сам отмечал, что тренер ваш – крайне импульсивный человек. У вас с ним разговоры на повышенных тонах часто случались?
– Никогда. Считаю, как бы там ни было, футболист не имеет права себе позволять повышать голос. Нужно соблюдать субординацию.
– Тренер и ветеран команды понимали друг друга с полуслова?
– Так ведь это естественно! С Викторовичем можно всегда сесть и спокойно переговорить на любые темы.
– Помнится, летом тебе очень понравились тренировки «Говерлы», когда большую часть времени рабочего процесса занимали упражнения с мячами, а не изнурительные кроссы или тренажерные нагрузки…
– И, мое мнение, это правильно. Ту же «физику» можно набрать и в работе с мячом, тем более что всякие упражнения, тот же «квадрат», интереснее, нежели бегать без мяча. Впрочем, тренажерный зал у нас на сборах периодически бывает, это тоже неотъемлемая часть подготовки.
– Спрошу тебя как человека многоопытного: эмоциональность Грозного «влияет» на соперников и судей? А на психику подопечных не давит?
– Каждый человек по-своему устроен (улыбается). Викторович он такой: импульсивный, взрывной, но игра заканчивается – и он совершенно другой человек. Я ведь не первый год его знаю.
– Максим, ты уже устал повторять, что не следишь за своими бомбардирскими свершениями. Мол, друзья этим занимаются, супруга, они тебя и ставят в известность: сколько и до какого рекорда осталось. Неужели накануне матча с «Зарей» 4 октября 2014-го тебе не намекнули: еще один гол – и ты обойдешь в списке снайперов украинских чемпионатов того же Реброва и станешь лучшим?
– Наверное, это было бы слишком (смеется). Конечно, меня подготовили к такому повороту событий. Но ведь никто не мог знать, забью я или нет… К счастью, получилось, но в тысячный раз повторюсь: как бы приятно не было для меня это достижение, личные рекорды – не самоцель. Это всего лишь та история, которую пишут такие ж люди, как и мы. Только кто-то пишет историю, а кто-то – делает ее. Естественно, я очень рад, и, наверное, чего-то я сделал, добился в футбольном мире. Но останавливаться на достигнутом не собираюсь, надо дальше двигаться, забивать и отдавать.
– И что, даже ни одного малюсенького подарочка в честь такого-то успеха?
– Разочарую, никаких особых подарков по этому поводу не было. Так, словесно, естественно, поздравляли все: и родные, и близкие, и друзья. Разве что мячик, которым я забил в Запорожье гол в ворота «Зари», хотел взять на память. Но после матча мне не дали его забрать. Вот и пришлось попросить Саню Грицая. Спасибо ему, он мне его передал по почте: прислал потом в номер.
– Интересно, в день матча с «Зарей» было какое-то предчувствие, может, приметы какие сработали?
– Нет, нет, нет! Это все мелочи: вставать с левой ноги, на поле выходить с правой, на завтрак есть счастливую яичницу… Кто-то верит, кто-то – нет. Это индивидуально.
– А ты в курсе, что наибольшее количество мячей ты «отгрузил» ныне действующему вратарю «Металлиста» Александру Горяинову? Не любишь харьковчан, или есть секрет именно для этого кипера?
– Мне говорили об этом, но каких-то особых счетов или секретов здесь нет. Просто были чемпионаты, когда я только приехал в киевское «Динамо», тогда был не тот «Металлист», который сейчас. Припоминаю, практически в каждом матче забивал.
– Максим, Закарпатье – благодатный край, виноградники – источники таких прекрасных новогодних напитков, как коньяк, вино... Вы с супругой отведали местные «нектары»? И как вообще ваше житье-бытье в Ужгороде?
– Ну, коньяк я точно там не пробовал. Только высылал друзьям, тем, которые просили «презентовать»: отправлял и коньяк, и вино. Вино дегустировал лично: да, очень вкусное. Так ведь там виноградников у людей и своих полно: практически в каждом дворе, естественно, и вино свое, домашнее. А город мне очень понравился: небольшой, тихий, спокойный, аккуратный. Плюс – свежий воздух, никаких заводов, фабрик. Горы вокруг, в этом плане вообще все супер!
Болельщик