»Как врач прописал бы команде хорошее настроение». Александр Хацкевич – о своем назначении
Александр Хацкевич На первой пресс-конференции в качестве главного тренера сборной Беларуси Александр Хацкевич говорил об учителях, отношениях с Анатолием Капским, переезде в Минске и о том, как опередил Марадонну.
В музее АБФФ непривычно многолюдно. На очередном заседании исполкома должны назначить главного тренера национальной команды. Когда в зале появился Александр Хацкевич, стало понятно, что утверждение нового наставника – формальность. Специалист в стильном сером пиджаке уселся на стул рядом с журналистами. Тренер немного нервничал. Порой его лицо принимало такой же розовый цвет, как и рубашка.
Решение по назначению специалиста было практически единогласным. 18 из 19 членов исполкома проголосовали «за». Один человек воздержался. Новый коуч улыбнулся и в новом статусе отправился на свою первую пресс-конференцию. Компанию ему составил Сергей Сафарьян. Первый зампред АБФФ выступил с приветственным словом:
– Александру Николаевичу понадобится какое-то время, чтобы вникнуть в дела команды, наметить планы развития и высказать свои пожелания и требования к федерации футбола. Я попрошу, чтобы в своих вопросах вы учитывали эти моменты и не спрашивали чего-то сверхъестественного. Если есть вопросы ко мне, могу ответить на один-два.
– Все-таки почему АБФФ решила назначить на пост главного тренера национальной сборной Александра Хацкевича?
– Оценивалась его игровая карьера. Учитывалось знакомство с белорусским футболом и тренерская карьера. В расчет брались финансовые условия, которые запрашивали те или иные кандидаты. По совокупности всего было принято решение назначить главным тренером национальной команды Александра Николаевича.
– На какой срок будет подписан контракт с новым главным тренером?
– На заседании исполкома было сказано, что еще ничего не подписано. Пока мы это не оговаривали. Если Александр Николаевич сочтет нужным, он ответит на этот вопрос. Трудностей в наших переговорах не наблюдалось. Было необходимо время, потому что у обеих сторон имелись возможности и желания. Александр Хацкевич высказал свои условия. Мы–свои. По мере переговоров нашли желания сближались. Мы пришли к консенсусу. Изначально наши желания не совпали. Нужно было время. Вот и все. Это обычный процесс. Каких-то затруднений не было. Спасибо.
Сергей Вагаршакович отправился на заседание исполкома. Новый главный тренер принялся отвечать на вопросы.
– Александр Николаевич, вас не напрягало то, что переговоры велись так долго?
– Долгие переговоры могут напрягать тренера, который находится без работы. Он может сидеть и ждать звонка. У меня была хорошая работа. Появилось новое предложение. Я согласился на него не сразу. Мы не один раз встречались с руководством федерации. Я прилетал из Киева в Минск. Рассматривались другие кандидатуры, говорить о которых я не имею права. Повторюсь, меня ничего не напрягало.
– Один из членов исполкома АБФФ высказывал опасения по поводу вашего назначения без программы развития сборной. Считаете ли вы их оправданными?
– Когда мы решали вопрос о моем назначении, я предоставил свою программу развития команды. Пока я не был утвержден, члены исполкома не знали ее. В курсе были только Сергей Румас и Сергей Сафарьян. Они знали, с чем я прихожу в сборную. У меня есть своя программа. Она касается не только развития национальной сборной. Думаю, она пойдет на пользу белорусскому футболу.
– Что вы думаете об игре команды в нынешнем отборочном цикле?
– Конечно, я следил за выступлениями сборной. Правда, делал это в качестве болельщика. Смотрел с ребятами игру Беларуси с Украиной. Мне звонили представители СМИ и спрашивали: «За кого все-таки будете болеть?» Я всегда интересовался нашей сборной независимо от того, сколько времени провел на Украине. Могу с уверенностью сказать: сборная точно не будет играть в пять защитников независимо от соперника–Словакия, Люксембург, Македония. Сейчас есть время провести более серьезный анализ.
– В белорусском тренерском цехе были люди, с которыми вы советовались перед тем, как принять предложение АБФФ?
– Я поддерживаю достаточно тесные отношения с Виктором Михайловичем Гончаренко. Когда мне поступило предложение, он еще работал главным тренером «Кубани». Гончаренко поддержал меня. Когда его уволили из Краснодара, Виктор Михайлович позвонил мне и сказал, что на него вышли с предложением возглавить сборную. То, о чем мы говорили с ним, останется между нами. Гончаренко – первый человек, который узнал о предложении, которое мне поступило от АБФФ. Общался с Сергеем Ребровым. Я должен был поставить его в известность. Он сказал: «Если все произойдет хорошо, буду только рад».
– Сколько времени вам понадобится для анализа положения дел в белорусском футболе?
– Для меня сейчас самый главный вопрос – национальная сборная и ближайший матч с Македонией. Молодежные команды и сборные младших возрастов мне тоже интересны. Я встречусь с их тренерами и пообщаюсь. Я следил за белорусским футболом, когда находился в Украине. Есть достаточно информации. Не начинаю работу с нуля.
– На какой срок с вами будет заключено соглашение?
– Контракт будет подписан до 1 ноября 2017 года. Если я увижу, что не справляюсь с работой, с моей стороны никаких претензий к федерации футбола не будет. Когда тренер не контролирует команду, не видит перспектив ее развития, то нужно расставаться. Если в игре сборной не будет прогресса, то за место главного тренера держаться не стану. Если осенью следующего года я не буду видеть перспективы, то у нас будет разговор с руководством федерации. В такой ситуации не будет смысла оставаться в сборной еще на один отборочный цикл.
– Какие задачи ставятся перед командой на оставшиеся матчи отборочного цикла?
– У нас в контракте есть такой пункт, но я не имею права его разглашать. Задача стоит. Чем выше поднимется команда – тем лучше. Давайте будем честны: на выход из группы шансов мало. Каждая игра будет проводиться с перспективой на следующий отборочный цикл. Этот пункт в контракте устроил и меня, и руководство АБФФ.
– О чемпионате Европы можно забывать?
– Зачем о нем забывать? Он же все равно состоится. Конечно, результат важен, но куда более важно–изменить игру команды. Она должна понимать, куда двигается.
– Наблюдая за матчами квалификации на Евро-2016, вы понимали, что попадание на топ-турнир нереально или должно произойти какое-то чудо?
– Испания – явный фаворит нашей группы. Я очень хорошо знаю сборную Украины. Один год работал в тренерском штабе этой команды, помогая Маркевичу. Словакия – сильная европейская сборная. Многие ее игроки выступают в сильных клубах. Был удивлен хорошему старту, который удался словакам. Сейчас они являются фаворитами группы. Македония – команда среднего европейского уровня. Все же наибольшее впечатление на меня произвела команда Словакии. Достаточно сильный соперник. Перед стартом отбора всегда есть надежда и вера. Сейчас все ставят перед собой серьезные задачи. Беларусь и Македония не исключение. Правда, никто не предполагал, что сборная Словакии будет выглядеть так сильно.
– Вы приходите в сборную как врач. Что вы можете прописать команде?
– В первую очередь хорошее настроение. Его мы делаем сами.
– Может быть, нужно будет вызывать более опытных игроков или наоборот–молодых? Можете сказать более конкретно?
– Я знаю белорусских футболистов, но пока не могу ответить на ваш вопрос.
– Возможно возвращение в сборную Александра Глеба?
– Давайте сегодня не будем переходить на личности. У нас есть время. Одно могу сказать точно: такими футболистами не разбрасываются.
– То есть вы не можете пока дать точный диагноз?
– Сборная скорее жива.
– Стиль каких тренеров вы бы хотели применить в сборной Беларуси?
– Хотелось бы применить дисциплину, как у Лобановского. Искренний футбол, который проповедовал Малофеев, тоже должен быть обязательно. Ведь игра прекрасна голами. Правда, футбол постоянно развивается. Сейчас в игре много тактики. Все поставлено на результат.
– Как вы собираетесь бороться с низким интересом к сборной со стороны болельщиков?
– Интерес к сборной в первую очередь зависит от самой игры. Она привлекает болельщиков на трибуны. Не будем забывать о результате. Мы разговаривали с Сергеем Николаевичем Румасом. Сошлись на том, что первая тренировка сборной под моим руководством будет полностью открытой. Все желающие могут присутствовать на занятии до самого конца. Потихонечку, шаг за шагом мы должны прийти к объединению.
– Готовы увидеть аншлаг на этой тренировке?
– Мне будет интересно посмотреть на это. Никто же не видел, как собирается национальная команда, как она тренируется. Это будет не 10-15 минут. Пожалуйста, смотрите. Тренировка будет открыта для всех желающих.
– Как вы видите отношение тренерского штаба сборной с журналистами? Это официоз, какое-то неформальное общение?
– Я всегда готов к общению с прессой. Есть пресс-атташе федерации Александр. Если будут возникать какие-то вопросы, с его помощью будем их решать. Понятно, журналисты могут присутствовать в быту сборной не каждый день. У команды есть какая-то своя закрытая кухня. При этом общение со СМИ должно присутствовать. Только вместе мы можем чего-то добиться. Если команда играет хорошо – ее нужно хвалить. Если плохо – критиковать. Только критика должна быть объективной.
– Бытует мнение, что работа со сборной Беларуси может испортить репутацию успешного специалиста. Вам есть, что терять?
– У каждого человека есть, что терять. Я говорю о семье, о своих близких. В этом году я потерял очень близкого друга. Жаль, его сейчас нет здесь. Если говорить о репутации, то мы–молодые, как сказал на Исполкоме Юрий Курбыко. Тренерская работа – это творчество. Ты работаешь не по каким-то конспектам. Репутация завоевывается не одним днем, не одним годом. Я не боюсь испортить свою репутацию. Уверен, шаг за шагом мы будет становиться сильнее.
– Кем вы хотите стать для футболистов сборной: дядькой-наставником или немного диктатором?
– Для себя я решил, кем буду. Пока не стану об этом говорить. Ребята читают прессу, интернет. Вы все узнаете чуть позже, когда я встречусь с командой и начну что-то строить. Ребята сами вам обо всем расскажут.
– На исполкоме нам сказали, что одним из кандидатов на пост тренера сборной был Марадонна. Вы готовы нести такую ответственность? Все-таки определи Марадонну…
– Хоть где-то я его опередил :). Не удалось сделать этого на футбольном поле. Если сделал это на тренерском поприще, значит, чего-то стою.
– Главный аргумент ваших противников – у вас нет особенных успехов на тренерском поприще. Что можете сказать по этому поводу?
– Молодым у нас дорога – старикам у нас почет. Нет опыта? Я уже семь лет работаю тренером. Один год трудился в штабе национальной сборной Украины. Все остальное время я работал главным тренером ряда клубов. Вообще, я с шести лет в футболе. У меня были хорошие учителя: Малофеев, Боровский, Лобановский, Маркевич… Это достаточно хорошая школа. Я видел, как работают Газзаев, Блохин, Семин. Это опыт. Очень большой.
– Вам придется переехать в Минск для работы с национальной командой. Это простое решение?
– Это один из пунктов нашего контракта. Большую часть времени я буду проводить в Беларуси. Семья остается в Киеве.
– Какого вы мнения об общем уровне, потенциале белорусских футболистов? Георгий Кондратьев на последней пресс-конференции высказал на этот счет скептически...
– Мнение Георгия Петровича не могу комментировать. Подчеркну: до этого момента я следил за сборной как болельщик. Люди, которые вызывались в команду, – лучшие игроки, которые есть у нас в стране. Если вы подскажите, что есть еще лучшие футболисты – мы обратим внимание. Есть время для анализа матчей. Тем более в штабе сборной находился Александр Кульчий. Он владеет большей информацией. Есть время для того, чтобы все проанализировать.
– Главному тренеру сборной важно выстроить отношения с ведущими клубами страны. Вы уже делали какие-то шаги в этом направлении? Чувствуете поддержку со стороны БАТЭ и «Динамо»?
– Вы видели, что на заседании исполкома Юрий Александрович Чиж проголосовал «за». Это поддержка? Директор БАТЭ тоже проголосовал за меня.
– Какие у вас отношения с Анатолием Капским?
– У нас нормальные дружеские отношения. Когда в СМИ прошла информация о моем возможном назначении, он мне позвонил. С его стороны также чувствовалась поддержка.
– Когда все-таки вы подпишите контракт с АБФФ?
– В четверг после пресс-конференции мы подпишем контракт.
В зале раздались аплодисменты. Редко увидишь такое на пресс-конференциях белорусских тренеров.
By.tribuna