Опанасенко: «За годы в Металлурге ходили к боссам отстаивать только Ковальца»
Евгений Опанасенко Проведя 13 из 23 прожитых лет в запорожском Металлурге, Евгений Опанасенко сменил родную команду на Черноморец, и это самое время, чтобы "вспомнить все".
КОГДА МОЙ ПЕРЕХОД НАКОНЕЦ-ТО СТАЛ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫДОХНУЛ С ОБЛЕГЧЕНИЕМ
- Евгений, я понимаю, что Металлург останется для вас навсегда родным клубом, поэтому вы наверняка исполнены патриотизма по отношению к нему. Но, положа руку на сердце, первая мысль после подписанного с Черноморцем контракта была примерно такая: "Ф-у-у-у-ух, наконец-то!"?
- Примерно так и было. Дело в том, что предложения от других клубов у меня были регулярно на протяжении последних двух лет, но уйти все никак не удавалось, так как руководство Металлурга постоянно требовало за мой трансфер огромные деньги. Я же не скрывал, что хотел попробовать свои силы в другой команде, поэтому, когда мой переход наконец-то стал реальностью, я действительно выдохнул с облегчением.
- Последние годы – самые черные в истории современного Металлурга. Есть какая-то одна глобальная причина, которая охватывает кучу менее существенных, но может объяснить все?
- Одной, наверное, нет. Есть целый комплекс, который мне сложно упорядочить и объяснить.
- Вы начинали играть в первой команде Металлурга еще в 2008-м. Следовательно, успели застать время стабильности состава и результатов. Во-первых, в сезонах 2008/09 и 2009/10 в Металлурге делалась ставка примерно на 20 футболистов в сезоне, а позже четыре десятка футболистов, играющих в одном чемпионате, были в порядке вещей. Как футболистам работается в условиях большой ротации?
- Естественно, тяжелее, потому что в любом случае надо время для адаптации новичков и время для того, чтобы партнеры почувствовали друг друга на поле, иными словами, сыгрались. К тому же немаловажно и то, что в первые мои сезоны состав Металлурга был более украинским, в нем играло большое количество воспитанников клуба. Команду олицетворяли запорожские ребята, плюс всего двое легионеров, которые играли существенную роль в команде: белорусы Тигарев и Челядинский. А еще несколько парней-иностранцев были на заднем плане. Конечно, это упрощало всем нам жизнь, ведь с запорожцами мы дружили с детства и помимо футбола.
- Пожалуй, куда большие последствия имели частые смены наставников. Я посчитал, что с момента вашего дебюта в основном составе, Металлургом руководили 13 тренеров, причем Лутков приходил дважды. На каком-то этапе вас это не начало откровенно раздражать?
- Не то чтобы раздражать, ведь у нас у всех были контракты, и мы обязаны были работать добросовестно с каждым из наставников, и могу сказать, что у каждого из них можно было чему-то научиться. Но нам элементарно не хватало времени, чтобы привыкнуть к новым требованиям того или иного специалиста, и это, естественно, отображалось на результатах команды. В общем, нравиться это точно не могло.
- Футболисты никогда не пытались стать горой за того или иного тренера перед руководством? То есть пойти в кабинет, высказать свою позицию – мол, "что-что, а этот дядька точно не виновен, не увольняйте его".
- Было дело. Вот так, всем коллективом ходили к боссам отстаивать Сергея Ковальца. Все очень хотели, чтобы он остался.
- Что услышали в ответ?
- (Улыбается) Пускай это останется секретом. Но результат ведь всем известен – Ковальца таки уволили, и мы не смогли повлиять на ситуацию (Напомню, нынешний наставник молодежной сборной Украины возглавил Металлург после начала сезона 2012/13, запорожцы сразу же сыграли на выезде вничью с Металлистом, но после последующих четырех поражений подряд (три из которых – минимальные) Сергея Ковальца довольно неожиданно уволили – прим. Ан.В.).
ПЯТЬ ЛЕГИОНЕРОВ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЛИСЬ И БЫЛИ СИЛЬНЕЕ УКРАИНЦЕВ? ТИГАРЕВ, ТЕЙКУ, АШРАФ, ЙОКИЧ И ЖУНИОР
- Многие ли из этих наставников заслуживали, чтобы футболисты умирали за них на поле?
- Кроме имени тренера футболист должен уважать себя, поэтому обязан максимально выкладываться на поле в любом случае. Проще говоря – да, каждый из тренеров заслуживал, чтобы футболисты старались изо всех сил. Другое дело, что у нас при этом мало получалось, если говорить о результатах. А когда нет результатов очень долго, то и мотивация страдает.
- Последние четыре сезона – это два раза последнее место в Премьер-лиге, год в первой лиге и спасение, которое сложно назвать спасением, в последнем сезоне. Что за это время было хорошего в Металлурге лично для вас?
- (После паузы) Да, пожалуй, даже тяжело вспомнить, если говорить именно об этом отрезке. Наверное, единственное светлое пятно, если так можно сказать, это эмоции после последнего матча в первой лиге, по итогам которого мы возвратились в Премьер-лигу. Вот, наверное, и все светлое да запоминающееся.
- Бывает, что вы мысленно переноситесь в какой-то период времени, который хотелось бы пережить с Металлургом опять?
- Наверное, это времена, когда я только начинал играть в первой команде, да и вообще первые два года в главной команде Металлурга, когда вылет и борьба за выживание могли разве что в кошмарах сниться.
- Какой самый неприятный момент?
- Когда вылетали в первую лигу, потому что ни одному футболисту не хочется делать шаг назад как лично, так и со своей командой. А вообще, раз уж почти ничего хорошего с Металлургом за последние годы не случалось, то все было примерно одинаково серо.
- Читали, что недавно сказал Мирон Маркевич в первую очередь о легионерах Металлурга? Цитирую: "Нинішні футболісти Металурга – не те, що бігати, ходити не можуть по полю! Бозна, звідки їх понавозили. Футболістів такого рівня можна знайти у нас в командах, які грають на область.". У вас есть аргументы, чтобы убедить меня в том, что Маркевич – неправ?
- (После паузы). У меня таких аргументов нет и, наверное, не может быть, потому что главный показатель и определитель справедливости слов Мирона Маркевича – результаты команды.
- Сможете назвать пять легионеров, которые в Металлурге выделялись и были попросту существенно сильнее находящихся в команде украинцев в последние четыре кризисных сезона?
- Именно в последние четыре? Выбрать будет посложнее, нежели за все годы, проведенные в Металлурге. Но нескольких все же могу выделить. Это Тигарев, Тейку, Ашраф, Йокич и Жуниор.
- Кстати, о последнем: может, объясните, почему его убрал из состава Пучков? Жуниор еще мог тащить?
- Наверное, просто время Жуниора прошло, и, видимо, тренер увидел на тренировках, что он не может выполнять должный объем работы. Пожалуй, так и было.
- Где сейчас Жуниор, не знаете? Появляется в Запорожье?
- Как только у него закончился контракт с Металлургом, он сразу же уехал к себе на родину, в Бразилию, и больше я его в Запорожье не видел.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В МЕТАЛЛУРГЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В ТОНУСЕ БЫЛО ПРАКТИЧЕСКИ НЕРЕАЛЬНО
- Приходилось слышать мнение, что футболисты больше всего были расположены за последние четыре года работать с двумя тренерами: Бузником и Пучковым. Так ли это?
- Так, но к их числу я обязательно отнес бы и Сергея Ковальца. Вот это три специалиста, с которыми было приятно работать.
- Почему?
- С Бузником мы провели отличную подготовку к сезону (Речь идет о сезоне 2012/13, перед которым летом именно Бузник готовил команду, но из-за каких-то недоразумений в клубе ему так и не пришлось вывести футболистов хотя бы на один официальный матч в ранге главного тренера команды – прим. Ан.В.). Футболисты реально ощущали, что попали к профессионалу, который знает, что делает.
Что касается Пучкова, то при этом тренере мы играли в яркий атакующий футбол, и его так же выделяла тактическая образованность.
С Ковальцом же работалось приятно прежде всего потому, что он в первую очередь делал акцент на максимальном улучшении микроклимата в коллективе, пытался сплотить всех футболистов, и мы также чувствовали, что заряжаемся единством и одной общей целью.
- Когда у команды кризис затянулся не на месяц или два, а на годы, вам тяжело было удерживать собственную мотивацию на должном уровне?
- Безусловно. Потому что хочешь ты этого или нет, а руки сами собой опускаются, когда все твои старания бесполезны. Было ведь множество матчей, когда команда играла хорошо и заслуживала по крайней мере на очки, но в итоге мы проигрывали и проигрывали… В последние годы психологически держать себя в тонусе было практически нереально.
- 4 июня 2013 года, то есть почти год тому назад вы в интервью нашему сайту сказали, что пересидели в Металлурге по собственным ощущениям. Когда такая мысль впервые посетила вас?
- Когда вылетали в первую лигу. Я тогда впервые понял, что нужно что-то менять.
- Вы чувствовали, что не прогрессируете, или, может, вовсе – регрессируете?
- Да! В этом-то и дело! Я чувствовал, что не росту как игрок.
- В 23 года в Украине многие футболисты только начинают играть на уровне Премьер-лиги, в то время как у вас таких матчей уже примерно сто. Вы, наверное, с ветеранами на равных, а молодым и напихать можете?
- Не особо важен твой возраст, когда идет рабочий процесс. Я мог и раньше что-то подсказать старшим партнерам, но в корректной форме. Думаю, это ни для кого не проблема. А так, чтобы откровенно пихать кому-то – я подобным не занимаюсь.
ЧЕРНОМОРЕЦ? ПОКИНУЛ БЫ ЛЕТОМ ЗАПОРОЖСКИЙ МЕТАЛЛУРГ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ТАК КАК ЗАДАВАЛСЯ ТАКОЙ ЦЕЛЬЮ
- Логично, что переход в Черноморец сразу же можно связать с личностью главного тренера команды, с которым вы уже работали во времена более-менее успешного Металлурга…
- Безусловно. Это определяющий фактор.
- …Но настолько ли принципиальным для вас был переход именно в Черноморец? То есть если бы поступило предложение не от одесситов, а от Ворсклы, донецкого Металлурга или, например, Зари, вы не сильно бы капризничали и точно так же согласились бы на переход, лишь бы не оставаться в Запорожье?
- Если бы одновременно рассматривал предложения от Черноморца и от других, например, вышеперечисленных клубов, то однозначно выбрал бы Черноморец. А если бы предложения от одесситов не было, то ушел бы в другой клуб. То есть, отвечая по сути, особо не капризничал и абсолютно точно покинул бы летом запорожский Металлург в любом случае, так как задавался такой целью.
- Вы чувствуете в себе полную готовность переключиться с многолетней борьбы за выживание с одним клубом на участие в еврокубках и регулярную борьбу за первую пятерку – с другим клубом?
- Абсолютно точно – да. А дебюта в Лиге Европы я и вовсе уже жду не дождусь. Для меня это огромный шаг вперед.
- Напомните-ка, пожалуйста, во времена Григорчука в Металлурге вы играли в полузащите или уже на фланге защиты?
- Именно при Григорчуке я начал тогда играть на обеих позициях – не только в полузащите, как до этого. Сейчас же для меня этот момент не является важным.
- Раз уж интервью посвящено вашему уходу из Металлурга, можете сказать что-то на прощание его болельщикам.
- Хочу сказать всем болельщикам клуба большое спасибо, и пожелать, чтобы Металлург всегда оставался в Премьер-лиге и никогда больше не боролся за выживание. Я тоже за это буду болеть. До свидания!