Канчельскис: «Шахтер стал для меня трамплином»
Сегодня, 23 января, исполняется 45 лет полузащитнику «Шахтера» 1990-х годов Андрею Канчельскису.
– Андрей Антанасович, что представляет собой «Шахтер» в вашей богатой биографии?
– В «Шахтере» я стал полноценным игроком основного состава. Благодаря хорошим учителям и прежде всего Валерию Ивановичу Яремченко, который в меня поверил. Естественно, сыграла большую роль команда. У нас был прекрасный коллектив. Со многими футболистами вместе играл еще в киевском «Динамо». Для меня «Шахтер» не просто название команды, за которую выступал. Он стал для меня трамплином.
– Первым, кто предложил пойти в «Шахтер», был Виктор Онопко?
– Мы же вместе одно время были в «Динамо». Можно сказать, что Витя поспособствовал моему переходу в «Шахтер». Валерий Васильевич Лобановский очень не хотел, чтоб я уходил. Переговоры были чрезвычайно сложными.
– Вам довелось работать под руководством великих тренеров. Понятно, что каждый оказал какое-то влияние на вас как человека, футболиста. Но, может, кто-то особенно запомнился?
– Хочу назвать всех, с кем работал в Украине. Каждый из них хорош по-своему. И Лобановский в «Динамо», и Яремченко в «Шахтере». Николай Михайлович Кольцов, который тренировал в харьковском спортинтернате. Естественно, мой первый тренер в Кировограде – Василий Петрович Капинус. Самое главное, чтобы между тренером и игроком было взаимопонимание. Если говорить о «Шахтере», то с Яремченко так и было. Он доверял футболистам. Не боялся рисковать. С другой стороны, если ты ставишь перед собой какую-то цель, тоже должен относиться к тренеру с доверием и пониманием. Как говорится, соответствовать.
– В начале нашего разговора вы сказали о коллективе, который был в «Шахтере».
– Причем играли футболисты разных поколений. Опытные Виктор Грачев, Сергей Ященко, Саша Сопко. Мы у них учились. Они были по-настоящему старшими товарищами, которые нас нормально, по-человечески воспринимали. Могли где-то и наставления дать, и «напихать». И «по шапке» от них получали. Это все естественные для футбола явления. И, кстати, я им благодарен. Они мне помогли формироваться как игроку, как человеку. Было приятно работать.
– Вы по жизни человек откровенный, который не лезет за словом в карман. А часто режет правду-матку в глаза. Это мешает или помогает?
– Даже не знаю. Меня так воспитали родители. Считаю, что правда всегда восторжествует. Конечно, где-то тяжело. Кому-то доказывать очень сложно. Тем более в наше время. Сейчас в футболе много дилетантов и проходимцев. Но жизнь продолжается, ничего страшного.
– В Донецке, после того как ушли из «Шахтера», часто бывали?
– Конечно. И на 75-летии «Шахтера» был, и на открытии «Донбасс Арены». Спасибо руководителям клуба, что пригласили. С удовольствием приезжал, встречался с моими товарищами, с которыми играл. Было что вспомнить.
– В одном из интервью лет десять назад вы сказали, что видите себя лет через пять на лавочке у кромки поля в качестве тренера. И обещание сдержали.
– Да. Я был тренером в «Торпедо-ЗИЛ», «Уфе», «Волге». Что ж, мечты сбываются. Нужны только терпение и труд. В чем-то везение, удача. Сейчас надеюсь, что будут новые предложения. Над этим работают мои агенты.
– В Украине и России зачастую появляются молодые ребята, которым прочат большое будущее, сватают в великие клубы. Проходит несколько лет, и разговоры на эту тему стихают, а потом сходят на нет. Какие, на ваш взгляд, причины таких трансформаций?
– Мое мнение, что мы сами, руководители, виновны. Заключаются крупные контракты. А молодые футболисты, увидев такие деньги, заканчивают играть в футбол. Считают, что жизнь удалась. Это происходит в России. Наверное, и в Украине. Здесь многое зависит от человека. Чего он хочет. Знаю, что многие просто боятся ехать за границу. Там нужно в каждом матче доказывать, что ты лучший и достоин быть в основе. Да и не будут за рубежом платить такие большие деньги, как у нас. Можно сказать, что молодых разбаловала сама система. Они живут одним днем. Мы в свое время не боялись уезжать. Из нашего поколения многие выступали на довольно высоком уровне: Колыванов, Карпин, Мостовой, Добровольский, Онопко. И конкуренции не опасались.
– Андрей Антанасович, примите искренние поздравления, и пусть на вашем пути будет как можно меньше дилетантов.
– Спасибо огромное. Пользуясь случаем, хочу передать привет всем, с кем довелось общаться, работать в Донецке. Всем болельщикам.