Экс-игрок Черноморца: «Первый матч с Дачией вытащили Гай и Фонтанельо»
Бронзовый призер юношеского чемпионата Европы-1994 и экс-игрок «Черноморца» рассказал корреспонденту «СЭ» о молдавском этапе своей карьеры, успехах своего брата в «Дачии» и поделился прогнозами относительно ответного поединка «моряков» с кишиневским клубом во втором раунде Лиги Европы-2013/14.
ЭХ, ЗАБЕЙ ТОГДА ЮРА В ЭЙНДХОВЕНЕ…
- Можно ли сказать, что во времена вашей футбольной молодости Молдавия для украинских футболистов была даже более популярным маршрутом, чем Казахстан или Азербайджан?
- Да, так все и было.
И во многом, благодаря Семену Альтману, которому молдавский футбол получил колоссальный толчок для роста.
Качество его работы и методических навыков поражали воображение местных специалистов.
В «Зимбру», который Семен Иосифович возглавил во второй половине 1990-х, он поменял все - начиная от быта игроков до теории игры, и наглядно показал всей Молдавии, что мелочей в футболе нет.
Честно говоря, соперников для нашего клуба в Национальной дивизии не было. Выиграли все, что могли, но вместе с тем, заставили подтягиваться к себе «Конструкторул», «Тилигул» и развивающийся тогда «Шериф», ставший вскоре молдавским суперклубом.
- Уровень внутреннего чемпионата в те времена, наверное, был повыше нынешнего?
- Конечно. Футболисты были совсем другие. Сказывались взращенные на местной почве ростки советской школы. Поколение ребят 1974-76 годов впоследствии окрепло и составило костяк национальной сборной.
- А ваши зарплаты на тот момент были сопоставимы с теми, что выплачивались в клубах украинской вышки?
- Суммы называть не буду, но уровень ставок был нормальным. Более того, зарплаты выплачивались четко и своевременно, что на фоне финансовых неурядиц во многих украинских командах, выглядело особенно солидно. Хотя, когда на арену вышел «Шериф», он перебил деньгами всех потенциальных конкурентов.
- Кто из наших футболистов оставил в молдавском футболе самый яркий след?
- Игравших при Альтмане в «Зимбру» Андрея Телесненко, Константина Кулика и Руслана Гилазева болельщики, думаю, будут помнить очень долго. Убедиться в этом мне довелось самому год назад, когда мы собрались в Кишиневе. Правда, повод был грустный: ушел из жизни мой кум и наш бывший партнер Юрий Митерев. Было грустно и больно, а единственное, что согревало душу - так это окружавшие нас люди, которые помнили, кто мы и чего добивались.
- Назовите самое яркое воспоминание о молдавском этапе вашей карьеры?
- Третий квалификационный раунд Лиги чемпионов. Нам попадается голландский ПСВ. В Кишиневе играем вничью - 0:0. А в Эйндховене стоим насмерть весь первый и большую часть второго тайма. И вот минуте на 76-й Митерев выходит один на один с вратарем и… не забивает. А в последние десять минут Руд ван Нистелрой делает дубль. Да, забей тогда Юрка, и уверен, мы бы сыграли в групповом турнире Лиги.
МОЙ БРАТ НЕ ПОЛАДИЛ С ДОБРОВОЛЬСКИМ
- А молдавское гражданство, как это случилось с Сергеем Ковальчуком, вам принять предлагали?
- Ну что вы… О каком молдавском гражданстве могла идти речь, если мы были украинцами?! Я к тому моменту был заигран за все возможные сборные страны кроме национальной. Да и потом у самих молдаван хороших футболистов хватало. В одном только «Зимбру» помимо уже упоминавшегося Митерева играли Раду Ребежа, Сергей Клещенко, Боря Чеботарь царствие ему небесное…
- Тот самый Чеботарь, кто дважды был на просмотре у Валерия Лобановского, а потом играл за «Волынь»?
- Да. А через три недели после смерти друга и однокашника Митерева Борис надел свои медали и выпрыгнул из окна… Ладно, давайте о чем-нибудь хорошем.
- Четыре года назад ваш младший брат Александр с 12 голами стал лучшим бомбардиром «Дачии». Что представлял собой кишиневский клуб на тот момент?
- Начнем с того, что тренировал его наш с вами соотечественник и мой бывший партнер по донецкому «Металлургу» Рома Пилипчук. Собрал добротную команду, которой обеспечили достойные условия. Стояла задача - составить конкуренцию «Шерифу» в борьбе за чемпионство. Я тогда приехал на один из матчей Лиги Европы, на Сашу посмотреть. И очень поразился тому, как здорово в Кишиневе перестроили стадион «Зимбру», на котором играет «Дачия». Вторым приятным шоком оказались фанаты, которые узнали меня и подошли за автографами.
- Почему Александр не остался в «Дачии»? Глядишь - на следующий год стал бы чемпионом Молдавии. В квалификационном раунде Лиге чемпионов поиграл бы…
- В команду пришел Игорь Добровольский, и они не поладили. Хотя на своей излюбленной позиции оттянутого нападающего брат забивал регулярно.
- Вашим последним клубом числится усть-каменогорский «Восток», в котором год назад блистал лучший игрок второго казахского дивизиона Александр Згура…
- Приглашал меня туда Александр Голоколосов, а доигрывал уже без него. Как раз исполнилось тридцать два, предлагали новый контракт - по зарплате раза в четыре выгоднее, чем, к примеру, в «Черноморце». С перспективой стать помощником тренера, получив лицензию. Но я конкретно устал ковыряться в такой дали от дома. И вернулся в Одессу.
НАДЕЮСЬ, ГРИГОРЧУКУ НЕ ПРИДЕТСЯ ИДТИ НА ЖЕРТВЫ
- Помнится, лет пятнадцать назад Семен Альтман при мне ставил вас в пример сыну Геннадию: «Вот твой товарищ Згура - дипломированный юрист, может, когда-нибудь и тренером хорошим станет…».
- Юридическое образование никуда не делось: сейчас вот пишу кандидатскую. Ну и тренером тоже когда-то стать хотел. А в итоге пошел другой дорогой - коммерческой. В данный момент являюсь управляющим парка Горького в известном одесском районе Черемушки. А тренером стал как раз сам Гена Альтман. И не он один, а многие из тех, с кем я играл.
Тот же Вася Сачко. Очень достойный футболист, хороший парень - мы с ним, а также Мишей Старостяком и Илюшей Близнюком в 2006-м пережили очень тяжелое время в «Кривбассе». И вот смотрю я на интервью игроков «Ворсклы» и понимаю: какой тренер - такой и коллектив. Что-то подсказывает мне, что лет через десять Василий будет матерым специалистом, все также притягивающим людей. Приятно смотреть и на другого моего бывшего партнера - Саню, то есть, простите, Александра Севидова, а также его помощника Сашу Мартюка. А еще созваниваемся и обмениваемся мнениями с Ромой Пилипчуком.
- Вот и я к вам за этим: первый матч «Черноморца» с «Дачией» смотрели?
- Да. Гости сыграли очень грамотно: понимая, что индивидуальное мастерство у одесситов на порядок выше, строили игру на контратаках. Но доминировал всю игру «Черноморец», который мог добиться результата меньшей кровью, если бы не груз еврокубков. Хорошо, что в команде нашлись лидеры, которые смогли повести ее за собой. Имею в виду Фонтанельо и Гая. И то, что первый гол забил именно Леха, так это неспроста. Он в этой команде - игрок особого значения. Не хочу сказать, что его предшественнику Сереже Политыло не хватало качества игры, но Гай добавляет к классу еще и сумасшедший опыт. Считаю его сильнейшим приобретением, которое обеспечивает баланс между обороной и атакой, наделяя игру холодным здравым смыслом, основанным на колоссальном мастерстве. Как говорим мы, футболисты, этот парень на День победы может надеть много орденов.
- Последний матч одесситов с «Ворсклой» вызвал определенные опасения по части длины скамейки команды и запаса физических кондиций…
- Меня больше беспокоит, как бы эта ничья не ударила по психологии коллектива. Скамейка-то у «Черноморца» имеется, а вот времени на то, чтобы вплести в командную игру всех новичков, было объективно мало, и Григорчук наигрывает тех, на кого рассчитывает по ходу сезона. А тут еще и замены (Ринар Валеев и Эллис Бакай. - Прим. М.С.), мягко говоря, не усилили игру. Хотя само решение тренера осуждать нельзя: то, что Самодину и Антонову нужно было дать отдохнуть, очевидно.
- Как, по-вашему, сложится игра в Кишиневе?
- Болельщики погонят «Дачию» вперед, и хозяева пойдут атаковать. Что, кстати, может оказаться на руку одесситам. Так что в следующий раунд «Черноморец» почти наверняка пройдет. А вот, что будет дальше, и подумать страшно: календарь у моряков сложнейший: «Шахтер» - «Црвена Звезда» - «Металлург» Д - «Црвена Звезда» - «Динамо»! Надеюсь, у Романа Григорчука хватит тренерского потенциала распределить силы своих подопечных. А иначе придется чем-то жертвовать.