После состоявшегося заседания оргкомитета от них ожидали оценки уровня проведения Кубка конфедераций и ответов на ряд неприятных вопросов, которые возникли у прессы за дни пребывания в шести городах Бразилии. Помимо организационных проблем, в числе которых выделяются недоработки на стадионах и бесполезное пребывание на них толп волонтеров, у которых никогда нет ответов на задаваемые вопросы, ожидалось, что Зепп Блаттер затронет наболевшую тему безопасности, обострившуюся из-за многочисленных акций протеста жителей страны.
Открывая пресс-конференцию, ведущий предложил ознакомиться с некоторыми статистическими данными турнира, сделав особый акцент на том, что по оценкам агентства Ibope, 71 процент бразильцев поддерживают проведение в стране чемпионата мира. Правда, у пресс-атташе проскочила оговорка, которая выдала обеспокоенность ФИФА по поводу грядущего чемпионата. «71 процент жителей страны все еще поддерживают проект чемпионата мира», – дословно произнес Вальтер де Григорио, заставив своего шефа поморщиться.
Впрочем, глава ФИФА быстро овладел собой и менторским тоном рассказал об итогах Кубка конфедераций, описав их исключительно в восхитительных тонах.
«Как президент ФИФА, я должен сказать, что доволен турниром. Матчи состоялись на шести новых стадионах, которые являются ценными архитектурными объектами. Все восемь участников турнира выразили свое удовлетворение и признательность за хорошую организацию. По качеству футбола это лучший Кубок конфедераций в истории, даже если учитывать матчи с участием сборной Таити, которая по объективным причинам не может находиться на одном уровне с остальными участниками. Матчи проходят в честной борьбе, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что до сих пор не было показано ни одной прямой красной карточки», – заявил он.
Затем он перешел к главной теме – социальному протесту, который на каком-то этапе даже поставил под сомнение проведение Кубка конфедераций в Бразилии. По словам Блаттера, футбол сыграл позитивную роль, объединив бразильцев. «Для меня очевидно, что нынешний турнир проходит на высоком уровне, а через год 32 команды проведут здесь 64 матча в рамках чемпионата мира. Я понимаю протестующих. Но футбол приносит эмоции и надежду двумстам миллионов бразильцев. Вопрос в терпении и доверии к правительству Бразилии. Что касается ФИФА, то, несмотря на некоторые шероховатости во взаимоотношениях, мы продолжаем верить в оргкомитет и его способность провести турнир на самом высоком уровне», – сказал он.
Но вопросы о массовых протестах и их возможном влиянии на проведение чемпионата мира в Бразилии не прекращались, что вызвало эмоциональную реакцию у главы международной федерации. «Посмотрите на Европу! Там тоже кругом протесты! Испания, Португалия, Франция, Италия, Греция… Но в этих странах продолжают играть в футбол», – воскликнул Блаттер.
Даже этот аргумент не остановил поток вопросов о действиях и планах ФИФА на тот случай, если через год, когда в Бразилию приедет несколько сотен тысяч туристов со всего мира, в стране вновь вспыхнет пламя революционных настроений. «В какой ситуации ФИФА может приостановить проведение турнира?» – отвечая на этот вопрос, Блаттер еще раз выразил уверенность в том, что никаких изменений план проведения мирового первенства не претерпит.
«У нас даже мысли не возникало прервать Кубок конфедераций. И никакого «плана Б» по переносу матчей в другую страну у нас тоже нет. Зато у нас есть доверие не только к правительству Бразилии, но и к бразильскому народу, который любит футбол и хочет насладиться праздником футбола у себя в стране. Уверен, что чемпионат мира пройдет успешно, а безопасность будет на самом высоком уровне», – сказал Блаттер.
Его уверенный тон возымел действие, и президент ФИФА решил перехватить инициативу и нанести ответный удар по прессе. «Из-за напряженного календаря матчей ФИФА в этом году была вынуждена проводить почти одновременно два крупных международных турнира. Речь идет о Кубке конфедераций и молодежном чемпионате мира, который проходит в Турции. В общественной жизни этой стране также сложилась непростая ситуация. Поэтому я лично отправился в Турцию, чтобы вместе с главой страны Эрдоганом открыть чемпионат для игроков до 20 лет. А что писала пресса? Что я скрываюсь от ответственности и поэтому покинул Бразилию. Вовсе нет, я удвоил собственную ответственность за проводимые турниры, успев побывать в Турции и вернуться к полуфиналам Кубка конфедераций», – страдальческим тоном изрек Блаттер.
Фигура главы ФИФА заслонила остальных спикеров, которые ограничивались лишь небольшими ремарками, а голос исполнительного директора оргкомитета Рикардо Тарде в конференц-зале стадиона «Маракана» так и не прозвучал. В то время пока Блаттер отбивался от нападок журналистов, этот тучный мужчина с интересом разглядывал какие-то помятые бумажки, которые он нашел в своем блокноте. При этом он одобрительно кивал, давая понять, что полностью поддерживает мнение президента ФИФА.
Мнение бразильской стороны по вопросам массовых манифестаций высказал министр спорта Алду Ребелу, который заявил, что акции протеста являются доказательством высокого развития демократия в Бразилии. «Правда, мы надеемся, что манифестации будут носить мирный характер», – оговорился он. Министр также заверил, что бразильские силы правопорядка сумеют обеспечить высокий уровень безопасности на чемпионате мира. «Вообще, я не верю, что цель протеста – срыв футбольных матчей», – заключил министр.
Хочется верить, что за предстоящий год ситуация в Бразилии нормализуется и футбольный праздник пройдет на высоком уровне и без всяких происшествий.