Великая сила и некое божественное предназначение футбола состоит в том, что он дает еще один шанс. Помогает тем, кто на исходной позиции не имеет за душой ни гроша, взобраться на вершину. Позволяет тому, кто обречен на безвестное существование в бедности, доказать, что выход есть даже из лабиринта проблем, нищеты и смертельной тоски. «Из грязи в князи» – один из самых распространенных сюжетов в футбольном мире, но он никогда не приедается, потому что такие истории подпитывают человеческую веру в чудеса и простое счастье.
Афро-колумбийский городишко Некокли, расположенный на берегу залива Ураба, находится в безвыходном положении – густые мангровые джунгли, обжитые ястребами и пеликанами, теснят и едва ли не выжимают его прямо в Карибское море. Жемчужная находка для любознательных туристов и опостылевшая действительность для коренных жителей. Местные пейзажи и быт аборигенов напоминают один из многочисленных эпизодов фильма «Роман с камнем», а вероятность разбогатеть честным путем стремится к круглому нулю. И именно здесь начинается история Хуана Гильермо Куадрадо.
Худенький мальчик потерял отца в 4 года. Грустная, но, к сожалению, совсем не редкая ситуация. Задумываться о том, как быть дальше, Куадрадо начал довольно быстро – детские беззаботные игры в футбол (а играть чаще всего приходилось босиком и какими-то самодельными мячиками, гораздо меньшими по размеру, чем стандартный футбольный мяч) на «полях» вроде этого постепенно стали наполняться глубинным значением.
Для кого-то игра продолжала оставаться забавой, а для Хуана быстро превратилась в смысл вообще всего – по его словам, надежду на светлое будущее он видел только в футболе. Забегая немного вперед, отметим, что уже сейчас он стал лучшим футболистом, когда-либо рождавшимся в Некокли – его основной конкурент Луис «Неко» Мартинес может похвастаться лишь 14 матчами за сборную Колумбии и несколькими сезонами в средних турецких клубах («Сакарьяспор» и «Манисаспор»). Ну и, конечно, тем самым голом в ворота сборной Польши, который Неко Мартинес забил ударом от своих ворот. Кстати, «Неко» – самое распространенное прозвище для выходцев из Некокли. В Колумбии так называют и Куадрадо.
Хуан Куадрадо рос на просмотрах матчей сборной Бразилии
Хуан рос на просмотрах матчей сборной Бразилии, и это наложило на него неизгладимый отпечаток. Достаточно пару минут понаблюдать за его игрой, и становится ясно, чьи фотографии в его скромном жилище были расклеены на самых видных местах: «Я всегда пытался копировать приемы Роналдо. Чуть позже стал внимательно изучать Роналдиньо, а сейчас с удовольствием перенимаю кое-какие вещи у Робиньо и Суньиги».
Первым шагом к светлому будущему для Куадрадо стало попадание в состав «Атлетико Ураба» – аэропорт, находящийся буквально в пяти минутах от центра Некокли, будто был построен именно для того, чтобы когда-нибудь помочь этому забавному пареньку преодолеть 420 тяжелых километров до Медельина, минуя мангры. В «Урабе» его разглядел известный тренер Нельсон Гальего, который впоследствии помог Куадрадо и еще семи талантливым ребятам перебраться в Медельин и обзавестись крышей над головой. Они жили в квартирке в окрестностях медельинской «Ла Флоресты» ввосьмером. Восемь талантливых ребят, мечтающих о покорении мира. Этот питомник Галльего превратился в футбольную школу под названием «Галльегол».
«Куадрадо всегда выделялся техникой и несгибаемым характером. Пожалуй, среди других 17-летних парнишек он был лучшим», – рассказывает Галльего. В Медельине Куадрадо быстро взял под крыло еще один заслуженный человек и хороший тренер, Хуан Хосе Пелаес, о котором Хуан тоже отзывается с теплотой: «Он помог мне по-другому взглянуть на игру и исправить множество недостатков». В «Атлетико» Куадрадо сразу отодвинули от чужой штрафной на позицию правого полузащитника, где его способность охмурить чарующим дриблингом сразу несколько соперников была более востребована. Вскоре новый тренер Сантьяго Эскобар сделал из Куадрадо полноценного латераля, и на этой позиции выходец из Некокли провел убойный сезон. Первый же год на взрослом уровне обернулся тридцатью матчами за основу и двумя забитыми мячами. Куадрадо не подозревал, но весь этот год за ним пристально наблюдали люди, от которых и зависело его будущее. Вездесущие и уже почти легендарные скауты «Удинезе».
По рукам стороны ударили довольно быстро – перспективу в кудеснике разглядеть удалось без труда, а скромная сумма, которую запросил «Атлетико», не произвела на посланцев Джампаоло Поццо угнетающего впечатления. 2 июля 2009 года Хуан Гильермо Куадрадо поставил подпись под пятилетним контрактом с клубом из Удине и сделал еще один важнейший шаг на пути к мечте.
Четыре года назад Кудрадо можно было буквально сдуть за пределы поля
Закрепиться в «Удинезе» так же быстро и легко, как в медельинском «Атлетико», ему не удалось. Паскуале Марино и Джанни Де Бьязи не зажимали Куадрадо, совсем наоборот – он довольно часто подменял основного правого бровочника Душана Басту, но для жесткой серии А был слишком сырым и субтильным. По правде говоря, мышечной массы Куадрадо не хватает и сейчас, а четыре года назад это и вовсе была катастрофа – за пределы поля его можно было буквально сдуть.
Поэтому в аренду Куадрадо ушел охотно, и это тоже стало правильным маневром с точки зрения дальнейшего развития – в «Лечче» колумбиец стал действовать смелее и раскрываться. Его рейды и проходы по правому флангу стали визитной карточкой салентийского клуба, он забил фантастический гол «Сиене» и все больше стал обозначать свою остро атакующую принадлежность. Итальянцы рассудили верно – для защитника он так и остался слишком хилым, но для атакующего игрока его физики хватило с лихвой. Легкий, изворотливый, хитрый, техничный, изобретательный – иногда Куадрадо творил настоящее волшебство.
То, что следующим летом «Удинезе» по какой-то причине решил не оставлять Куадрадо в составе, сейчас кажется по меньшей мере странным решением. Его отдали во вторую аренду – в «Фиорентину», да еще и с правом выкупа (считай, отказались окончательно). То, что было дальше, мы видели, и продолжаем видеть еженедельно – Куадрадо раздевает защитников одного за другим, раздает умнейшие передачи, влюбляет в себя флорентийских тифози и становится лидером и одним из главных активов «Фиорентины». У Монтеллы парень из Некокли раскрыл все лучшие качества. Его все еще не слишком трудно завалить или уронить, но отобрать мяч без нарушения правил – уже почти невозможно.
Теперь до мечты Куадрадо подать рукой – им уже заинтересовался Жозе Моуриньо и мадридский «Реал». Пока что колумбийский маг счастлив во Флоренции, и вполне может остаться здесь на ближайшие один-два сезона, но если прогресс будет столь же активным, перехода не избежать – счастье настигнет само.
Бразильский чемпионат мира – вот заветная цель
Сегодня Куадрадо вспоминает детство с теплотой и помнит еще об одной мечте. Бразильский мундиаль 2014 года – вот заветная цель. Поехать туда для Куадрадо – все равно, что прикоснуться к высшей материи, к тому, что позволило ему все-таки выбраться из джунглей Некокли. А уж если получится сфотографироваться с Роналдо и пожать ему руку… Пока что у сборной Колумбии на руках все шансы – скорее всего, еще одна мечта Куадрадо тоже исполнится.
Кажется, что все дается ему чересчур легко. «Цель достигнута», «задача выполнена», «мечта исполнена» – сколько раз это уже мелькало в тексте? Естественно, что без огромного везения Куадрадо никуда бы не пробился, но дело, конечно, не только в благосклонности Фортуны.
Некокли до сих пор остается местом, где во внушительном количестве сохранились коренные колумбийские этно-группы – индейцы. Глядя на Хуана Куадрадо и на восковую фигуру индейского воина, нетрудно разглядеть небольшие, но заметные сходства. Возможно, по жилам Куадрадо течет та же кровь и живет тот же бесстрашный дух, который не сломить ни войнами, ни саранчой цивилизации, ни другими трудностями.
Бесстрашный дух, который не позволяет опускать руки и помогает уцепиться за тот единственный шанс, который дает футбол.