Вчера главный тренер красно-белых Валерий Карпин дал интервью «Советскому спорту», в котором назвал причины поражения от «Марселя», дал свою оценку сезону-2010 и сообщил, что в отставку уходить не собирается.
«ВИНОВАТ Я. БУДЕМ ИСПРАВЛЯТЬСЯ»
– После поражения от «Марселя» прошло около суток. Кто виноват и что делать?
– Виноват я. Главный тренер в таких случаях должен брать ответственность на себя. Что делать? Работать. Паники, отчаяния нет. Если образно – голову пеплом посыпаем, но в гроб ложиться не собираемся. Есть понимание того, что нужно делать. А насколько оно правильное, будет ясно в следующем сезоне.
– Каков был план на матч с «Марселем»? Как рассчитывали играть?
– О том, чтобы сыграть вничью, не думали. Рассчитывали на победу и думали только о ней, исходили из того, что будем атаковать. Потому матч и начался так, как он начался, – на встречных курсах.
– Важный момент – «Спартак» в принципе устраивала ничья. Потому что потом, в последнем туре, вероятность победы над «Жилиной» была все же повыше, чем выигрыш у «Марселя».
– Было понимание того, что если мы закроемся так, как, скажем, в Марселе в первом туре, то в конце концов нас додавят. За счет, прежде всего, физических данных.
– То есть впечатление о том, что «Спартак» вышел с мыслью о ничьей, а пропустив, не знал, как перестроиться, обманчиво?
– Абсолютно.
– Практически каждая команда, играющая в «Лужниках» на синтетике, действует в первые 15–20 минут очень осторожно. «Марсель» рванул с первой же минуты в атаку!
– Это не стало неожиданностью. Насколько понимаю, план Дешама был в том, чтобы забить быстрый гол, а затем играть на контратаках. Об этом говорилось команде на установке.
«ВАЛЬБУЭНА В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ – НЕ НЕОЖИДАННОСТЬ»
– Специалисты отмечают, что команда чересчур нервничала – как будто студент, сдающий госэкзамен. Почему это произошло?
– Сравнение с госэкзаменом в принципе верно. Потому что футболисты не могли не понимать, что это важнейшая игра, от которой и будет зависеть оценка сезона. Если бы выиграли, его можно было бы назвать удовлетворительным. Сейчас уже можно говорить о том, что оценка сезону – «неуд». Возможно, этого давления команда и не выдержала.
– Вальбуэна вышел в центральной зоне, а не на фланге…
– И это, опережая ваш вопрос, не неожиданность. Был уверен, и говорил об этом перед игрой, что он скорее всего окажется в центре.
– В этой ситуации огромная ответственность – на Шешукове. И, как считается, опорник «Спартака» провел крайне слабый матч.
– Не согласен с такой оценкой. Да, Шешуков провел не лучший матч, но в большей степени в плане организации игры – много обрезов, потерь мяча, что не столь свойственно Александру. А в плане разрушения претензий много меньше. Да, Вальбуэна забил, но это тот случай, когда надо говорить о том, что классно сыграл игрок атаки, а не ошибся игрок обороны.
– Вы перед матчем говорили о том, что шансы Алекса сыграть – фифти-фифти. Но оказалось, что стакан все же наполовину пуст. Алекс изначально не мог играть, поскольку выбыл до конца сезона, а вы просто напустили туману?
– Нет, мы надеялись, что он сыграет. Но вечером на предматчевой тренировке поняли, что велик риск получения новой травмы. И тогда Алекс мог пропустить не только последние две игры (а в случае ничьей с «Марселем» встреча с «Жилиной» была архиважной), но и даже предсезонку. Решили не рисковать.
– Не находите, что двенадцатый игрок – имею в виду зрителей – на этот раз сыграл лучше, чем первые одиннадцать?
– Нельзя не признать, что болели за нас потрясающе. Уже не раз говорил добрые слова в адрес наших фанатов, но готов повторить снова: в этом сезоне их поддержка ощущалась во всех матчах без исключения – что в Москве, что на выезде. Только очень жаль, что не смогли порадовать их результатом.
«ПРОБЛЕМА ВЕЛЛИТОНА – В УРОВНЕ ЧЕМПИОНАТА И В МОТИВАЦИИ»
– Есть ли, на ваш взгляд, два Веллитона – один в чемпионате страны, другой – в Европе?
– Нет, Веллитон-то один и тот же. Просто турниры разные. И это беда нашего чемпионата, где мало напряженных матчей. Уровни турниров – премьер-лиги и Лиги чемпионов – это как турнир молодежных составов и чемпионат России.
– Нет ощущения, что Веллитону, дабы прогрессировать, надо уезжать в Европу?
– Чтобы туда ехать, надо дорасти до уровня Европы. А прогрессировать можно и здесь, а не почивать на лаврах – мол, забил 18 голов, и все, достиг максимума. Веллитон при должном желании может забивать в чемпионате страны и по 25–30 мячей. То есть проблема еще и не только в том, что у нас мало напряженных матчей, но и в мотивации Веллитона.
– Что он сам говорит об удалении?
– Эмоции, повелся на провокацию. Не оправдываю его, но понимание того, почему это произошло, у меня есть.
– В чем прибавил «Марсель» и в чем сбавил «Спартак» по сравнению с первой встречей?
– В реализации моментов французы прибавили. В первой игре было четыре стопроцентных момента, ни одного не использовали. Здесь забили практически все, что создали.
– Какие уроки вы извлекли из этой Лиги чемпионов? Может быть, стоило «орубиниться» в одном из матчей с «Челси», сыграть в 10 человек в своей штрафной?
– Цепляться за очки в играх против «Челси» мы старались. Но мы не «Рубин», так не играли, не играем и не будем играть. Вот будет у «Спартака» другой тренер, он, возможно, станет так играть.
«УЙТИ СЕЙЧАС – ЗНАЧИТ СТРУСИТЬ»
– Давление на вас после этого матча, несомненно, увеличится. Как вы его переносите и чувствуете ли вообще это давление?
– Давление пока больше оказываю сам на себя. Телевизор не смотрю, радио практически не слушаю. Времени нет. Но если слушать и читать, что говорят, лучше, наверное, застрелиться, – смеется Карпин. – Больше, чем я сам, с меня никто не спросит.
– На пресс-конференции после матча вы сказали, что у вас есть претензии к самому себе.
– Претензии есть к себе не столько по конкретному матчу, сколько по всему сезону. Распространяться в прессе об этом не буду.
– Не задумываетесь о том, чтобы уйти в отставку и сосредоточиться на делах гендиректора? А тренером нанять другого?
– Нет. Если по ходу сезона это желание и возникало, то вот после последних матчей его нет. Уходить после таких матчей, как с «Марселем», – трусость. Если акционеры решат, что мне надо уйти, так, естественно, и будет. Но сам после таких матчей не уйду. Если образно, мы прижаты к канатам, но намерены дать сдачи.
– Вы не считаете, что Лига чемпионов показала необходимость усиливаться не двумя-тремя футболистами, а несколько большим числом?
– Вы говорите абстрактно, но давайте посмотрим на ситуацию конкретно. Если два-три новичка – мало, то, получается, надо брать пять-шесть? Но посмотрите на наших травмированных: восстановится Паршивлюк, выздоровеет Иванов, пройдет медобследование и подпишет контракт аргентинец Роха. Вернется из аренды Филипенко. Поправятся Алекс и Кирилл Комбаров, наберет форму Дринчич, вернутся из аренды Дзюба и Яковлев. То есть масштабного усиления пяти-шести позиций не требуется. Кроме того, я уже отмечал: рекомендую задуматься о том, кем из российских футболистов, учитывая существующий лимит на легионеров, мы могли бы усилиться.
– В сезоне осталось две игры, которые по большому счету не имеют особого турнирного значения. Для вас принципиально занять четвертое место в чемпионате, а в Лиге – повысить рейтинг России в таблице коэффициентов? Уйдут ли основные игроки в отпуск после заключительного матча чемпионата России?
– По первому вопросу – принципиально, постараемся выиграть матч и в чемпионате страны, и в Лиге чемпионов. В отпуск никто раньше срока не уйдет.
– КДК на своем заседании дисквалифицировал Пареху за удаление в матче с ЦСКА на три матча. То есть аргентинец пропустит 30-й тур этого чемпионата и два стартовых матча следующего.
– Будет подавать апелляцию. Да, Пареха сыграл жестко, грубо сбив Вагнера. Но Вагнер до этого провоцировал нашего защитника, а арбитр не реагировал. Кроме того, задумаемся о том, что произошло с Вагнером. Он получил тяжелую травму? Нет, доиграл матч, забил гол. То есть нет травмы, и, на мой взгляд, решение КДК чересчур жесткое.