Гайдаш: «Симферопольской Таврии нужны голы»
Александр Гайдаш, sctavriya.com Он — один из самых талантливых и мощных бомбардиров за историю крымского футбола. По крайней мере, именно Александру Гайдашу принадлежит рекорд по числу голов в высшем дивизионе Украины в составе "Таврии" — 86. Мячи он забивал на любой вкус, но симферопольские болельщики любят его не только за это. А за то, что, в какие бы места не забрасывала Александра судьба, рано или поздно он возвращался в команду из столицы Крыма…
— Александр, по футболу не скучаете? Чем заняты сейчас?
— Сильно соскучиться не успел. Последняя работа была в 2013 году в запорожском "Металлурге", где я возглавлял научную группу. Сейчас туда пришли люди со своим видением. Я в таких случаях стараюсь не мешать. Вообще по поводу своего будущего никогда сильно не волновался. Не получится в футболе — смогу найти себя где-то еще. Еще в советское время моя сестра работала в аэропорту в Жданове (нынешнем Мариуполе), откуда я родом. Когда-то существовал такой авиарейс — Донецк — Москва — Жданов — Москва — Донецк. Так вот, место бортпроводника на маршруте из Москвы в Жданов и из Жданова в Москву было свободным: все члены экипажа снабжали стюардессу или стюарда большим списком дефицитных вещей и продуктов, которые можно было купить только в столице. Мне нужно было срочно вылететь в Москву на сбор молодежной сборной, билетов не было, и сестра подсобила — устроила меня в самолет бортпроводником. Ничего, справился: ходил по салону, открывал для пассажиров бутылки с минеральной водой…
— Такой опыт оказался не единственным?
— Похожий случай был, когда из Москвы нужно было добраться в Киев. И я напросился на роль проводника в вагоне поезда — разносил чай, делал другую полагающуюся работу. Довелось поработать в своей жизни директором гостиницы, пробовал себя и в политике — баллотировался в депутаты симферопольского городского совета. Разве что если скажут, что на работе надо танцевать, то я, наверное, откажусь. Хотя никогда не говори "никогда"… Недавно теща сказала, что я неплохо танцую.
— В Интернете нет видеозаписей ваших голов. Вам не обидно?
— Нет, обида тут не причем. Это проблемы того времени, в котором я выступал. В 80-е-90-е у нас никто еще не имел представления об Интернете. Впрочем, что говорить, — у многих еще видеомагнитофонов тогда не было! Хотя, конечно, жаль. Вот будут у меня внуки и попросят: "Дедушка, а покажи голы, которые ты забивал!", а показать будет нечего…
— Запись какого гола попытаетесь найти в первую очередь, когда появится такая возможность?
— Наиболее часто вспоминаю мяч, забитый "Кузбассу" из Кемерово в рамках первой советской лиги. Пробил прямым ударом со штрафного — позиция была метрах в 40-ка от ворот, чуть по диагонали. Гол, помимо того, что был очень красивым, стал еще и победным! Симферопольские болельщики его до сих пор вспоминают.
— Как считаете, бомбардирами становятся или рождаются?
— Думаю, забивать голы — это врожденное качество. И оно дано далеко не всем футболистам. Я, допустим, с раннего детства играл в нападении и был довольно результативным форвардом… Покойный Анатолий Николаевич Заяев уже после того, как я закончил карьеру, часто говорил футболистам, промахнувшимся в очередном супермоменте: "А вот Гайдаш не бил — он забивал!" Фраза вроде бы абсурдная, но ее смысл понятен…
— Почему в последние несколько лет в "Таврии" не наблюдается ваших достойных последователей на бомбардирском поприще?
— Считаю, что шумиха вокруг многих современных футболистов искусственно раздувается благодаря средствам массовой информации… А последняя на самом деле боеспособная линия атаки в симферопольском клубе была еще во времена тренерства Михаила Фоменко — тогда раскрылись такие ребята, как Ковпак, Гоменюк, Идахор.
— Ваши сыновья Андрей и Евгений — оба тоже нападающие…
— Ну, младший уже закончил с футболом — вмешались травмы, появились и некоторые семейные проблемы. А вот Андрей потихоньку играет, но ему сейчас не хватает стабильности. Последним его коллективом был запорожский "Металлург". Сейчас поехал на сборы с другой командой. 16 января он отметил свое 25-летие — для футболиста уже зрелый возраст. Так что пусть старается, сам пробивает себе путь наверх.
— А в начале вашей карьеры были какие-то переломные моменты?
— Один из таких, несомненно, произошел в 1980 году. У меня было очень серьезное заболевание — ревматизм ног. С июня по декабрь пролежал в больнице. Казалось, что футболом после этого заниматься не смогу. Но в это время в ждановской школе №62, в которой я учился, был организован футбольный спецкласс. Его инициатором стал приехавший в город тренер Петр Шульман. Во время нашей встречи Петр Ефимович убедил меня, что занятия мне нужно продолжать, придумал различные упражнения на укрепление здоровья и мышц ног. С восьмого класса я продолжил регулярные тренировки на футбольном поле — к тому моменту уже выкинул свою медицинскую карточку… С тех пор никто не вспоминает про мою болезнь. Если не считать автомобильную аварию, которую пережил в достаточно зрелом возрасте, на здоровье никогда особо не жаловался.
— В 1984-м году вас вызвали в молодежную сборную СССР?
— Я тогда был футболистом "Шахтера", но я так и не сыграл в составе "молодежки" ни одного официального матча. Деревянному парню из Украины, которым я себя тогда считал, сложно было конкурировать с восходящими звездами, громко заявившими о себе позже в Москве, — Колывановым, Кирьяковым, Добровольским…
— Что запомнилось из пребывания в той сборной?
— Перед первой тренировкой в советской "молодежке" произошел такой случай. Мы жили в Москве в гостинице "Спорт", меня поселили с футболистом из Армении. Я ушел в соседний номер к ребятам-украинцам, а потом гляжу — до тренировки осталось всего ничего, нужно срочно переодеваться. Но армянин из моего номера уже собрался и ушел к автобусу. Дверь номера закрыта. Я недолго думая решил, что спускаться вниз за ключом будет слишком долго, и полез через окно. А там на секундочку — 13-й этаж!.. Слава Богу, все обошлось. Даже на тренировку успел. Но сейчас, когда вспоминаю эту историю, волосы дыбом встают — молодой был, мозгов мало…
— В донецком "Шахтере", будучи еще зеленым дублером, вы постигали уроки мастерства у таких признанных зубров, как Соколовский, Грачев. Было чему поучиться?
— Недавно Игорь Петров вспомнил ситуацию, которая случилась во время матча "Шахтера" с динамовцами Тбилиси: штатный на тот момент пенальтист донецкой команды Михаил Соколовский после назначения 11-метрового в ворота соперников сказал Петрову: "Я свою сотню голов уже забил. Теперь ты начинай свою сотню". И передал ему мяч. Так вот, Петров упустил в рассказе только одну вещь — тот самый пенальти заработал я! Причем, это было вообще мое первое появление в главной команде "Шахтера" — чуть ли не за минуту до того падения в штрафной я вышел на замену (улыбается).
— Рассказ об армейской службе — в киевском СКА и московском ЦСКА — опустим. А как вы оказались в "Таврии"?
— Я помню все в таких мельчайших подробностях, как будто это было недавно. 5 декабря 1988 года, когда мы с женой были в отпуске в Подмосковье, пришла телеграмма: "Придите на почту, по телефону вызывает Симферополь". Я был крайне удивлен — ведь ни одного знакомого в Симферополе у меня не было. Это оказался Анатолий Заяев, который и пригласил меня в "Таврию". На тот момент у меня уже было приглашение в Николаев, но окончательный выбор в пользу столицы Крыма сделал 27 декабря, когда за мной в Жданов прибыл … автобус из столицы Крыма. Этим "Икарусом" на следующий день мы с женой, которая была на девятом месяце беременности, на следующий день и отправились в Симферополь. Причем, на всякий случай с нами ехал и доктор, которого тоже отправил ко мне Заяев.
— Дар убеждения и проницательность Анатолия Николаевича не имели границ?
— Его умение находить и доставать игроков достойно отдельного рассказа. Он мог уговорить футболиста самыми разными методами, иногда шел на хитрости, как, например, в случае с Сергеем Шевченко. Ради него Заяеву удалось задержать вылет самолета из Ташкента в Симферополь.
— Много лет вы с Заяевым были вместе как тренер и подопечный. А когда поняли, что можете назвать Анатолия Николаевича своим другом?
— Пожалуй, в 2003-м. Мне было 36, и я еще был действующим футболистом. Анатолий Николаевич поднимал всю команду пораньше, вел ее на зарядку. Мне же делал определенные поблажки: я не любил рано вставать и рад был возможности выспаться (улыбается). Когда я закончил карьеру игрока, мы с Заяевым сели, поговорили, и он назначил меня начальником симферопольской команды. Я понимал, что Анатолий Николаевич готовит меня к роли главного тренера, хочет видеть своим преемником. Но в 2004-м году у клуба сменились инвесторы, мы покинули "Таврию" одновременно с ним. Это только укрепило нашу дружбу. Благодарен судьбе за то, что в последние 10 лет жизни Заяева сумел многое у него перенять.
— Именно благодаря Заяеву в 1991 году состоялся первый в истории "Таврии" зарубежный трансфер — вы отправились в турецкий "Сарыерспор". Правда, не прошло и года, как вернулись обратно. Однако единственное на данный момент чемпионство крымчан прошло мимо вас …
— Один мой друг — известный крымский журналист — шутит, что "Таврия" два раза была чемпионом — в первый раз и в последний (смеется). А если говорить серьезно, то Заяев, к примеру, искренне считал, что я поспособствовал золоту 1992 года, хотя в том сезоне меня в команде и не было. Суть в следующем. В Турцию в конце 1991-го года мы отправились с Анатолием Николаевичем вместе. "Сарыерспор" — клуб не богатый, но все же готов был заплатить за меня 200 тысяч долларов. Заяев отказался от "живых" денег и договорился, чтобы вместо этого "Таврии" обеспечили на следующий год два полноценных турецких тренировочных сбора, с суточными, плюс новый комплект обмундирования. По мнению Анатолия Николаевича, все это в комплексе дало следующим летом известный всем результат.
— У вас теперь немало свободного времени. Как его проводите?
— Я больше всего на свете люблю собак! Сейчас у меня два пса. Согласен с утверждением, что человек предать может, а собаки — никогда. Эти четвероногие друзья в моей жизни значат очень многое. Когда после какой-то поездки подхожу к воротам дома — сразу раздается радостный визг!..
— Вы лучший бомбардир "Таврии" в высшей лиге за всю историю. Как думаете, в ближайшем будущем обновить рекорд кому-то удастся?
— Ничего вечного нет. И рано или поздно это случится. Я хочу, чтобы это произошло как можно скорее. "Таврии" нужны голы!
Досье СК "Таврия"
Александр Николаевич Гайдаш.
Нападающий. Родился 7 августа 1967 года в Жданове. Выступал за команды: "Новатор" (Жданов), "Шахтер" (Донецк), СКА (Киев), ЦСКА (Москва), "Сарыер" (Турция), "Маккаби" (Герцлия, Израиль), "Маккаби" (Явне, Израиль), "Металлург" (Мариуполь). За "Таврию" играл с 1989 по 2003 годы (с перерывами). Провел за симферопольский клуб 331 матч, забил 137 голов: чемпионат СССР — 113 (51), чемпионат Украины — 218 (86). Второй бомбардир "Таврии" за всю историю, лучший снайпер команды в чемпионатах Украины. В национальном первенстве страны всего провел 259 матчей, стал автором 95 мячей. Провел 2 игры за национальную сборную Украины. Заслуженный работник физкультуры и спорта АР Крым. Тренировал команды: "Ялос" (Ялта), "Крымтеплица" (Молодежное), "Феникс-Ильичевец" (Калинино).
Юрий Трохимчук, "Команда"