Лучшее−2013. Как Рики Ламберт спасал английский футбол
Фото - getty images 19 лет: свекольная фабрика. 20 лет: контракт с «Маклсфилдом». 22 года: дебют в третьем дивизионе за «Стокпорт». 29 лет: прорыв в чемпионшип с «Саутгемптоном». 30 лет: премьер-лига. 31 год: гол в дебютном матче за сборную Англии.
Историю Рики Ламберта сложно назвать уникальной – любой завалящий киносценарист написал несколько сюжетов, где парень из соседнего двора сидит на воде и хлебе, прозябает на черновых работах, а потом, сжав кулаки и закусив губу, добирается до самых вершин. Жизнь использует эти сюжеты не реже режиссеров: параллельно с Ламбертом из английских подвалов к свету выбирался Грант Холт, начинавший с работы в автосервисе и тоже забивавший во всех четырех дивизионах. Похожую карьеру построили Мичу и, скажем, Алексей Сапогов – пусть даже реальную концовку этого сюжета вряд ли бы кто-то смог сочинить.
Уникальной историю Ламберта сделали декорации. Давайте оставим споры о том, является ли английская премьер-лига самым зрелищным чемпионатом мира (подсказка: нет). В любом случае, она остается самым богатым, самым резонансным, в конечном счете, самым важным турниром. Но этот статус никогда прежде не был так сильно оттенен потерей национальной футбольной идентичности – точнее, ее постепенным размыванием. Англия уже не уверена, что ей нужно растить своих футболистов, потому что за шоу в АПЛ давно отвечают легионеры. Англия уже не знает, стоит ли ей всем сердцем болеть за свою сборную – команду, которая едет на чемпионат мира с задачей «не опозориться».
После того, как потускнело «золотое поколение», английских игроков все сложнее представить в виде ролевых моделей. Более того, молодежи приходится равняться на испанцев, немцев, бразильцев – тех, кто лучше играет в футбол прямо сейчас или играл всегда. Джеку Уилшеру ставят в пример Хави или даже Давида Сильву; центральных защитников просят играть, как Бонуччи и Кьеллини – и ни в коем случае не как Джон Терри; даже Уэйн Руни, все еще самый талантливый футболист своей страны, считается человеком, который уже вряд ли реализуется до конца – в первую очередь из-за сложного характера. Нынешнее время безжалостно к английским игрокам. Грубо говоря, оно требует от них перестать быть английскими.
Но Рики Ламберту как-то удалось обмануть время – возможно, потому, что он научился не обращать на него внимания. Он провел семь лет в подвале футбольной лиги. Он забивал двадцать голов за сезон для того, чтобы перейти из «Рочдейла» в «Бристоль Роверс». Тридцать – чтобы перейти из «Бристоля» в «Саутгемптон» и первым делом услышать от тренера: «Парень, да у тебя лишний вес». Ламберту не нужно было сверять развитие своей карьеры с мировыми футбольными тенденциями, потому что вся его карьера следовала одной тенденции – забивать голы.
В то время как английский футбол сдавал позиции, умение Ламберта как будто не поддавалось инфляции. Двадцать семь голов в чемпионшипе? Окей, пусть повторит это в премьер-лиге! Первым соперником вернувшегося в высший дивизион «Саутгемптона» был «Манчестер Сити» – и Ламберт забил чемпионам через пять минут после выхода на замену. Второй гол влетел в ворота «Манчестер Юнайтед». Рики забивал «Челси», «Ливерпулю» и «Тоттенхэму», а за полтора сезона наколотил 21 мяч – столько же, сколько Уэйн Руни; больше, чем любой другой английский футболист.
Когда «Саутгемптон» приглашал Почеттино и покупал Освальдо, это взволновало многих, но не Ламберта. Он научился играть нападающего в оттяжке и отдал 10 голевых передач. Он использовал мощь, когда ему не хватало скорости, и уничтожал лучших защитников премьер-лиге в воздухе вместо того, чтобы обыгрывать их на земле. Он забил пять мячей головой, а еще три положил со штрафных, окончательно разбивая стереотип о собственной игровой ограниченности. Да, у людей были стереотипы – неудивительно, ведь предыдущими лучшими бомбардирами чемпионшипа были Дэнни Грэм, Силвен Эбанкс-Блейк и Джейми Кьюртон (нет, не только вы не помните этого игрока).
«Мне нравится, что Ламберта не нужно мотивировать», сказал Рой Ходжсон после пары тренировок Рики со сборной Англии. Ему не нужно было объяснять, для чего он выходит на замену в матче с Шотландией (чтобы забить победный гол). Ему не нужно было объяснять, как играть с первых минут в матче с Молдавией (гол и две голевые передачи). Ламберт был готов ко всему – не потому, что он суперфутболист вроде Месси и Роналду, которым действительно все равно, с кем играть, а потому что делал так всю жизнь. Выходи. Бегай. Забивай. Иди домой. Не думай, что ты особенный.
В этой простоте, этом линейном развитии событий скрыто чуть больше, чем требуется для успеха отдельно взятой карьеры. Это из-за Ламберта «Саутгемптон» продолжает оставаться самой английской командой премьер-лиги. Это его пример – а не Таунсенда или Уэлбека – будет вдохновлять то большинство английских игроков, которым нужно пробиваться трудом и потом. Пусть сам Ламберт остановился в паре шагов от того, чтобы стать звездой, надеждой нации, основным форвардом сборной. Пусть даже он не сделает этих шагов. Но он пробрался сквозь все эти бесконечные дивизионы туда, где его никто не ждал, где ему не было положено находиться – и это не только его личная история. Это история английского футбола, в котором всегда было больше старания и самоотверженности, чем таланта и божьей искры, а великими становились игроки, которым хватало ума приложить первое ко второму. Рики Ламберт показал, как. Осталось дождаться тех, кто.
Иван Калашников