Атаманенко: «Реальная перспектива Донбасс Арены — Евро−2020»
Донецкий стадион меняется постоянно, хотя не все эти изменения и видны со стороны. О настоящем и будущем «Донбасс Арены» terrikon.com беседует с ее генеральным директором Александром Атаманенко.
В кабинете Александра Атаманенко хочется поселиться навсегда. Одна из стен – сплошное застекленное окно, и вся «Донбасс Арена» – как на ладони. Тут же – галерея из лучших стадионов мира. Среди них – тот, которым уже четыре года руководит Атаманенко. Разумеется, донецкая арена – на первом месте.
- Александр, с тех пор, как «Донбасс Арена» вступила в строй, прошло уже достаточно времени. В мире построено несколько новых больших стадионов. Как мы выглядим на их фоне?
- Я бы не сравнивал, потому что, знаете, здесь трудно оставаться в рамках объективности. Для оператора этого стадиона и для клуба, который на нем играет, его дом будет самым лучшим. И для болельщиков домашняя арена будет самой лучшей. Нет таких четких критериев оценки, чтобы можно было сказать: этот стадион на первом месте, этот — на втором, как в таблице чемпионата. Каждый стадион соответствует, с одной стороны, особенностям и требованиям, которые предъявляет УЕФА к классу «элит», с другой стороны, каждый стадион чем-то уникален. Важно понимать, что в методике оценке успешности стадиона УЕФА есть два фактора: инфраструктура и качество управления. Эти два параметра в итоге образуют хороший стадион как объект, который принимает матчи, отвечает за безопасность болельщиков, за их комфорт, сервис и так далее.
- Но время идет, технологии развиваются. И ваши коллеги получают возможность при строительстве новых арен внедрять то, что вам было еще недоступно в 2009 году, потому что еще не было изобретено…
- В проектировании многих систем на «Донбасс-Арене» мы старались немного заглянуть в будущее. Наш проект начинался с изучения лучших на тот момент европейских практик. Затем стояла задача адаптировать эти практики под украинские реалии. Если говорить о технологиях, то мы старались не только изучить все лучшее на тот момент в Европе и в мире, но и спрогнозировать, что может появиться в ближайшем будущем. К примеру, IT-сервис «Донбасс-Арены» мы ранжировали на три приоритета: то, что крайне важно было внедрить к моменту открытия стадиона (это был наш стартовый минимум), потом — сервисы, которые должны были появиться у нас после двух-трех сезонов эксплуатации, и, наконец, более далекая перспектива. Наша сеть спроектирована таким образом, что, когда появляется нечто новое, мы добавляем новинку к уже существующей инфраструктуре. Одним словом, мы не стоим на месте. Наверное, многие обратили внимание, что после открытия «Донбасс Арены» появились какие-то новшества. К примеру, то, что очевидно для болельщиков — система инфракрасного обогрева. Еще пример, развитие и модернизация тв-инфраструктуры стадиона, которая позволяет телевизионщикам качественно осуществлять трансляции матчей, и на сегодняшний день все бродкастеры высоко оценивают уровень тв-инфраструктуры нашего стадиона. Но вообще, я не считаю, что за это время в мире появились какие-то революционные технологии, об отсутствии которых стоит жалеть. По сей день «Донбасс-Арена» является технологически передовым стадионом, что неоднократно отмечает УЕФА.
- И все же, поскольку развитие не прекращается – какие технологические новинки увидят болельщики в ближайшем будущем?
- Есть несколько технологий, которые сейчас находятся в стадии разработки и тестирования. Прежде всего, это относится к LED-технологиям освещения поля. Нам демонстрировались системы компании Philips в Эйндховене — действительно, очень хорошие возможности! Во-первых, с точки зрения энергосбережения, во-вторых, отсутствие времени, необходимого на розжиг, они моментально включаются, в-третьих, вы можете добавлять элементы шоу в предматчевое время. Вы можете регулировать уровень освещенности или оставлять освещенными только какие-то определенные участки поля. Появляются и другие вещи. Например, технология, позволяющая предоставлять WiFi покрытие в чаше стадиона совершенно другого качества, которое позволит пропускать через сеть хороший видеопоток. Мы стараемся постоянно отслеживать, что новенькое появляется или появится в ближайшее время, и анализируем возможность применения новинок на «Донбасс-Арене».
- Когда «Донбасс Арена» дозреет до финального матча еврокубка?
- Более реальная перспектива для нас – Евро-2020. Это гораздо лучше для болельщика, чем один финальный матч, если нам удастся завоевать право на проведение матчей по тому пакету, на который мы претендуем: групповой этап плюс четвертьфинал. Надеюсь, в сентябре следующего года, когда УЕФА будет определяться, у нас появятся хорошие новости и для Украины, и для Донецка, и для футбольного клуба «Шахтер», и для «Донбасс-Арены». И уже исходя из того, какое решение будет принято, мы будем смотреть, предпринимать ли какие-то шаги в отношении проведения финала еврокубка — Лиги Европы или Суперкубка Европы, поскольку вместимость «Донбасс Арены» не позволяет ей претендовать на финал Лиги чемпионов.
- То есть, если нам дадут финал Лиги Европы, то не дадут Евро-2020?
- Я думаю, УЕФА будет выбирать — или то, или это. В любом случае, перспективы у нас очень хорошие, учитывая инфраструктуру, которая была возведена в городе к Евро-2012, спортивную инфраструктуру, которая существовала, «Донбасс-Арену», тренировочные базы «Шахтера» и «Металлурга», а также очень успешный опыт приема Евро-2012 в Донецке.
- Когда речь заходит о Евро-2012, вспоминается дикий ливень на матче Украина-Франция, и то, с каким блеском вышла «Донбасс Арена» из этой ситуации. Наверное, этот час, когда бушевала стихия, стал для вас самым тяжелым в жизни?
- Самое главное, и это отмечали все — праздник футбола на «Донбасс Арене» не прекратился. В тот момент, когда гости ушли с трибун в подтрибунное пространство, мы смогли обновить и пополнить все запасы фастфудов, то есть мы удержали атмосферу футбольного праздника, болельщики остались довольны, что было видно по тем видео, которые выкладывались в YouTube и многочисленным отзывам в интернете. А за пределами «Донбасс Арены» было довольно-таки опасно. Дождь на стадионе попал во все новости, но многие не увидели того, что происходило в тот момент снаружи. Был настолько сильный ветер, что валились деревья в парке, летали по ветру огромные мусорные контейнеры, валилось дополнительное ограждение, которое установили перед матчем. Мы в определенный момент вынуждены были эвакуировать в зону турникетов персонал, который работал на наружном периметре. И в тот момент у нас очень оперативно работал наш контрол-рум, откуда мы управляем всеми нашими мероприятиями. Впервые за историю «Донбасс Арены» (и я надеюсь, в последний раз) у нас было кризисное совещание, на которое пришли все представители УЕФА. Да, в этот час было очень тяжело. Но на следующий день, когда мы получили благодарственное письмо от господина Платини, поняли, что работу выполнили очень хорошо и позволили болельщикам получить яркие эмоции от посещения матча и не допустить инцидентов. Вот это удовлетворение и полученный опыт было главным, что осталось от того матча.
- Наверное, если бы вас попросили назвать самое плохое переживание за вашу четырехлетнюю карьеру директора «Донбасс Арены» – хуже этого урагана ничего не вспомнилось бы?
- Хорошее запоминается больше. Для меня каждый матч, когда звучит гимн «Шахтера», когда ты видишь заполненную «Донбасс-Арену» – это незабываемые эмоции, и ради них хочется работать, это в действительности очень классное ощущение. А плохого нечего и вспомнить. Да, бывали трудные ситуации, но мы всегда выходили из них с честью. И они тоже становятся позитивным опытом, потому что показывают, насколько качественно функционирует стадион, все его службы и насколько слаженно и профессионально работает его команда.
- В начале истории «Донбасс-Арены» много говорили о магии «Донбасс-Арены», которая обеспечивала «Шахтеру» сплошные победы…
- Почему – «была»?
- Ну, команда ведь уже проигрывала здесь, играла вничью…
- Я думаю, магия осталась. Она как раз в той атмосфере, которая у нас на трибунах есть всегда. Пройдет время и культура боления на нашем стадионе станет еще более качественной, появятся новые поколения болельщиков – магия «Донбасс Арены» станет еще сильнее. И она всегда будет работать на «Шахтер».
- Если уж зашла речь о мистике, давайте вспомним о другой легенде, со знаком минус. Болельщики сборной Украины из других городов говорят о «проклятии» «Донбасс Арены». В самом деле, наша сборная никак не может здесь выиграть…
- Я вообще не сторонник мистики. Мне кажется, что полная «Донбасс-Арена» будет гнать вперед к победе любую команду. Просто в футболе есть еще и элемент удачи. Вот в ситуации со сборной у нас не присутствовала пока удача. Нужно пробовать и играть с максимальной отдачей. Я уверен, наш стадион может принести не одну победу сборной Украины!
- Многие футбольные деятели самого высокого уровня рассыпались в комплиментах «Донбасс Арене». Какой из этих отзывов вам запомнился больше всего?
- Недавно в Варшаве проходила ежегодная конференция под эгидой УЕФА и Евросоюза. Нам было очень приятно, что «Донбасс Арена» попала в число стадионов, которые могут служить примером для подражания в плане организации мероприятий, обеспечения безопасности, предоставления сервиса, управления персоналом и так далее. Второй момент, который показывает, что «Донбасс-Арена» — лидер в своей индустрии, это количество визитов тех, кто проектирует и строит стадионы. Прежде всего, это российские клубы и стадионы, где в преддверии чемпионата мира-2018 идет много проектов по стадионам. Приезжали делегации из Франции, Турции и других стран. Ну, и третий момент, который показывает, насколько «Донбасс-Арена» хороша – реакция всех европейских клубов, которые приезжали сюда в рамках игр Лиги чемпионов. Игроки приезжают на предматчевую тренировку, и сначала фотографируют трибуны, стадион, и потом уже выходят на поле тренироваться. И, конечно, менеджмент этих клубов говорит массу позитивных отзывов.
- А самая запоминающаяся фраза?
- Еще раз отмечу слова благодарности Президента УЕФА Мишеля Платини, после матча Украина-Франция на Евро-2012. Это, наверное, самая важная оценка. Для меня осталось в памяти высказывание Арсена Венгера о том, что у нас газон не хуже, чем на их стадионе в Англии. Это было очень приятно услышать! Во-первых, у «Арсенала» на «Эмирейтс» газон считается эталонным, не один раз был удостоен звания лучшего газона английской Премьерлиги. Во-вторых, у нас гораздо более суровые природные условия для ухода за газоном, и комплимент Венгера, тем самым, вдвойне ценен.
- В начале существования «Донбасс Арены» говорили о том, что она может стать популярной концертной площадкой. Даже пытались вычислять, как быстро сюда приедет Мадонна. Но эта линия деятельности стадиона как-то не получила развития…
- Звезды предпочитают столицу, которая для них более привлекательна для проведения концертов. Я рад, что Донецк видел таких мировых звезд, как Бейонсе, Риана в рамках гранд-шоу на открытии и во время церемонии празднования 75-летия клуба. Проходили также концерты со звездами уровня поменьше. Повторюсь, большого интереса мега звезд и компаний-промоутеров к проведению концертов в Донецке, к сожалению, не наблюдается.
- Можете ли вы сказать о себе: «Я счастливый человек, потому что я – генеральный директор «Донбасс-Арены»?
- Я могу сказать даже больше. Когда ты любишь то, что ты делаешь, в независимости от того, в каких сложных условиях приходится работать и насколько много тебе приходится работать, работа делает тебя счастливым. Я среди друзей шучу, что у меня два ребенка: одна девочка и зовут ее «Донбасс-Арена» и второй сын и зовут его Никита. И я больше времени провожу с дочерью, чем с сыном. В свое время, когда мы готовились к открытию «Донбасс-Арены», президент клуба сказал мне, что такое событие бывает раз в жизни. Я счастливый человек, потому что у меня таких событий было уже несколько – два грандиозных шоу мирового уровня, затем – Евро-2012… Мне очень приятно, что в свое время выбор клуба пал не на иностранного, а на украинского управляющего. И я рад, что могу быть полезным клубу и всем его болельщикам. Рад, что у меня есть возможность развивать «Донбасс Арену» с каждым годом.