Игорь Литовка: «Примером для меня всегда был Шовковский»
Фото - ФК Севастополь Амбициозный и требовательный, оптимистичный и сдержанный, вратарь Севастополя Игорь Литовка – человек, который знает цену успехам и неудачам, и который понимает, что только тяжелая работа и самопожертвование - главные ключи к решению стоящих перед ним задач. Легендарный советский голкипер Виктор Банников как-то сказал, что только тот вратарь по-настоящему хорош, который умеет принимать мяч просто и незаметно. Это трудно, но в этом изюминка. К тому же, кипер должен быть обязательно смелым. Дрогнешь хоть в одном эпизоде, так и останешься трусом, а без смелости в воротах делать нечего. Ты первый номер и последняя надежда команды. В остальном же вратари совершенно обычные люди, со своими сильными сторонами и недостатками, которые, как известно, нередко являются продолжением достоинств. Такой же, обычный человек, и наш герой, который вот уже пять лет верой и правдой служит любимому клубу. Вместе с Севастополем вратарь прошел радость побед, как то было после выхода в Премьер-лигу, и горечь поражений, о которых вратарь старается не вспоминать. Я пообщался с Игорем через день после несостоявшегося матча севастопольцев в Николаеве, и как раз с насущных проблем украинского футбола завязался наш разговор.
«Голкипера нашей команды покусала собака и я стал в ворота…»
Игорь, каково это набирать три очка без игры?
Признаться честно, в моей карьере такое впервые. Неприятно, что Николаев оказался в такой ситуации, ведь там у меня много друзей. Очень жаль, что у них сейчас вот так складываются дела. Для нас же это обычные три очка, ведь мы готовились к матчу в Николаеве так, как и к любому другому поединку.
Как относитесь к тому, что такие команды как Оболонь, Арсенал, Николаев на грани существования?
Что тут скажешь, ситуация очень печальная. Тот же Арсенал еще в прошлом сезоне был на ведущих позициях в Первой лиге. Оболонь не один сезон выступала в Премьер-лиге. Всегда неприятно удивляешься, когда такие команды попадают в такие ситуации.
Ну, а Вы на работу всегда идете с удовольствием?
А как же! Это ведь моя любимая работа! (смеется) Всегда с удовольствием занимаюсь футболом. Бывает, правда, иногда на сборах посещают разные мысли, но когда выходишь на поле, все сразу улетучивается, и ты полностью отдаешься любимому делу.
Бывало, что просыпали?
Слава Богу, конкретно так еще ни разу не просыпал, хотя и встаю всегда по будильнику. Было недавно, что приехал на сборы почти впритык, опоздал на две минуты. Обычно же, стараюсь не опаздывать, ведь платить потом штраф не очень хочется (улыбается).
Давайте перенесемся в Ваше детство. Как футбол стал частью Вашей жизни?
Мне папа рассказывал, что когда в детстве он бросал мне мяч, я вообще никак не реагировал. Если бы кто-то ему тогда сказал, что я стану вратарем, он бы никогда не поверил (смеется). Сначала я походил немного на карате, и лишь потом решил с другом записаться на футбол. Поначалу играл в поле, но в один день, когда нашего вратаря покусала собака, меня поставили на рамку. В итоге, с этого все и началось…
Ух ты, незнакомая собака повлияла на Вашу судьбу!:) А кто был Вашим первым тренером?
В детской школе тренировал всех, в том числе и вратарей, Геннадий Викторович Лысенко. Мне, правда, он уделял не так много времени, как полевым игрокам, но у него я многому научился. Некоторое время со мной работал также Сергей Георгиевич Кириенко, который, к сожалению, уже не с нами. Это бывший вратарь никопольского Колоса, и на то время он считался хорошим специалистом в нашем регионе.
Какова роль тренера в формировании вратаря?
На начальных этапах, еще в детстве, когда ты только получаешь первые азы, тренер становится очень важным звеном в формировании вратаря. Мне в этом плане было тяжелее, ведь я начал осваивать вратарское мастерство позже.
Почему решили все-таки остаться тогда голкипером?
Случилась такая ситуация, что меня поставили на ворота, и мне понравилось. Были успехи именно в игре на воротах. Бывало, конечно, что приходил домой после того, как команда проиграла, еще и тренер выругал, и хотелось закончить с футболом. Помню, психовал сильно, расстраивался, но родители всегда подбадривали. Они говорили, что у меня все получится. Их вера мне очень помогла!
То есть родители хотели, чтобы Вы стали футболистом?
Да, и мама, и папа всегда меня поддерживали и переживали за меня. Они и сейчас не пропускают ни одного матча. Если игру не показывают по телевизору, то следят за текстовой трансляцией. Иногда бывает даже сестра смотрит матч и по телефону комментирует для родителей все происходящее на поле (улыбается).
В школу ходили через не могу?
Ну, как сказать (улыбается). Помню, мама купит новые туфли, а мне кеды лень с собой положить, вот и убивал эти туфли после уроков на стадионе (смеется). Мог часа три бегать, а потом выслушивал дома от мамы. А вообще, школу закончил без троек, за что огромное спасибо маме, кстати. Она меня держала под жестким контролем и не давала расслабиться.
Считаете, есть польза футболу от школы?
Думаю, польза есть, ведь школа развивает человека, воспитывает в нем личность, и это, несомненно, помогает и в футболе.
Кто был для Вас образцом голкипера?
Образцом был и есть Александр Шовковский! Мне он понравился еще по матчу со Спартаком в Лиге чемпионов, и с тех пор я начал следить за его карьерой.
Общались с ним?
Один раз, когда мы играли в Киеве против Динамо, он подошел и пожелал мне удачи. А так, особо мы не общались с ним.
«Мне было все равно против кого играть, хоть против Реала!»
Как Вы оказались в Севастополе?
Получилось так, что Севастополь приехал на сборы ко мне домой, в родной город Никополь, а я тогда играл за местную команду. В той игре у крымчан как раз сломался вратарь, а я вышел против них во втором тайме, сыграл неплохо. Уже после матча мне позвонил тренер вратарей севастопольцев Игорь Леонидович Чечеткин и пригласил попробовать свои силы в профессиональном футболе. Я, конечно же, согласился. Непривычно было поначалу, но потом я быстро втянулся.
Долгое время Вы были запасным вратарем и даже уходили в аренду в Таврию. Не посещало желание сменить команду?
Понимаете, это был мой первый профессиональный контракт, и я как до сих пор помню, когда еще на старом стадионе болельщики пели гимн. Я как-то привязался к этому городу, к команде, к болельщикам, и получилось так, что я вернулся и остался в Севастополе. Хотя в свое время меня брали в Таврию под первую команду, даже сборы проходил с основой, но играл потом за дубль. Но все-таки я хотел играть в Севастополе.
Наверное, каждый выходец из Второй лиги мечтает сыграть в элите против лучших команд страны. Дебютный матч в Премьер-лиге помните?
Да-а-а, это был предпоследний матч чемпионата перед зимним перерывом, когда мы играли против Арсенала. Помню, нам оставалось сыграть в первой части сезона четыре встречи против Зари, Металлиста, Арсенала и Динамо, а ко мне подошел тренер и сказал, что в каком-то из этих поединков я выйду. Вот я сидел и гадал, когда это случится (улыбается). Выбор пал на «канониров», и меня выпустили во втором тайме, когда Севастополь уже горел 0:2. Бросили под «пушки», что называется. Однако, если честно, мне в тот момент было все равно против кого играть, хоть против Реала! Безумно хотелось сыграть в Премьер-лиге! В итоге, после моего выхода Севастополь больше в этом матче не пропустил. Дебют получился «сухим» (улыбается).
Получается, Вас обманули, когда говорили об одном матче. Многие украинские болельщики запомнили Вас по следующему матчу против Динамо, когда Вы отбили два пенальти…
Это был приятный обман! (смеется) Не передать тех чувств, когда стоишь в подтрибунном помещении, и мимо тебя проходят те, на которых ты постоянно смотришь по телевизору. Сразу появляется какой-то мандраж, а на поле все так быстро происходит, что порой даже сложно уследить. Уже после пропущенного мяча немного успокоился и далее потихоньку, потихоньку…
Потихоньку отбили два пенальти от Милевского и Еременко... В одном из интервью Вы сказали, что на такой подвиг Вас вдохновил Шовковский…
Он стал для меня примером. Всегда наблюдал за тем, как он справляется с пенальти, и пытался что-то для себя подчеркивать.
Но весной не играл, почему?
Наверное, не выдержал конкуренции. Пришел новый тренер с новым видением ситуации в команде, и в его планах я не был первым номером. К тому же, Севастополь тогда пополнился опытным вратарем сборной Беларуси Сергеем Веремко, и конкурировать с ним было очень сложно. Могу сказать, что Веремко – хороший человек, очень приятный в общении, и для меня работа с ним в одной команде стала бесценным опытом. Я стараюсь всегда что-то брать для себя в общении с такими людьми.
На Ваш взгляд, является ли показателем мастерства вратаря количество отраженных им пенальти?
Я считаю, что у каждого вратаря есть свои сильные стороны. Кто-то может быть мастером пенальти, а кто-то непревзойденно играть на выходах. Не стоит оценивать голкипера только по одному критерию, ведь здесь также многое зависит от психологии, от того, как вратарь чувствует ситуацию.
Вы реагируете по удару или стараетесь угадать направление полета мяча?
Правая нога – правый угол. Зачем все осложнять и мудрить что-то лишнее? (смеется)
Считаете не забитые пенальти в свои ворота?
Нет, такой статистики не веду. Разве что в прошлом сезоне считал ради интереса количество «сухих» матчей. А так, обычно, отбитые пенальти всегда запоминаются, особенно, если при этом ты помог своей команде победить. Например, надолго в моей памяти останется отбитый на 94-й минуте пенальти в Белой Церкви, когда Севастополь выиграл у местного Арсенала.
Игра на выходах и игра на линии – два ключевых компонента в игре каждого вратаря. Что вам дается хуже, а что лучше?
На этот вопрос пусть лучше отвечают эксперты. Я считаю, что вратарь должен уметь все: и на выходах уверенно играть, и на линии, и ногами, и пенальти уметь отбивать. Я стараюсь работать над всеми аспектами вратарской игры, и изо дня в день только усовершенствовать свое мастерство.
Удар какого игрока тяжелее парировать: того, что бьет на силу, или того, что на точность?
Тяжело сравнивать, каждый из ударов по-своему опасен для вратаря. Но мне кажется, что лучше пусть нападающие бьют на точность, нежели на силу. А то, бывает, зайдет в штрафную и как ляснет, лишь бы посильнее, а вратарю потом пальцы в обратную сторону вставлять.
Когда последний раз Вас так обижали?
Та вот пару дней назад на тренировке большой палец выбили, до сих пор болит. У меня вообще, если посмотреть, то все пальцы в разные стороны смотрят (смеется).
И кто же виновник?
Федорив приложился.
А вообще у кого в Севастополе самый сильный удар?
У Данишевского! Я тут даже долго думать не стал (улыбается).
«Суеверным человеком меня сделала мама»
Приметы для вратаря – особый ритуал. Считаете ли Вы себя суеверным человеком?
Считаю, причем, на все эти суеверия меня подсадила еще в детстве мама. Например, на поле выхожу с правой ноги, первой одеваю именно правую перчатку, а когда начинается матч, стою на линии ворот.
Когда кипер пропускает между ног, это обязательно стыдно?
Всякие бывают ситуации. Если просто не успел сложить ноги, а удар был сильным и в то же время коварным, то это одно дело. Когда же мяч к тебе ели катиться, и ты по глупой случайности допускаешь ошибку, то здесь, конечно же, стыдно. Иногда на тренировках ребята могут притравить, когда пропускаю такие мячи (улыбается).
Самый нелепый пропущенный гол в карьере?
Если честно, стараюсь не вспоминать о таких голах, ведь они случаются, когда ты хотя бы на малую долю секунды теряешь концентрацию. Бывает даже не важно, какая погода и какое состояние поля, главное – ни в коем случае не терять концентрацию.
Перекладины и штанги ваши друзья или враги?
Тоже ситуации разные бывают. Иногда могут помочь, а иногда кажется, что вот-вот и отбил, а оно предательские от штанги или перекладины залетает. Правда, в моем случае все-таки больше друзья, не раз они выручали меня (улыбается).
Вратарю неведомо чувство страха?
Чувство страха ведомо всем. Тем не менее, как говорят, вратари – это отдельная раса, а посему они должны быть более бесстрашны. Если чувство страха преобладает над тобой, то выручить свою команду, прыгнув в ноги нападающему, например, ты попросту не сможешь.
Но ведь посещают какие-то мысли, когда видите ужасные травмы голкиперов?
Посещают в первую очередь нехорошие мысли в адрес тех игроков, которые наносят такие травмы. Видно же, что нападающий не успевает к мячу, но все равно идет до конца и, быть может, неумышленно, но наносит травму голкиперу. Бог миловал, в моей карьере не было таких случаев, максимум синяки и ссадины.
Наверное, стрессам вратари подвержены чаще, чем полевые игроки?
Вратарь должен быть психологически устойчив на порядок больше, нежели любой полевой игрок. Ты можешь весь матч тянуть все подряд, а потом запустить «дурака», и как раз эта единственная ошибка будет обсуждаться потом в прессе. А «доброжелателей» ведь у нас хватает… Люди ни разу не играли в футбол, зато раздают столько советов, что любой эксперт позавидует. После хороших матчей иногда захожу в интернет, читаю отзывы. После неудачных игр отзывы о себе стараюсь не читать, ведь у нас только дай повод покритиковать…
Как снимаете напряжение после тяжелых матчей?
После победных матчей можем на следующий день, когда у нас выходной, собраться с ребятами. Люблю также проводить время в компании близких друзей. Например, когда играли недалеко от дома, в Запорожье и в Днепродзержинске, была возможность съездить домой. Отдых в кругу семьи лучше всего снимает напряжение.
Кого из футболистов Севастополя можете назвать своими лучшими друзьями?
Дружу с Ромой Мачуленко, Сашей Караваевым, Вовой Танчиком, с Данишевским постоянно в комнате живу. Также хорошим другом считаю Андрея Киву, наши родители даже дружат.
Кстати, Владимир Танчик не любит автомобилей и ездит на маршрутках. Вы передвигаетесь по городу на своих колесах?
Да, прошлым летом насобирал, к счастью, на машину и вожу таких как Танчик (смеется). Когда жили в одном доме, то постоянно его подвозил, а сейчас даже не знаю, как он добирается на базу (улыбается).
«Моя цель – стать вратарем Премьер-лиги!»
За время Вашей карьеры в Севастополе клуб сменил несколько тренеров. С кем Вам работалось лучше всего?
Каждый тренер был по-своему уникальным и высококвалифицированным специалистом. Не могу выделить кого-то одного. Очень благодарен Игорю Чечеткину за то, что позвал меня в Севастополь. Также благодарен нынешнему тренеру вратарей команды Вячеславу Кернозенко. Скажу, что от каждого я почерпнул что-то нужное для себя, и каждый тренер тем или иным способом повлиял на мое становление как вратаря.
В одном из интервью Ангел Червенков очень хорошо о тебе отзывался, хотя ты при нем не играл. Что скажешь?
Я с пониманием относился к решению тренера. Это специалист с большой буквы, хорошего европейского уровня, и у меня остались только хорошие воспоминания после работы с ним.
Чем нынешний наставник команды Олег Кононов отличается от других?
У нас в команде железная дисциплина. Кононов выводит Севастополь на уровень европейских команд, что проявляется в построении тренировочного процесса. У нас полностью расписана неделя по графику: знаем, когда тренировки, а когда выходные. Хочу отметить, что такой же подход наблюдался при Ангеле Червенкове.
Сколько минут Олег Георгиевич дает установку перед игрой?
Где-то минут 20-25. Это происходит за три часа до начала матча, когда тренер называет состав на игру и, быть может, еще раз проходится по главным аспектам предстоящего поединка.
Личные беседы Кононов ведет?
Да, подходит к каждому футболисту, разговаривает. Олег Георгиевич открыт в общении с командой.
Что может помешать Севастополю в этом сезоне выиграть чемпионат Первой лиги?
Все зависит только от нас. Считаю, что эта задача нам по силам, просто нужно выходить и набирать свои очки, не оглядываясь на конкурентов.
А как насчет Кубка Украины?
Болельщиков ждет очень интересный поединок с Таврией! Это будет дерби, которое всегда вызывало особый интерес. Если бы нам попались на этой стадии Шахтер или Днепр, было бы, конечно, сложно, а с симферопольцами, считаю, мы можем потягаться. Будем стараться пройти в Кубке Украины как можно дальше.
У Вас летом заканчивается контракт с Севастополем. Собираетесь его продлевать?
Я хочу играть за Севастополь! Но играть, а не сидеть на лавке… Предложений продлить контракт от Севастополя пока не поступало. В то же время мой агент говорил про интерес ко мне от некоторых клубов. Что же, будем думать, не хочется пока ничего наперед загадывать.
Какие цели ставите перед собой на ближайшие несколько лет?
У меня цель одна – стать вратарем Премьер-лиги! Мечтаю играть на самом высоком уровне в команде элитного дивизиона, и безумно хочется, чтобы это был Севастополь.
Ваша главная нефутбольная мечта?
Самое главное, чтобы были здоровы родные и близкие. Остальное считаю второстепенным.
Подготовил Вадим Момотюк