Йенсен вспоминает ЧЕ−1992
"Знаете, когда надуваешь мяч, там есть такая точка.В нее если попадешь, мяч обязательно полетит по прямой", - так Йон Йенсен объясняет природу популярного в датском футболе оборота, автором которого он является.
Когда вечером 26 июня 1992 года Йенсен пытался объяснить, как же ему удался такой потрясающий по красоте гол, ставший лучшим в его карьере, бывший футболист "Арсенала" сказал, что он "как следует стукнул мяч под зад".
Разумеется, речь идет о голе, которым Йенсен открыл счет в победном финале первенства Европы-1992 против чемпионов мира немцев - 2:0. Тогда он выступал за "Брондбю" и отнюдь не славился бомбардирскими качествами - свой предыдущий гол за сборную Йенсен забил аж пятью годами ранее. Но на 18-й минуте финала он совершил, пожалуй, главный подвиг в своей карьере и вписал в историю европейского футбола главу о том, что даже невозможное возможно.
Поскольку забивал Йенсен редко, он помнит этот гол так, будто все было вчера. "Первые 18 минут у меня точно отложились в памяти, - сказал он в интервью UEFA.com. - Все мы еле ноги передвигали. Наверное, потому что нервничали, а немцы все атаковали и атаковали. Петер Шмейхель к тому времени уже дважды выручил нас. Тут нам вдруг удается атака правым флангом, Ким Вильфорт идет в подкат. Может, там и был штрафной, но Флемминг Поульсен подхватывает мяч и сам тащит его вперед".
Поульсен отдал пас в центр на набегавшего к границе штрафной Йенсена, и тот в касание пробил в ближний угол ворот Бодо Илльгнера. "В голове у меня была одна мысль: только бы в створ, только бы в створ, а там видно будет
, - вспоминает Йенсен. - К сожалению для голкипера, он не видел мяча, два своих игрока закрывали ему обзор. Штефан Эффенберг бросился под мяч, но было уже поздно, и, к счастью для меня, удар достиг цели".
Первым делом Йенсен взглянул на лайнсмена: не поднял ли тот флажок. "Потом я повернулся и увидел, как все наши бегут на меня. Тогда я понял, что, может быть, пришел наш день, мой день. А в следующий миг на мне уже лежало человек восемь", - добавил он.
Незабываемые мгновения для датского футбола. Второй гол Вильфорта закрепил победу сборной Дании, которая и попала-то на чемпионат лишь в последнюю минуту вместо Югославии. Когда Йенсену позвонили и вызвали в сборную, он собирал вещи, чтобы отправиться отдыхать на испанские пляжи. "Первая мысль была о сорванном отпуске", - улыбается он, хотя чувства в тот момент у него были действительно противоречивые.
"Возникает странное чувство, поскольку ты едешь на турнир вместо тех, кто заслужил путевку в Швецию, выиграв отборочную группу", - говорит он о ситуации с югославами, которые победили в группе, на одно очко опередив датчан, но были дисквалифицированы из-за военных действий в стране.
Уже в Швеции датские футболисты разошлись не на шутку. Сначала они вышли в плей-офф, одолев в решающем матче группы грозную сборную Францию, а в полуфинале по пенальти обыграли команду Нидерландов - действующего на тот момент чемпиона Европы.
"Считаю, то была лучшая игра турнира, - сказал Йенсен о драматичной битве в Гетеборге, когда датчане дважды вели в счете, дважды давали сопернику сравнять его (2:2) и потом взяли верх в серии 11-метровых. - Обе команды были решительно настроены на победуи показали яркий футбол. Дело дошло до дополнительного времени, а затем и до пенальти. В этой игре было все что только можно".
Напряжение было так велико, что Йенсен и нападающий Поульсен не выдержали и накрыли головы полотенцем, лишь бы не видеть, как Ким Кристофте бьет решающий пенальти. "Мы смотрели только друг на друга, не на пенальти. Потом услышали, как орут болельщики, и тогда поняли: мы в финале", - рассказывает Йенсен.
На сторону датчан чашу весов в той серии пенальти склонил сейв Шмейхеля после удара Марко ван Бастена. В финале голкипер снова стал одним из главных героев. "Если вспомнить, то он тогда вытащил два-три мертвых мяча. Первым вспоминается удар Юргена Клинсманна головой. Я уже думал, что гол, но он каким-то чудом достал мяч. Наличие Петера в воротах сыграло для нас очень важную роль", - продолжил он.
Несмотря на все подвиги Шмейхеля, победа, конечно, стала плодом усилий всей команды. "Дело не только в Петере. Дело во всех, - подтверждает Йенсе. - Вот Бриан Лаудруп, например. За весь турнир не забил ни одного гола, но пахал как вол. Или Флемминг Поульсен, которому тоже не удалось отличиться. Все голы забивали полузащитники, но форварды проделали огромный объем работы. Они создавали моменты, с которых полузащита и забивала".
"Огромное значение имело, что впереди у нас была эта парочка, полузащита была трудоспособная, оборона - плотная, ну и Петер в воротах. Эдакая смесь из всех нас", - сказал он. По этому рецепту оказалось приготовлено самое сладкое блюдо в истории датского футбола.