Наследие мэтра. Алексей Андронов — о Валерии Лобановском
Фото: fcdynamo.kiev.ua 6 января исполнилось бы 75 лет великому советскому и украинскому тренеру Валерию Лобановскому. В разных изданиях в эти дни вспоминали его эпические победы, телевидение устраивало ретроспективу матчей его команд. Вклад этого тренера в развитие футбола высоко оценен и УЕФА, посмертно наградившим Лобановского «Рубиновым орденом» и начавшим финал Лиги чемпионов-2002 с минуты молчания.
Мне кажется, сегодня важно поговорить о том наследии, которое оставил Лобановский, и о том, как и кем оно используется. В Киеве сохранились все его методики, включая научную группу, проводящую обсчет матчей и действий игроков на поле согласно заданным им параметрам (не стоит путать это с теми цифрами, которыми взрывает сознание россиян Александр Бубнов, там методика иная – бесковская). Но все чаще слышно: работать по лекалам Лобановского не получается даже у тех, кого считали его прямыми учениками, например первого помощника в «Динамо» Алексея Михайличенко.
Вообще феномен Лобановского, на мой взгляд, прежде всего в том, какой процент игравших у него футболистов становились и становятся тренерами. Велик риск кого-то забыть, так что лучше ограничимся тремя его самыми известными командами. Из «Динамо» 1975 года, выигравшего первый в истории СССР Еврокубок, а потом и обыгравшего в двух матчах «Баварию», – не стал пробовать себя в роли тренера только Стефан Решко. А Михаил Фоменко, Олег Блохин, Владимир Онищенко и Владимир Веремеев работают тренерами и сейчас. Причем первые двое возглавляют сборную Украины и киевское «Динамо». Для сравнения: из той «Баварии» заметными тренерами стали только давно не практикующий Франц Беккенбауэр да работающий сейчас с египетским клубом «Эль-Гуна» Райнер Цобель.
Из команды «Динамо»-1986 (в которой был все тот же Блохин) не тренировали вовсе лишь Иван Яремчук и Игорь Беланов. Василий Рац и Сергей Балтача ограничились одним годом карьеры. Все остальные – «в бизнесе», например, не игравший против «Атлетико» Алексей Михайличенко руководил и «Динамо», и сборной Украины.
«Динамо» образца 1997 года – то самое, что сокрушило «Барселону» с суммарным счетом 7:0 – тоже выдало после окончания игровых карьер россыпь тренеров. Юрий Калитвинцев сейчас возглавляет «Волгу», его тезка Максимов – «Мордовию». Сергей Ребров входит в штаб киевского «Динамо», Андрей Гусин – «Анжи». Проще сказать, что тренерами себя еще не попробовали лишь продолжающий карьеру игрока Александр Шовковский, Владислав Ващук да Андрей Шевченко (недавно получивший тренерскую лицензию). Пусть на детском уровне, но работает Юрий Дмитрулин, а покойный Николай Волосянко несколько лет тренировал любителей. Из той «Барселоны», которой руководил Луи ван Гааль, тренерами стали только Луис Энрике, Серхи и Альберт Феррер.
В чем причина того, что едва ли не каждый, столкнувшийся с Лобановским в своей игровой карьере, пробовал стать тренером, и у большинства это получилось? Думаю, что, пообщавшись с ним несколько раз, я могу сказать: Лобановский давал мощнейший импульс творческой натуре, и если хоть какая-то предрасположенность к работе педагога у игрока была – он обязательно хотел ее реализовать.
В мире футбола существует представление о Лобановском, как о нелюдимом человеке, не склонном к шуткам и вообще к общению. Это совершенно не так, другой вопрос, что собеседников Лобановский себе четко отбирал, и далеко не с первого раза мне удалось с ним поговорить. Мне всегда приятно вспомнить эти счастливые минуты моей журналистской, да и человеческой жизни, поэтому позволю себе процитировать своего соавтора по фильму «75 минут с Валерием Лобановским» (в день памяти мэтра он снова был показан на «НТВ-плюс») Семена Случевского:
«По согласованию с руководством клуба мы с Алексеем Андроновым и операторами, не мешая футболистам и наставникам, снимали обычную тренировку. Каково же было наше удивление, когда Валерий Васильевич предложил просто пообщаться, правда, без камеры. В красивом фойе комплекса в Конча-Заспе беседа длилась больше часа. Честно сказать, диалогом ее назвать было трудно, это были скорее рассуждения Лобановского о футболе, о его перспективах, о… футбольном телевидении. Тут уже Мэтр не стеснялся нам задавать вопросы на эту тему, но все равно в большинстве тем оставался при своем мнении. Но не категорично. Он не уважал категоричности, часто ссылался на классика: «Категоричность – признак ограниченных людей».
Спустя 3 года к старту тогда известного турнира «Кубок Содружества» мы с Алексеем Андроновым и оператором Сергеем Соловьевым снимали фильм-визитку о «Динамо», который назывался «Команда». Лобановский не очень хотел сниматься, помог убедить его в этом Григорий Суркис. Снимали мы мэтра в его рабочем кабинете. Первому кадру предшествовали длительные и забавные моменты, Васильевич постепенно загорелся идеей и выдавал не просто интересные, но и очень остроумные суждения. Одного было чертовски жаль – до поры до времени он не позволял включать камеру. Наконец началась съемка. В фильм «Команда» вошло всего 4-5 минут того разговора…
А 13 мая 2002 года Лобановского не стало. Нам тут же пришла идея: из всего материала, что был снят в беседе с мэтром, сделать новый отдельный фильм. При монтаже мы убрали собственные вопросы, реплики, суждения. Остался лишь Лобановский, один на один с многомиллионным зрителем, его размышления о футболе, о разных аспектах игры, о его перспективе.
С легкой руки давнего соратника тренера в донесении его мыслей в прессе и литературе, одного из лучших футбольных журналистов последних десятилетий Александра Горбунова этот фильм стали называть творческим завещанием мэтра. Никакой нашей заслуги в том нет, просто так сложилось, что это было последнее развернутое интервью Валерия Васильевича. Вот и все…»
К слову, о фильме. Если вы не смогли посмотреть его 6 января, запись можно легко раздобыть в интернете. Ценен он вовсе не сюжетом или иной авторской задумкой – по сути, Лобановский в нем обращается напрямую к зрителю. Впечатление от первого просмотра вам гарантировано. Помню, я сильно удивился, когда в 2002 году недавно возглавивший ЦСКА Валерий Газзаев попросил меня сделать ему диск с записью. Как потом рассказал Андрей Соломатин, просмотр фильма заменил одно из теоретических занятий команды. Вскоре ЦСКА стал чемпионом, а затем – следующим после киевского «Динамо» – выиграл Еврокубок. Когда самолет с победителями прибыл в Москву, первый звонок Газзаев получил от вдовы Лобановского Ады Панкратьевны…
Слушая мэтра, понимаешь, насколько мощным толчком к развитию личности могли стать любые его слова. Когда потом Газзаев возглавил киевское «Динамо», многие, кто застал Лобановского в работе, стали находить схожие черты в их манере. А ведь два Валерия единственный раз пересеклись в работе в марте 1983-го, когда под руководством Лобановского Газзаев сыграл за сборную против Франции на «Парк де Пренс» (1:1). И не думаю, что хоть когда-нибудь Валерий Георгиевич пытался копировать Валерия Васильевича, просто какие-то зерна, брошенные Лобановским, попали в благодатную почву. Как было и еще с десятками тренеров.
Недавно президент «Динамо» Игорь Суркис, много лет сидевший рядом с Лобановским на скамейке, в очередной раз сказал: «Копировать Лобановского бессмысленно. Мир слишком изменился, и мы не знаем, как бы он сейчас работал. От его деятельности нужно брать необходимые наработки, но идти своим путем». Нынешний тренер «Динамо» Олег Блохин никогда не тренировал вместе с Васильичем и совсем не похож на него по стилю работы. В отличие, например, от Михайличенко или Демьяненко. Как ему, так и им и многим другим желают удачи и успехов собирающиеся 6 января на Байковом кладбище. Ибо второго Лобановского уже не будет, а из его воспитанников вышли и еще выйдет много хороших тренеров.