Призетко: «У Фоменко была жесткая дисциплина»
Экс-полузащитник сборной Украины и ряда украинских и российских команд Александр Призетко рассказал о своей карьере.
– Александр, хорошо помните свои первые шаги в футболе?
– Сколько себя помню, всегда играл, и буду продолжать играть в футбол. До девяти лет, как и все пацаны, бегал в футбол там, где была возможность, а с третьего класса стал заниматься в Измаильском ДЮСШ, где моим первым тренером был Валерий Григорьевич Митаки.
– Наверное, не плохо получалось, ведь спустя несколько лет вы оказались в СДЮСШОР "Черноморец", а затем в харьковском спортинтернате.
– Меня еще в седьмом классе звали в Харьков. Видимо, моя игра на юношеских турнирах запомнилась харьковским специалистам, но сначала я все же остался в Одессе, тем более, что местные спортивные функционеры не могли допустить, чтобы перспективный футболист уехал в другую область. Год прозанимался, а перед летними сборами получил тяжелую травму на паховых кольцах и понял, что на моей карьере здесь поставили крест. Перед началом занятий в восьмом классе я и еще трое ребят поехали на просмотр в харьковский спортинтернат. Мои возможности хорошо знал тамошний тренер Александр Петрович Довбий, который сказал: "Саша, я уверен в твоих силах. Знаю, что пройдешь, а останешься в спортинтернате, если не пройдут твои товарищи?". В юношеские годы был ведь коллективный принцип – куда все, туда и я. Но я без раздумий сказал Петровичу, что останусь. В принципе, с Александра Петровича началась моя карьера в большом футболе. Он дал мне стимул, поверил, а это очень важно для молодого футболиста.
– Ваши выступления за харьковский "Металлист">Металлист" начались еще при Союзном чемпионате, а как обстояли дела с юношескими сборными СССР?
– В 1988-м году, когда "Металлист">Металлист" завоевал Кубок СССР, я уже вовсю играл за дубль команды. Даже сыграл пару матчей за второлиговый "Маяк", где многие дублеры и другие перспективные футболисты проходили "обкатку". В юношеской сборной мог оказаться, ездил с командой на сборы, турниры, а вот в официальных турнирах не поучаствовал, всегда самую малость чего-то не хватало.
– Дебют за основной состав харьковчан помните?
– Переход из "дубля" в "основу" получился плавным. За нами следили тренеры старшей команды, и тренировочные занятия часто были такими же, как и у футболистов основного состава "Металлиста". Честно говоря, дебют в матче чемпионата против московского "Спартака" не сложился. Мы крупно проиграли – 0:6, а я вышел вначале второго тайма га поле вместо легендарного форварда харьковчан Юрия Тарасова. За день до этого мы также уступили дублерам москвичей (2:6, авт.), а мне удалось забить два гола и это, наверное, стало решающим при определении основного состава на матч против "Спартака". Тогда у "красно-белых" была мощная команда, что не имя то "звезда" – Черчесов, Кульков, Морозов, Мостовой, Родионов, Черенков, Шалимов, Шмаров.
"Металлист">Металлист" не был слабым. В команде проходила смена поколений. Пришли молодые – Игорь Ниченко, который в Венгрии станет потом культовым футболистом, Сергей Кандауров, потом был звездой "Маккаби", а позже играл в лиссабонской "Бенфике", Олег Касторный, Саша Помазун, Дима Хомуха, Женя Назаров, Серега Скаченко.
– Со Скаченко у вас была конкуренция за место в "основе"?
– Какая с ним конкуренция (улыбается). У нас разные задачи были на поле. Он ведь играл "чистого" нападающего, который только завершал атаки, а я выполнял на поле роль "вольного художника". Больше действовал на атаку, но мог при необходимости и в обороне отыграть.
– Помните свой первый гол за "Металлист">Металлист"?
– Тогда из-за отказа вильнюсского "Жальгириса" и грузинских команд играть в чемпионате СССР, в "вышке" осталось 13-ть команд. Перед матчем 19-го тура мы занимали 11-е, а "Ротор" 13-е место в чемпионате. Предстояла борьба за шесть очков. Приехали в Волгоград, где сумели в упорном поединке переиграть волжан. Я открыл счет, через несколько минут Юра Калитвинцев не реализовал пенальти, а ближе к концу первого тайма "Ротор" сравнял счет. Хомутецкий точно пробил 11-метровый. Во втором тайме ныне покойный Саша Есипов минут за двадцать до конца встречи принес нам победу (2:1).
– Сейчас модно говорить о "договорняках" в советском футболе. Особенно против ведущих украинских клубов киевского "Динамо" и "Днепра". На твоей памяти были такие матчи?
– Не было. Я тогда был молодым футболистом, и кто станет предлагать мне какие-то деньги, тогда я только начинал играть в "основе" "Металлиста". От старших ребят по команде слышал разговоры о республиках Закавказья и Средней Азии, где такое практиковалось тамошними футбольными дельцами, но конкретики никогда не слышал.
– Спустя годы, что скажете о карьере в "Металлисте". Считаете ее удачной или не совсем?
– Могу сказать однозначно, моя карьера в "Металлисте" сложилась. Играл с футболистами хорошего класса, учился у них и тренировался под руководством прекрасных тренеров. В этой команде я стал футболистом, почувствовал себя лидером на поле. Трижды становился лучшим бомбардиром команды. Причем дважды в чемпионате бывшего СССР. Был финалистом Кубка Украины, где лишь в дополнительное время с минимальным счетом (0:1) мы уступили одесскому "Черноморцу". А тот гол Цымбаларя в наши ворота был забит из офсайда. Но матч не переиграешь уже.
– Переход в киевское "Динамо" был тяжелым?
– Нет. "Динамо" было командой моей детской мечты. Переходя в стан динамовцев, я отдавал себе отчет, что в такой клуб переходят сильнейшие футболисты страны. Не только у меня, но и у других ребят открывалась перспектива играть в еврокубках и в сборной страны. К переходу я был готов, поскольку еще в 1992-м году мог переехать в Киев. Тогда клубы не договорились.
Придя в "Динамо", со многими ребятами я был уже знаком. Была молодая команда, "стариками" у нас считались не совсем старые (смеется) – Андрей Ковтун, Игорь Кутепов, Сергей Ковалец, Олег Лужный, Слава Хруслов и Сергей Шматоваленко. Многие в составе были моими одногодками или даже младше – Влад Ващук, Юра Грицина, Андрей Завьялов, Сергей Мизин, Влад Прудиус, Сергей Ребров, Виталий Минтенко, Паша Шкапенко. Компания довольно перспективная. С командой я прошел все сборы. Быстро нашли общий язык и со многими ребятами сдружились. Нередко проводили совместно свободное время. Все приезжие футболисты в Киеве жили в гостинице "Украина".
Кстати, до переезда в Киев у меня на "мази" был контракт с московским ЦСКА. Тогдашний президент армейского клуба Мурашко сильно хотел видеть меня в стане армейцев, только для меня "Динамо" было приоритетом в карьере. За столичных динамовцев у меня была мечта играть с детства.
– …Но также был вариант и с грандом израильского футбола хайфским "Маккаби".
– Нас в Хайфу звали троих – Романа Пеца, Сергея Кандаурова и меня. Причем каждого по позиции – Пеца в оборону, Кандаурова в полузащиту, а меня в нападение на место опального Ивана Гецко, у которого с клубом начались какие-то трения. Из-за лимита на легионеров я оказался третьим лишним
– С кем проживали в гостинице?
– В номере проживал в основном один. Иногда приезжала супруга. Семейным полагались отдельные номера.
– Спортивный режим приходилось иногда нарушать?
– Сильно не нарушали… После тренировки могли себе позволить пропустить по 2-3 бокала пива, не более. Дело даже не в штрафах. Динамовская форма многим обязывала. Вокруг люди. Нельзя было имидж клуба своим поведением в быту опускать.
– А что за история была между вами и Сабо, где взамен на дружбу с Леоненко вы смогли бы играть в "основе"?
– Давно известная. Витя Леоненко – человек прямой и всегда говорил и говорит правду в глаза. Он никогда не интригует и поэтому был как больной мозоль для Сабо. Йожеф Йожефович знал о моей дружбе с Витей. Возможно, искал пути влияния на него через меня, не знаю. Так вот, подходит он как-то ко мне и говорит: "Не будешь дружить с Леоненко – будешь играть в "основе"! У меня на этот счет есть свое мнение, и я ему ответил: "Вы что же, мне еще и друзей подбирать будете". Не меняю я дружбу даже ради собственного блага. Леоненко в те годы был сильнейшим футболистом в Украине. Его место в "основе" никогда не ставилось под сомнение и, возможно, высокий авторитет Леона в команде довлел на Сабо.
– Вам удалось потренироваться в "Динамо" и под руководством нынешнего тренера сборной Украины Михаила Фоменко. Чем запомнился Михаил Иванович?
– Прежде всего, при нем в команде была железная дисциплина на поле. Выполнение тренерской установки и отличная физическая подготовка. Благодаря хорошей функциональной готовности я на одном дыхании сыграл в первом своем сезоне 33 матча в чемпионате, больше только сыграл наш капитан Олег Лужный – 34 и сумел отличиться семь раз. По результативности я занял третье место в команде, уступив Вите Леоненко и Паше Шкапенко. В общем, стал игроком основной киевской "обоймы". Правда, бывали случаи, что за невыполнение тренерской установки могли посадить на "скамейку". Такой воспитательный метод действовал и в других матчах я выходил на поле более сконцентрированным.
– В Лиге чемпионов на себе физическую мощь киевского "Динамо" заметно ощутила "Барселона".
– У каталонской "Барселоны" во все годы был "звездный" состав. Тогда "Динамо" противостояли Субисаррета, Амор, Бегиристайн, Гвардиола, Гойикоачеа, Кике, Рональд Куман, Надаль, Микаэль Лаудруп, Салинас, Ромарио, Стоичков, Феррер. Никто не ожидал, что молодежь "Динамо" сумеет поставить на колени в первом матче подопечных Йохана Кройфа – 3:1. Сумели! Только во втором поединке немного не повезло. Сказался огромный опыт испанцев в еврокубковых баталиях, чем не могли в тот период похвастаться многие динамовцы.