РФС, по сути дела, объявил войну агентскому бизнесу – в том виде, в котором он процветает в футбольной России. Размещенный на сайте РФС документ иначе как ультиматумом не назвать, а вопрос теперь лишь в том, как далеко готов пойти Николай Толстых и насколько хорошо он подготовился к этой кампании.
Напомним вкратце, что в минувший вторник комиссия РФС по деятельности агентов приняла на очередном своем заседании ровно семь решений, и последнее из них, внешне безобидное, стало «бомбой» (цитата): «Принять „Рекомендацию Комиссии РФС по деятельности агентов футболистов“ и опубликовать ее на официальном сайте Российского футбольного союза».
Тут же и опубликовали, и стало ясно, что отныне РФС «…считает экономически необоснованным и не имеющим деловой цели использование услуг футбольных агентов российскими футбольными клубами; рекомендует прекратить действующие договоры между клубами и футбольными агентами, если для продолжения таких отношений не существует существенных, разумно обоснованных и чрезвычайных оснований; рекомендует впредь воздержаться от заключения сделок между футбольными клубами и футбольными агентами, по крайней мере, в отношениях между российскими футбольными клубами».
На агентской бирже, конечно, мгновенно вспыхнула паника, потому что свою генеральную линию РФС сформулировал очень уж прямолинейно (подозреваю, впрочем, что неспроста): будем угнетать и репрессировать. Агенты стали в массовом порядке давать интервью, привлекая в союзники клубы и игроков и напирая на то, что без них в футболе никак. РФС взял в комментариях паузу, но назначил агентскому сообществу место и время встречи. 2 апреля в Доме футбола, по информации Sportbox.ru, им будут объявлены новые правила игры. 5 апреля их, эти правила, еще раз, с учетом встречи от 2 апреля, уточнит исполком РФС, чьи предложения станут основанием для принятия важнейших стратегических решений очередной Конференцией РФС.
Вот такая строится комбинация. В этой комбинации, прямо или опосредованно, участвуют огромные деньги. Футбольный рынок России, по некоторым оценкам, переваривает до 2, 5 миллиарда долларов в год, и не меньше четверти этой суммы откатывается посредникам.
Но давайте понимать вот что.
РФС выступил не против самого по себе института агентской деятельности (по сути своей это нужная, полезная работа), а против «серых» или даже «черных» схем, которые стали в России нормой. РФС вознамерился разорвать цепь «агент – игрок – клуб – агент – клуб», изъяв из нее два последних звена. Именно по этой линии утекают в черные дыры бюджетные миллионы: размеры вознаграждений, которые клубы с удовольствием платят агентам, находятся за границами добра и зла. Купили игрочка за миллион долларов – агенту отгрузили 500 или что-то около того (пропорции вполне жизненные). Агент эти деньги легализует и по-честному откатит часть обратно, в благодарность клубным работникам, оказавшим ему содействие в бизнесе. А клуб уже с местной администрацией вопросы порешает, потому что очередной транш на носу. Чем выше текучка кадров, тем, соответственно, круче бизнес. А главное – тренеров менять нужно почаще, потому что под нового тренера всегда новый кадровый призыв, и тут не придерешься.
Простая, примитивная даже схема, которой много-много-много лет, и о которой знает всякий прохожий. Очень удобная.
РФС ведет к тому, чтобы все финансовые вопросы агенты и игроки решали отныне между собой: процент с зарплаты, доля с контракта, премия с бонусов и так далее, вариантов немало. РФС не сможет уничтожить агентов как класс, не в его это силах, не в его компетенции, – но регламентировать их деятельность он в состоянии. Что мы холодным мартом 2013-го и наблюдаем.
И вот еще хитрый момент. Война агентам была объявлена на следующий день после того, как комиссия РФС по этике оправдала президента РФПЛ Сергея Прядкина, не найдя в его деятельности никакого криминала (прямой агентской, по версии обвинения, деятельности).
Если это и совпадение, то по Фрейду.