К концу карьеры игрока я имел проблемы со здоровьем. Травмы спины и радикулит «заработал» уже к 18-ти годам в Сумах – тренеры тогда переживали пик увлечения силовыми нагрузками, штангой. Процесс протекал абсолютно бессистемно, сплошной вал. На ногах вздувались вены, жилы «рвались». Это и стало дополнительным стимулом в выборе профессии. На своем здоровье прочувствовал, что такое работа по наитию.
Для самостоятельной работы понадобились знания. В 1977 году на стажировки в киевское «Динамо» приезжали слушатели Высшей школы тренеров. Мне было 29 и, чем дальше, тем больше меня интересовали разные аспекты тренерской деятельности. Готовился к ней долго и понимал, что опыта, накопленного в качестве игрока, совершенно недостаточно.
В начале тренерской карьеры было стремление попробовать себя за рубежом. Но по-настоящему поставить перед собой такой цели не мог – в те годы не все зависело от твоего желания… Со временем огонек стал угасать, хотя какое-то представление о работе за границей я все же получил, тренируя команды Ирака и Гвинеи.
Лобановский не выращивал учеников, а поступал в соответствии со своими представлениями о работе профессионального футбольного тренера. Последователи – это часть ее плодов. Я тоже учился на его примере.
Чтобы создать добротную команду, нужно многое. Первое – это подбор состава, он должен хотя бы более или менее устраивать тренера. Пусть игроки будут не самого высокого класса, но сопоставимы друг с другом. Далее с этой командой необходимо работать. Года три. Тогда, если процесс выстроен грамотно, есть надежда получить от ее игры удовольствие.
Каждый матч предваряется изучением соперника, размышлениями, что тот или иной специалист может преподнести тебе на поле. Исходя из этого, ты и действуешь. Не позволяя застать себя врасплох, строишь свою игру.
Прежде всего, сильны те команды, в работе с которыми тренеру не нужно делать скидок ни себе, ни футболистам. Рассуждать о потенциале того, кто не имеет нормальных условий для работы и решения задач, нет смысла.
Если команда достигает своего «потолка», можно упереться, позабыв о прогрессе, тянуть лямку до упора. Но тот, для кого футбол стал неотъемлемой частью жизни, упираться не будет. Он скорее отступит на шаг-два назад, чтобы затем сделать три-четыре вперед. Либо, достигнув «потолка» с одной командой, уйдет в другую. Либо сменит не команду, а игроков, сдаст на время позиции, но уже с молодыми футболистами, которые через какой-то период смогут претендовать на большее, нежели их предшественники.
Что такое интеллект игрока? Способность анализировать и умение пользоваться полученными знаниями. Чем интеллект выше, тем лучше игрок, тем легче и приятнее с ним работать.
Самый низкий уровень контакта между тренером и футболистами – когда ты рассказываешь игрокам, какие задачи им предстоит решать, предъявляешь требования к построению игры в обороне, атаке, а они не в состоянии понять, чего от них добиваются. Встречая непонимающие взгляды, говоришь: будем делать то-то и то-то, и только так!
Самый высокийуровень контакта – когда профессионалы свободно обмениваются мнениями по любому вопросу. Если квалифицированный тренер имеет дело с классными мастерами, они разговаривают на одном понятийном языке.
Сомневаюсь, что Эме Жаке сел бы обсуждать на равных вопросы стратегии и тактики с Дидье Дешамом, будь ему не за 30 лет, а 18-20. Дело не в молодости, а в отсутствии опыта. Пока его нет, футболист – «сырой».
Поначалу, уезжая в западные клубы, наши ребята полагали, что там будут считаться с их интересами, подстраиваться под них. А тренера не интересует ни мировоззрение игрока, ни то, как он понимает футбол. Тренер требует от футболиста неукоснительного выполнения задания – осуществляется постановка игры, и каждому отведена определенная роль на поле.
Многие игроки мыслятмелко. Получив первые серьезные деньги, останавливаются на достигнутом. Хотя могут зарабатывать и в 20 раз больше… Но, имея ограниченный уровень притязаний, успокаиваются. Поэтому работать лучше всего с теми, кто хочет постоянно прогрессировать и достигать успехов в футболе.
Все предельно просто. Команда выходит на матч, выполняет тренерскую установку и если добивается результата, игроки приносят домой деньги. Это – профессионализм. Естественно, никто не запрещает футболистам подходить к обязанностям творчески, но любое творчество должно умещаться в рамки коллективного построения игры.
Из необязательного человека сложно вылепить дисциплинированного футболиста. Это очень трудоемкий процесс. Не имея навыков серьезной работы, большинство игроков привыкли плыть по течению, лишь бы им хватало на хлеб и молоко.
Мне везло на встречи с понимающими глазами. И не так уж редко. Впрочем, иногда для этого требовалось время. В «Металлисте» – около двух лет. После этого срока все понимали, чего мы хотим и что для этого делаем.
В конце 1990-х «Металлист» не мог работать с такими нагрузками, как «Динамо», потому что не имел лаборатории, нормальных восстановительных центров. По лезвию ножа мы не ходили – у нас нечем было контролировать такую работу.
Любому областному центру Украины при желании под силу содержать приличную команду. Настолько приличную, чтобы победы над аутсайдерами давались лидеру с огромным трудом.
Раньше тренеры сборной Украины сетовали, что за пределами Киева и Донецка не готовят футболистов ее уровня. Меня это не задевало. Кто-то полагает, что сборники вырастают из каждого?.. Увы, это не поток: взял болванку, обработал на станке – и вперед. Ими рождаются, с соответствующими задатками, талантом. А задача тренера – распознать перспективного игрока и дать ему возможность раскрыться.
Талант в футболе – это быстрое мышление, исполнительское мастерство плюс потребность в самореализации. Функционально можно подготовить любого, даже с улицы, и, если позволит здоровье, он будет бегать не хуже профессионального футболиста. Но это – не решение проблемы. Бегущий, но не встречающийся с мячом или не умеющий обращаться с ним игрок не решит предлагаемых тренером задач. Он – неполноценен.
Раньше таланты появлялись чаще. Во-первых, выбор обеспечивала массовость. Во-вторых, из-за ухудшения окружающей среды, плохого питания постоянно уменьшается число просто здоровых, с медицинской точки зрения, детей. А ведь футбол основывается на постоянных единоборствах. Это – тяжелейшая работа на пульсе 190-200 ударов в минуту. Такое понравится не каждому, здесь нужен крепкий характер.
О Гусине. Природные возможности Андрея мне были известны еще по работе в «Борисфене» в начале 1990-х. Ему, как никому другому, тяжело было достичь того уровня, на котором он выступал много лет. Только за эти качества Гусин достоин уважения.
Звезда звезде – рознь. Один работает по всему полю, а другой капризничает, считая, что для него должны делаться исключения. Был у меня в «Динамо» один популярный футболист, по-своему воспринимавший требования футбола. И как он закончил?.. Сейчас, правда, эксперт и критик.
Фактор звезды всегда был, есть и будет в футболе. Вспомним «Динамо» Лобановского с Шевченко и без. Иное дело, что игра даже такого выдающегося футболиста должна подчиняться принципам коллективной организации игры.
В Европе очень много сильных игроков, но эта тема долгое время интересовала меня постольку поскольку. И 15, и 10, и 5 лет назад я отдавал себе отчет в том, что с футболистами такого класса мне работать не доведется.
Уровень нагрузок в современном футболе столь высок, что полноценное восстановление естественным путем нереально. Нужны соответствующие методики, аппаратура и много чего еще. Отсутствие этого вынуждало вносить поправки в работу, что, конечно же, сказывалось на результатах команд и прогрессе футболистов.
Не отслеживая события, протекающие в мировом футболе, не думая о том, как, за счет чего можно двигаться вперед, тренеру недолго и закиснуть.
Впитывать в себя необходимо все лучшее. Но при этом нельзя только поглощать плоды чужой работы, что-то необходимо предвидеть и пробовать самому!
Футбол стал предельно агрессивен – что в атаке, что в обороне. После потери мяча созидавшая сторона мгновенно и согласованно превращается в разрушающую. И так же наоборот! Если мы не будем соответствовать обоим критериям, успехов на международной арене ожидать не придется.
Жесткие тактические схемы все реже используются в футболе. Уже давно никто не придерживается какой-то расстановки: 4-4-2, 3-5-2, 4-3-3, 4-5-1… Идет микширование, по ходу игры перестроение осуществляется многократно. Кто не понимает этого, ставит себя в заведомо проигрышное положение. Игра создает на поле различные схемы. Классная команда за матч использует 5–6 тактических рисунков. Значит, футболисты и тренеры должны быть к этому готовы.
Времена, когда каждый чемпионат мира удивлял всех и вся какой-то схемой-новинкой, ушли. Сейчас добавляются крупицы. Открытое ранее шлифуется, совершенствуется. Футболисты становятся сильнее, быстрее, жестче, техничнее, прибавляют в скорости мышления, а вот разница в функциональной подготовке нивелируется. Большее значение принимают иные, коллективные факторы. Которые нужно не только распознавать, но и уметь ими распоряжаться…
Публичная полемика специалистов раньше была нормой. Теперь ее нет. «Виноваты» в этом и тренеры, и СМИ, сочтя эту практику не обязательной. А напрасно. Хотя бы потому, что эти дискуссии утоляли голод тех, кто не ограничивался поверхностными представлениями о футболе. Да и для самих специалистов трибуна подчас полезна. Если есть что сказать. И есть кому услышать.
Тренерский семинар ценен живым контактом с коллегами, обменом опытом. Разумеется, секретами никто не делится. Однако дискуссионные вопросы обсуждаются. К примеру, как воспитать у игрока то или иное качество. Наука рекомендует, но есть и практика, отличающаяся от теории.
Редко кто из наших специалистов владеет иностранным языком, а это очень важно для работы с легионерами и тем более – за границей. Потому что суть тренерской деятельности – общение с игроками.
В европейской футбольной среде высочайший уровень конкуренции. Не входя в контакт с владельцами клубов, не зная языков, практически невозможно заявить о себе настолько, чтобы тебя признали. О приглашении в серьезную команду и не говорю.