Александр Фундерат и голландское наследство Шахтера

В марте в структуре донецкого «Шахтера» произошло важное изменение. Директором его клубной академии стал Александр Фундерат.

После семи лет работы Патрик фон Лиувен покинул Донецк, став спортивным директором алмаатинского «Кайрата». А освободившийся пост по рекомендации голландца занял бывший наставник «Шахтера-3».

Александр Анатольевич трудится в клубе с 2000 года, когда и была создана академия «Шахтера». С поздравления по поводу назначения и началась наша беседа в его рабочем кабинете на базе Кирша.

- Каковы первые впечатления на новой должности?

- Объем работы серьезно увеличился, ведь теперь я несу ответственность не за одну команду, как было раньше, а за все двадцать. К тому же все это произошло по ходу сезона, а значит нужно идти в том же ритме и направлении, которые были взяты. Когда же начнется межсезонье уже можно будет анализировать ситуацию и готовиться к новому сезону уже самостоятельно. Мысли конструктивные, конечно, есть, но их нужно «переварить» для начала… А пока нужно идти курсом, который разработал Патрик фон Лиувен, чтобы вся система продолжала эффективно работать.

- Теперь вам придется общаться не только с тренерами и футболистами, но и с довольно многочисленным персоналом. Как в этом плане?

- Никаких проблем. Со всеми этими людьми я знаком уже много лет. Они настоящие профессионалы и четко исполняют свою работу.

- Вернемся немного назад. Вы являетесь воспитанником кировоградского футбола, там же началась и ваша тренерская карьера. А как Александр Фундерат оказался в Донецке?

- Меня пригласил земляк Валерий Гошкодеря, которого, увы, уже нет с нами (Примечание автора - трагически погиб 13 марта этого года). Светлая ему память…

У меня тогда в Кировограде была сильная команда юношей 1983 года рождения, шесть человек из которой выступали за сборную Украины своего возраста, и мы на соревнованиях в Ужгороде в матче за третье место обыграли «Шахтер». Тогда меня и шестерых подопечных пригласили в Донецк, поскольку как раз в то время и организовывалась академия ФК «Шахтер».

Увы, до основного состава никто их них не дотянул, но в футболе они остались и играли. Кстати, приглашали в Донецк из моей команды и Андрея Русола, но он предпочел отправиться в Днепропетровск и сделал там хорошую карьеру. Жаль только, что травмы заставили рано закончить.

- А как вообще вы стали тренером?

- Я довольно рано из-за проблем со здоровьем прекратил играть, и тогдашний президент «Звезды» Василий Степанович Ковальский предложил в рамках развития клуба поработать с детьми. Вот так все и началось. Мне повезло, что досталась очень перспективная группа 83-го года. К тому же родители этих ребят были очень заинтересованы в том, чтобы их дети стали настоящими футболистами и всячески нам помогали. Время тогда было непростое, а благодаря их помощи наша команда ездила на турниры даже в Германию и Италию. Ну и параллельно я учился – закончил отделение футбола Кировоградского педагогического университета.

- С украинским дипломом вы оказались под началом голландских тренеров. В чем их достоинство? Какой след они оставили в Донецке?

- Организацию дела и систему подготовки, в которой все футболисты подчинены единой концепции – причем это касается не только футбола, но и учебы, и поведения в быту.

В этой системе каждый тренер работает только с одним возрастом. Если помните, в СССР и Украине была другая практика: каждый тренер вел группу от начала до выпуска. Недостаток был в том, что у тренера появлялись какие-то личные привязанности и симпатии, что не шло на пользу делу.

Работа с U-14 очень отличается от работы с U-18 – с младшими нужно больше внимания уделять технике и воспитанию индивидуальных качеств, а с теми, кто постарше уже необходимо фокусироваться на тактике. Нужно обучать их по-разному и уделять внимание различным аспектам подготовки. К тому же ребенку легче в психологическом плане, ведь он не зацикливается на каком-то одном подходе, постоянно изучает что-то новое, и это дает ему дополнительную мотивацию. Также отмечу, что каждый тренер, который работает с определенной возрастной группой, подчинен общим принципам академии.

- Футбольное образование ребята получают. А как у них с учебой? Кто-то контролирует ее?

- В штате академии 5 профессиональных педагогов и есть куратор Юрий Гуляев, у которого налажен контакт между школой и академией. Они отвечают за воспитательный и общеобразовательный процессы. Так что все под контролем.

- Главная задача у «академиков» - подготовить игроков для первой команды. Верно?

- Да, это наша цель. Мы должны выдавать главному тренеру «Шахтера» игроков уровня Лиги чемпионов. Планка поднята очень высоко и это правильно, но, тем не менее, переход футболиста из детско-юношеского футбола во взрослый – это очень сложный процесс, особенно учитывая такие цели и задачи. Однако если игрок достигнет действительно высокого уровня, на него обязательно обратят внимание.

Необходимо, чтобы футболист стремился и желал этого еще сильнее, чем мы – тренеры, чтобы он хотел стать профессионалом и прилагал к этому максимум усилий. Думаю, что в каждой из наших команд есть по два-три человека, способных дорасти по крайней мере до уровня Премьер-лиги.

- Мы говорили о голландском следе. А какие у вас есть задумки?

- Необходимо очень тщательно разобраться с тем, что мешает многим воспитанникам попадать в основной состав «Шахтера», и наладить процесс, который поможет увеличить количество тех, кто будет соответствовать уровню нашей первой команды, помогая им расти в профессиональном отношении.

- Вам удается общаться с Мирчей Луческу?

- Ворота на базу первой команды для меня и моих коллег открыты всегда. Раньше с Луческу напрямую общался фон Лиувен, хочу и надеюсь, что такое общение будет происходить постоянно.

- Во время недавнего визита в академию лондонского «Арсенала» вам довелось увидеться с Арсеном Венгером. Скажите, чем их академия отличается от донецкой?

- Это громко сказано про Венгера. Да, виделись с ним, но общались больше с руководством академии. Главное отличие – они имеют право приглашать юных футболистов из любой страны. А по нашим футбольным законам мы можем работать только с гражданами Украины. Мне довелось побывать на игре «Арсенал» – «Манчестер Юнайтед» (U-21), так вот у лондонцев в составе были немцы, чехи, аргентинцы. У них ограничение только на тех, кто младше 16 лет, а вот ребят постарше уже можно приглашать из-за границы. Вот такая особенность. То есть 16-летний англичанин, чтобы пробиться в основной состав, должен выдержать жесткую конкуренцию с теми юными ребятами, которых селекционная служба найдет за границей.

Главный же их плюс заключается в количестве юношеских команд, которых в различных лигах около 200. Естественно, при таком количестве молодых футболистов большим клубом есть, кого выбрать. Другой плюс по сравнению с нами – высокое качество полей. Но здесь все упирается в финансовый фактор, ведь понятно, что немногие украинские клубы могут создать такие же условия подготовки, как в «Шахтере».

- Вы много ездите по стране. Скажите, а где у нас улучшились условия для подготовки молодых футболистов?

- Лидерами остаются четыре кита: «Шахтер», «Динамо», «Металлист» и «Днепр». В других местах особых улучшений нет. Где-то появляются частные школы, также повышающие конкуренцию, но хотелось бы большего.

В то же время необходимо отметить работу наших земляков из «Металлурга» и «Олимпика». Прогресс налицо, но всем нам не хватает той массовости, которая была в советские времена, когда в футбол играли практически все мальчишки, и было огромное количество соревнований и турниров. Если посчитать пропорцию общего количества детей и тех, кто занимается футболом, по сравнению с советскими временами (или даже с 1990-ми), то сейчас где-то на 50-60% меньше ребят в футболе. Эта проблема выходит за рамки спорта, ведь о здоровье нации нужно заботиться обществу и государству.

- У «Шахтера-3» во второй лиге с каждым сезоном все меньше соперников. Вторая лига умирает?

- Да, это серьезная проблема. И география сужается, и количество команд уменьшается. Есть проблемы и у команд первой лиги, и это не может не беспокоить.

- Что можно было бы изменить в организации дела, учитывая английский опыт?

- В Англии футболист, имеющий контракт, имеет право играть за любую команду своего клуба, лишь бы он подходил под возрастной критерий. Что у нас? Если игрок заявлен за «Шахтер-3», то он не имеет право играть за молодежный состав, а игрок U-17 не имеет права играть ни за молодежный состав, ни за U-19.

- Но юноши «Шахтера» не ограничены только внутренними соревнованиями. Ведь часто они выезжают за пределы Украины?

- Это капля в море. Мы привязаны к нашим законам, по которым нельзя переносить матчи внутреннего календаря. Наши соревнования идут по системе «осень-весна», как и Премьер-лига, а потому возникает огромная пауза с ноября по апрель. На зарубежные турниры не поедешь, ведь там вовсю идут свои внутренние соревнования. Позже, когда турниры у них проводятся, они приходятся на конец недели, когда у нас матчи внутреннего календаря. Вот и получается замкнутый круг, который обусловлен разницей в погодных условиях между нами и Западной Европой.

Еще один нюанс – у нас по каждому возрасту 5-6 кандидатов в различные сборные. И когда они уезжают на сборы или игры, мы не можем вывезти команды, поскольку без ведущих игроков они будут неполноценными. Так что нужно улучшать сотрудничество между клубами и федерацией.

В последние два-три года обратная связь активно налаживается. Понятно, что мы обязаны отпускать игроков, и мы это делаем. Но бывают, что вызывают на какие-то спонтанные сборы, которые не были запланированы заранее, у нас же в это время есть более интересные предложения, но нам не идут навстречу. А потому хотелось бы иметь возможность согласовывать такие моменты.

- У вас бурная международная жизнь. Съездили к «Арсеналу», теперь приняли «Челси» и мадридский «Реал». Успеваете переваривать информацию?

- Это важная часть работы. Учиться нужно всегда. Такие встречи обогащают. Мне приятно, что на 3-м конгрессе ФК «Шахтер» выступал психолог нашей школы Николай Семененко и его доклад вызвал интерес. Ведь специалист такого профиля видит то, что не замечает тренер. Кстати, академия «Шахтера» на каждый из таких конгрессов обязательно готовит доклад на определенную тему. Так что мы не только слушаем, но и говорим.

Но самое главное в таких мероприятиях – это общение с коллегами, обсуждение разных нюансов подготовки футболистов. Не только в аудитории, но и непосредственно на футбольном поле. Очень важно, что у нас в Донецке побывали практически все тренеры юношеских сборных страны и директор Центра лицензирования ФФУ Анатолий Бузник. Уверен, что каждый из участников Конгресса открыл что-то новое для себя. Это все пригодится в работе. Ведь совершенству нет предела.

 

Інші публікації

У тренді

footballnews

При правомірному використанні матеріалів з даного ресурсу гіперпосилання на FootballNews.com.ua обов'язкове.

© Футбол в Україні та світі, новини футболу на — footballnews.com.ua. All Rights Reserved.