Натурализованные игроки сборной Украины: Наша Галя балувана. Не первый год
Матеус Швейцарские часы, немецкие, французские и японские автомобили, корейские телевизоры, французская парфюмерия, итальянская одежда.
Украинцы с удовольствием пользуются этими и многими другими благами зарубежных цивилизаций, полностью игнорируя отечественного производителя.
Но как только дело доходит до футбола, оказывается, что эти же самые украинцы – яростные патриоты, готовые с пеной у рта отстаивать отечество от чужеземцев.
Им не нравится засилье легионеров в чемпионате, хотя эти же люди, выбирая между украинским товаром и зарубежным, всегда отдадут предпочтение последнему. Им не нравятся иностранные тренеры, хотя круг своих достойных специалистов постепенно сужается и почему-то ограничивается представителями старой советской школы, которые еще и могут на равных соперничать с коллегами из других стран.
А стоит заговорить о том, чтобы привлечь в национальную команду иностранца, который того желает и готов для этого получить украинский паспорт (при этом наши законы требуют отказа от гражданства другого государства, а это существенная жертва), и вовсе поднимается буря.
Мол, нам чужого не надо, у нас все прекрасно и так далее по тексту. Вспомните хотя бы, сколько разговоров ходило вокруг натурализации Марко Девича или Эдмара, которые давно уже стали своими в Украине. Какими эпитетами сопровождались варианты предоставления паспорта с трезубом для Папа Гуйе (в итоге к нему подоспело приглашение в сборную Сенегала).
Такая же волна «общественного негодования» может ожидать нас и в случае с Матеусом. Хотя эти все возмущения на самом деле крайне выборочны. Когда в Киев из России перебирались Виктор Леоненко, Юрий Калитвинцев, Артем Яшкин, Сергей Кормильцев и Сергей Серебренников, наоборот, все хлопали в ладоши и смаковали изобретательность наших футбольных мужей.
Точно так же, как от души ругали их за то, что те позволили стать подданными России многим воспитанникам украинского футбола – мол, не старались удержать. Да и Артема Милевского с Александром Алиевым и другими представителями уникальной академии Павла Яковенко, собранными им по разным уголкам бывшего СССР, мы тоже приняли доброжелательно.
С одной стороны, понять, откуда берется психологический барьер, несложно – и россияне, и белорусы являлись нашими соседями по союзной коммуналке, равно как и представители многих других национальностей.
Балканцы таковыми не являются, не говоря уже о бразильцах и африканцах, и это правда. С другой же стороны, хочется уточнить: почему Милевскому можно было сменить гражданство (и футбольное – в том числе), а Девичу, Эдмару и Матеусу – нельзя. Какие критерии оценки?
Можно ведь разобраться в ситуации и понять, что движет игроком. Одно дело – Роман Нойштедтер, который так хотел выступать на Евро-2012 за сборную Украины, на территории которой родился, что даже отказался сдавать немецкий паспорт в обмен на «сине-желтый». Совсем другой случай – Владимир Дишленкович. Ради продолжения клубной карьеры в нашей стране он ушел из сборной Сербии, хотя считался ее основным голкипером и имел все шансы сыграть на ЧМ-2010.
И наконец, третий вариант – когда легионер настолько приживается в нашей стране, что обзаводится здесь семьей и, как говорится, пускает корни. Гвинеец Мамади Сангаре женился на киевлянке Елене, гандбольном вратаре, хорват Денис Главина – на девушке из Днепропетровска.
Точно так же поступили Эдмар (он в Украине с 2003 года), который в 2008-м расписался с крымчанкой Татьяной и даже взял себе фамилию Галовский, и Матеус—ему в Днепропетровске хватило и года, чтобы найти себе супругу Юлию. Поверьте – о футболе и сборной Украины они со своими красавицами думают в последнюю очередь.
И если бы мы жили в стране, являться гражданином которой – это мечта для большинства землян, в стране, куда стремятся уехать и задержаться любыми легальными и нелегальными способами, можно было заподозрить неладное (в конце концов, фиктивные браки придуманы не нами). Но отечественные реалии говорят об обратном, поэтому в искренности Эдмара или Матеуса вряд ли стоит сомневаться.
И не мешало бы помнить, что к натурализации, позволявшей качественно укрепить состав, в футбольной истории прибегали очень многие – в том числе Италия, Германия, Франция и другие сборные. Вряд ли стоит крутить носом и нам. Хотя «наша Галя», как известно, «балувана». Причем не первый год...
ЖДАТЬ ДЕРЕВЯННОЙ СВАДЬБЫ
Вопрос о том, нужен ли Матеус сборной Украины, станет актуальным лишь тогда, когда игрок получит возможность за нее выступать. Одного желания здесь мало. Мы изучили правовой аспект данной ситуации – и вот что выяснили.
Сначала днепропетровцу нужно получить паспорт гражданина Украины, а затем – разрешение ФИФА. И если с первым пунктом теоретически можно разобраться оперативно, то второй, судя по всему, потребует длительного ожидания.
Итак, ознакомившись с Законом Украины «О гражданстве Украины», можно сделать вывод, что особых преград для Матеуса нет. Процедуру принятия в гражданство регламентирует статья 9. Требований для потенциального «нового украинца» в ней содержится несколько. Не будем перечислять их все, та к как там значатся и такие прозаические, как, например, «наличие законных источников существования». Нас интересуют те пункты, которые могут затянуть процесс.
Пункт 3 предусматривает необходимость непрерывного проживания на законных основаниях на территории Украины в течение последних пяти лет. Но тут же дается уточнение, что данное условие не распространяется на иностранцев, более двух лет находящихся в браке с гражданами Украины.
Вместо пяти лет получаем два года. Матеус женат на гражданке Украины. В брак он вступил 1 мая этого года. Но в законе есть и еще одно уточнение. Оказывается, все эти временные ограничения не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц, принятие которых в гражданство Украины представляет для страны государственный интерес.
Все это находится в компетенции Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Украины. Члены комиссии и будут определять ценность нового гражданина и готовить документы на подпись главе государства. Ведь принятие в гражданство происходит именно посредством указа Президента.
В общем, путь предстоит непростой, но при наличии грамотных юристов пройти его быстро вполне реально. Главное, чтобы было желание самого футболиста, ведь для этого ему придется отречься от гражданства других стран. Насколько нам известно, у Матеуса сейчас два паспорта – бразильский и португальский. Согласно тому же закону, ему нужно будет подать письменное обязательство от них отказаться. А на протяжении двух лет после получения украинского паспорта - предъявить документ, что он вышел из подданства других государств.
Что касается перспектив игрока после получения украинского паспорта, то здесь все уже не так оптимистично. Статья 17 Правил, регулирующих применение Устава ФИФА, гласит, что футболист после смены гражданства может выступать за сборную другой страны, если проживает на ее территории в течение пяти лет.
Есть, конечно, другие пункты, позволяющие не ждать так долго, – допустим, факт рождения на территории этой страны (который, например, планировалось использовать в случае с Романом Нойштедтером) или появления там на свет родителей, бабушек или дедушек (который могли применить к аргентинцу с украинскими корнями Диего Климовичу).
Но у Матеуса украинских корней не имеется, так что ожидать придется, скорее всего, до «деревянной свадьбы» – то есть пять лет. Срок этот истечет лишь в начале 2016 года (если считать со дня появления игрока на берегах Днепра), а нападающему «Днепра» тогда как раз исполнится 33. Будет ли он тогда представлять интерес для нашей национальной команды — большой вопрос.
А вот раньше с этим было проще. До 2008 года «ценз оседлости» составлял два года. Поэтому, например, натурализовать нигерийца Эммануэля Олисадебе полякам удалось быстрее. Это же можно сказать о бразильце Маркосе Пиззелли, которого украинские болельщики помнят по выступлениям за донецкий «Металлург».
Перебравшись в Армению в 2006-м, через два года атакующий полузащитник получил паспорт новой родины – как раз накануне вступления в силу новых, ужесточенных правил. Успел вскочить на подножку уходящего поезда и серб Марко Девич, заигранный за «сине-желтых» тоже в 2008-м, спустя три года после переезда в нашу страну.
Тем, кто решился на смену гражданства позже, ожидать пришлось куда дольше. Например, болгарскому бразильцу Маркиньосу (появился на Балканах в 2005-м, заигран в 2011-м) или его бывшему соотечественнику Брессану (Белоруссия, 2007—2012).
Вообще за европейские сборные сейчас выступает немало экс-бразильцев, но все они, как правило, прожили в странах, цвета которых они защищают, много лет. Это можно сказать о Пепе (Португалия), Какау (Германия), Тьяго Алькантаре (Испания), Игоре де Камарго (Бельгия), Фабио (Азербайджан). В этот же список можно включить и харьковчанина Эдмара (Украина), а также донетчанина Эдуардо (Хорватия).
А вот у Тьяго Мотты, выступающего за Италию, другая ситуация. Отыграв на Апеннинах за «Дженоа» и «Интер» всего три сезона, он примерил футболку «Скуадры Адзурры» в 2011-м, воспользовавшись пунктом о двойном гражданстве. В таком случае процедура намного проще, но для Матеуса она не подходит – украинское законодательство такую возможность исключает.
Однако отчаиваться не стоит и днепрянину. Тот же упомянутый нами Ренан Брессан, который успел провести за национальную команду Белоруссии уже семь матчей, обращался в ФИФА намного раньше 2012 года. Его вопрос рассматривали, но поводов для сокращения сроков не нашли. А вдруг в деле Матеуса отыщутся факты, о которых нам неизвестно и которые позволят не ждать так долго? За спрос, как известно, не бьют в нос. Так что попытаться, как нам представляется, все же стоит
Трибуна мнений
Юрий КАЛИТВИНЦЕВ (экс-тренер сборной Украины)
«Чтобы играть в сборной Украины, любой легионер должен чувствовать себя истинным гражданином этой страны! А для этого человеку надо прожить здесь не один год, полностью прочувствовав наш менталитет Хотя хороший игрок востребован в любой команде. И если футболист действительно приносит пользу, зачем смотреть в его паспорт?»
Леонид БУРЯК (экс-тренер сборной Украины)
«Если бы мне предложили выступать, к примеру, за ту же сборную Бразилии, я бы никогда не согласился! Родиться в одном государстве, а выступать за другое – это мне чуждо.
И независимо от того, кто является кандидатом для натурализации, я против всего этого.
В Украине достаточно много хороших футболистов, которые могут играть в сборной. Тем более сейчас на подходе добротное поколение молодых игроков».
Мирон МАРКЕВИЧ (экс-тренер сборной Украины)
«Я совершенно не против натурализации. Можно сказать, даже «за» приглашение под знамена сборной команды страны футболистов-легионеров. Тем более что такие игроки смогут принести пользу. Если у них имеется огромное желание выступать под украинским флагом и быть полезным коллективу, то почему бы и не воспользоваться этим».